Программа внеурочной деятельности Художник -оформитель

«Рассмотрено» «Утверждено»
на ШМО Педагогический совет «__» __________20___г протокол №____
от __________20____г.





ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Художник-оформитель»
1год обучения
возраст 11-15 лет





Автор: учитель изобразительного искусства
Белохвостова Елена Семеновна






р. п. Крестцы
2011г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы
Художественно-оформительские работы отличаются многообразием отображения школьной жизни. Художественное оформление в школе отображает процессы, события, праздники. На занятиях учащиеся организованно и заинтересованно выполняют самые разные виды работ: шрифтовых надписей с помощью плакатных перьев, кистью, накладных букв, трафаретов, шрифтовых композиций заголовок, текстов, эскизы плакатов, эмблем, проектов, макетов, размещения экспонатов на выставках, которые становятся традициями в школе. Сближает учащихся, позволяет ощутить себя непосредственными участниками событий, увидеть себя как бы со стороны.
Содержание программы по обучению художника-оформителя направлено на привлечение ребят к решению школьных проблем, развитие у них чувства патриотизма, желание участвовать в делах школы и класса.
Художественно оформленная идея, событие, факт приучает школьников вырабатывать и конструировать собственную точку зрения, отношение к происходящим событиям, воспитывает эстетический вкус, историческую память, мировоззрение.
История декоративно-оформительского искусства свидетельствует о его большом воспитывающем воздействии на окружающих, и этим оформительское искусство отличается от других видов (живописи, графики).
Декоративно-оформительского искусство существует вполне самостоятельно, от таких видов искусства, как живопись или графика, оно отличается своим агитационным характером. Оно всегда находится в центре общественной жизни, взаимоотношений людей, отражает основные исторические вехи становления общества, государства, призвано поддерживать полнокровную духовную жизнь.

Цель:
познакомить с профессией художник-оформитель;
обучить основным приемам художественно-оформительскому искусству;
воспитывать художественно-эстетическое восприятие мира.
Задачи:
научить восприятию различных видов искусства, художественных приемы;
познакомить с художественно-оформительским искусством, областями его применения;
научить основным приемам, техникам и технологиям оформительских работ;
научить выполнять шрифтовые надписи (плакатными перьями, кистью, с помощью трафарета);
научить разрабатывать свои проекты, анализировать их;
сформировать представления в области рисунка и живописи применительно к основам декоративно-прикладного искусства (художественное конструирование, проектирование интерьеров, цветоведение);
развивать художественно – творческие способности учащихся;
развивать художественный вкус, общую культуру;
воспитывать положительное восприятие искусства и культуры Родного края и народов мира;
подготовить детей к осознанному выбору профессии.
Воспитательные аспекты
Реализация программы художник-оформитель способствует формированию художественной культуры обучающихся. Программа направлена на профориентацию обучающихся и развитие их творческих способностей, коммуникабельности и социализации.
Возраст, возрастные особенности
Программа рассчитана на обучение детей среднего школьного возраста. Программа учитывает возрастные особенности школьников, в неё включены экскурсии, проекты и творческие работы.
Формы работы
Для реализации программы применяются следующие формы учебно-воспитательной работы: экскурсии, учебное занятие, выставки детского творчества: проекты, размещение экспонатов на школьной выставке, выпуск школьной газеты, изготовление макетов школьного интерьера.
По охвату детей на занятиях необходимы индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая и фронтальная работы.
Методы работы
При использовании этой программы применены следующие методы обучения и воспитания: экскурсия, беседы, обсуждение, рассказ; рассматривание иллюстраций, плакатов, объявлений, проектов, макетов, эмблем, заставок; наблюдения; конкурсы, объяснение, показ, выставка творческих работ, сравнение и аналогия, сопоставление; создание проблемно-поисковых ситуаций; анализ.
Программа предусматривает сочетание самостоятельной, коллективной работы детей и работы группами, а также деятельность всего объединения.
Условия реализации программы – 1 год
В реализации программы участвует группа учащихся 11-15 лет.
Занятия группы проходят 1 раз в неделю, в соответствии с нормами СанПиН, Уставом школы.
Результативность
После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:
основы оформительского искусства;
цвет и свет в оформительском искусстве;
виды шрифтовых надписей, шрифтовых композиций;
виды и свойства красок и других материалов, инструментов применение в оформительском искусстве;
создание проектов художественного оформления, интерьера, экстерьера, костюмов к спектаклям;
изготовление макетов школьного интерьера;
правила безопасности труда и личной гигиены.
учащиеся должны уметь:
выделять и реализовывать конкретную изобразительную задачу;
понимать и выражать ведущую идею выполняемого оформления, предназначенное для школы;
отображать художественно-изобразительные средства, позволяющие акцентировать смысл оформительской работы в доступной форме;
находить лаконичную форму для оформления;
применять художественные средства, чтобы оформления каждый раз создавало впечатление новизны.

Связь с другими объединениями основным образованием и будущей деятельностью
К концу учебного года воспитанники, приобретая вышеуказанные навыки, будут подготовлены к более глубокому развитию способностей в данном объединении (2 года обучения) или могут продолжить занятия в других объединениях творческого направления, соответствующего возрасту.


Содержание программы
Профессия и применение оформительских работ в жизни, правила безопасности труда и личной гигиены.
Экскурсия.
Знакомство с цветом и светом в оформительском искусстве, материалами, инструментами и оборудованием, техникой оформительской работы, видами шрифтов, способами выполнения шрифтовых надписей при помощи плакатных перьев, кистью, накладных букв, трафаретов.
Выполнение эскизов по написанию плаката, объявления, информационной таблицы.
Знакомство с модульным принципом оформления, эмблем, пиктограмм.
Создание эскизов проектов, макетов визуальной коммуникации.
Знакомство с шрифтовой композицией в плакате, заголовке, тексте, заставках.
Знакомство с интерьером и экстерьером.
Создание проектов художественного оформления школьных выставок, костюмов к спектаклям, выступлениям на праздниках.
Изготовление макетов школьного оформления интерьера, игровой площадки, детского городка, школьной сцены.
Учебно-тематический план


№ темы

Разделы и темы

Практика
Общее количество часов

1
Введение. Оформительское искусство в школе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Беседа
1

2
Урок-экскурсия.
Экскурсия
1

3
Цвет и свет в оформительском искусстве.
Выполнение цветового гармонизатора.
1

4

Материалы
Инструменты и оборудования.
Отбор материалов, их гигиеническое качество и изобразительные свойства, способы художественной обработки.
1



Применение инструментов, выработка собственной манеры их сочетания и использование в зависимости от творческого замысла.


5
Техника оформительской работы.
выбор проектов, помещений.
1

6
Виды шрифтов.
Творческая работа
4


Способы выполнения шрифтовых надписей:
-выполнение шрифта плакатными перьями;
- выполнение шрифта кистью;
-выполнение шрифта с помощью накладных букв (аппликативный шрифт);
-виды трафаретов;


Выполнение шрифтовой композиции.


1

1
1


1

7
- выполнение шрифта с помощью трафарета.
Выполнение эскиза по написанию плаката.
Выполнение шрифтовой композиции.
Творческая работа
1


8
Выполнение эскиза по написанию объявления.
Творческая работа
1

9
Выполнение эскиза по написанию информационной таблицы.
Творческая работа
1

10
Модульный принцип оформления. Цветовое решение.
Творческая работа
1

11
Эмблемы в школьном оформлении.
Творческая работа
1

12






Проект:
-создание памятного приза для награждения;
-разработка эскизов проекта и макета знаков визуальной коммуникации;

Выполнение проекта изделия
Выполнение проекта


1

1

13
Шрифтовая композиция:
-шрифт в плакате, заголовке, тексте;
-шрифт в художественных заставках;
-художественное оформление этажей школы.
Творческая работа

1

1

2

14
Интерьер и экстерьер.
Творческая работа
1

15
Эскиз проекта художественного оформления школьной выставки (интерьер школьного помещения)
Выполнение проекта

2

16
Размещения экспонатов на школьной выставке.
Выполнение проекта
1

17
Художественное решение подставок и витрин на школьной выставке.
Выполнение проекта

1

18
Размещение объектов в эскизном проекте.
Выполнение проекта
1

19
Повседневная школьная газета.
Выполнение проекта
1

20
Эскиз художественного оформления стенной газеты.
Творческая работа
1

21
Выполнение орнамента
Творческая работа
1

22
Изготовление макета школьного интерьера.
Выполнение проекта
1

23
Эскиз проекта оформления школьного праздника
Выполнение проекта
1

24
Эскиз проекта детской игровой площадки.
Выполнение проекта
1

25
Эскиз проекта оформления школьной сцены.
Выполнение проекта.
1

Итого: 34 часа


















Список литературы
Борисов В.П. Как оформить выставку в городе. - М.,1987.
Быков В.В. Материалы и техника художественно-оформительских работ. - М.,1986.
Глинкин В.А. Искусство современного интерьера – школьнику. - М.,1984.
Циглер Б.В. художественное оформление наглядных средств агитации и пропаганды. - М., 1979.
Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. - М., 2001.
Кликс Р.Р. Художественное проектирование экспозиций. - М., 1996.
Кликушин Г.Ф. Шрифты: для художников-оформителей. Минск, 1980.
Ковешникова Е.Н., Ковешников А.И. Основы теории дизайна. - М.,1999.
Лебедева Е.В., Черных Р.М. Искусство художника-оформителя. - М., 1982.
Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М., 1988.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства. - М., 1980
Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. - М., 1996.
Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации. - М., 1999.
Соловьев С.П., Астрова Т.Е. Цвет в интерьерах общеобразовательных школ. - М., 1973.
Титова Е.П. Методика организации и оформления тематической выставки в школе. - М., 1999.








13PAGE 15







15