Урок по окружающему миру Водные богатства нашего края


Урок по окружающему миру


Тема: «Водные богатства нашего края»
Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о естественных и искусственных водоемах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные : получат возможность научиться работать с учебником, картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; парная, фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая
Образовательные ресурсы http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/516854/
http://zvukoff.ru/song/200619 http://wiki.vspu.ru/workroom/projects/скачать_урок
Оборудование Интерактивная доска, компьютер; схема реки; карта Башкортостана, карта России, карта Дюртюлинского района, глобус, конверты для парной работы, плакаты-схемы, листы оценивания, «детали» рекиОсновныепонятия водоёмы, исток, русло, устье, притоки, половодье
Сценарий урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия
на уроке Формируемые умения(универсальные учебные действия) Промежуточный
контроль
I. Мотивация (само-определение) к учебной
деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного материала Организационный момент. Приветствие.
Звучит отрывок из песни «Синяя вода» из мультфильма «Катерок» (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина):
Вам новое предстоит узнать
И друзьям потом об этом рассказать.
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода…
Чтоб тему урока узнать.
Кроссворд вам надо разгадать.
кроссворд: слайд 1
Приветствуют гостей.
Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
Отгадывают кроссворд
Фронтальная, коллективная Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Устные ответы,
организация рабочего места

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг.)
2. Место, где река берет свое начало. (Исток.)
3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.)
4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.)
5. Самое теплое море России. (Черное море.)
6. Форма поверхности. (Холм.)
7. Вся территория земной поверхности разделена на природные… (зоны).
Ключевое слово: водоемы
-О чем будем говорить на уроке? ( о водоёмах)
-тема нашего урока «Водные богатства нашего края»слайд2
-Предположите, на какие вопросы будем искать ответы?
(какие водоёмы есть в нашей республике, в районе)слайд3 Отвечают на вопросы учителя, формулируют вопросы и ставят задачи к уроку II. Изучение нового материала Беседа по теме урока.
-раскрутим наш глобус.Какого цвета стала Земля?
Потому что слайд4– Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.)
– Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах.)
– посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишнее» слово: океан, озеро, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей.– Оставшиеся слова разделите на две группы по их происхождению. (Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком.)
Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных спосо- Устные ответы,
карточки, заполнение таблицы

Заполнение таблицы «Водоемы».
– Заполните таблицу:
Водоемы
естественные: искусственные:
река канал
озеро пруд
море водохранилище
океан ручей – Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера? (дожевая, снеговая вода, родники, мелкие речки)

– что дает начало любой реке? (Родник.)слайд5
-Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть её стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения(оврагах, под озером) выходит наружу, образуя родники.
-А теперь поработайте в паре, соберите рисунок с конверта.
-Что у вас получилось? Что вы составили?(схему реки) слайд 6
– куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10000 километров.
– подумайте, на какой местности скорость реки будет больше: на равнинной или горной? Почему?
– Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?
– Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы? (половодье)
– за счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод.) выходят к доске по «цепочке» и заполняют таблицу
Оценивают свою работу
высказывают свои предположения.
Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы учителя, собирают схему реки на доске по деталям Работа в паре
Коллективная бов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют Физминутка «Капельки» слайд
Работа с картой России
Работа с картой
Башкортостана.
Рассказ учащихся о водоёмах Башкортостана – Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте.
– Как реки обозначаются на карте? найдите на карте реки: Волга, Ангара, Енисей, Лена и др.
– Кроме рек, вода собирается в озера. Озеро – это природное углубление, заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек.
– Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Из некоторых озер вытекают реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна – Нева. А в озеро Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна – Ангара.
– какие озера вы знаете? Покажите их на карте.
– Зимой водоемы покрываются льдом. Почему опасно ходить по льду осенью? Весной ходить по льду тоже очень опасно. А летом нужно купаться в специальных местах под наблюдением взрослых.
– Какие водоемы расположены на территории нашей республики?
– Назовите естественные водоемы.(реки, озёра)
– Перечислите искусственные водоемы нашей республики. (водохранилища)
Показ слайдов,8,9,10,11,12 и рассказ о реке Белой;
Озёрах: Асылыкуль, Кандрыкуль, Банное;
Слайд 13(карта Башкортостана с р. Белой)
– На берегу какой реки расположено наше село?
– Покажите исток и устье реки, на которой стоит наше село.
– На каком берегу (правом или левом) находится наше село? Работают по картам учебника стр 58-59, несколько учеников по карте у доски
Повторяют правила по ТБ
Слушают
сообщения несколько учеников
Отвечают на вопросы учителя, показывают на карте, заполняют рабочие тетради
Работа в группах.
свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и эти- – Как это узнать? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег, а слева – левый берег.)
– Есть ли у этой реки притоки ближе к нашему району? ческим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению предмета III. Практическая деятельность Работа по учебнику.
Составление памятки. – А вы знаете, как вести себя правильно у водоема? Прочитайте об этом в учебнике (с. 146–147).
– Как взрослые и дети должны охранять водоем? Слайд 14(Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)
– Сейчас, работая в парах, вы составите памятку «Правила поведения у водоема».
После прослушивания ответов составляется общая памятка. Слайд15
Памятка
1. Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3. Не мой транспорт в водоеме.
Читают по учебниеу,отвечают на вопросы.
Составляют памятку.
Оценивают работу в паре Фронтальная, индивидуальная.
Парная. Познавательные:
осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Устные ответы,
выполненные
задания

Обобщение.

Какое же назначение имеют водоемы в природе и в жизни человека? Слайд 16

– Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают вреки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах?
Предлагает выполнить задания из электронного приложения дома Внимательно слушают и комментируют рисунки из слайда
Отвечают на вопрос.

Коллективная. Регулятивные:
осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

IV. Итоги урока.
Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа. Выставление оценок – Что нового узнали?
– Какое значение в природе имеют водоемы?
– Где пригодятся эти знания?
-Нашли ответ на наш вопрос к уроку?
– Как ты оцениваешь свою работу на уроке?
Отвечают на вопросы учителя
Оценивают свою работу на уроке индивидуальная,
фронтальная Познавательные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке V. Домашнее задание
VI.
Видеофильм «Павловское водохранилище» Комментарий учителя
Слайд 17
1)задания из электронного приложения к учебнику
2)учебник стр. 145-148 задание №2
3)сообщение о водоёмах Дюртюлинского района
Слайд 18 Задают уточняющие вопросы
Смотрят фильм Фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач