Создание условий для развития речевой активности детей раннего возраста


«Создание условий для развития речевой активности детей раннего возраста»Подготовила: Воспитатель первой младшей группы Нестеренко Дарья Сергеевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ«Детский сад № 24 общеразвивающего вида»города Магнитогорска

В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а так же расширения зоны общения со взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове. Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с возрастом.
style.rotation В соответствии с ФГОС ДО «Речевое развитие включает владение речью как средством общения культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие речевой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой , понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
style.rotation Одной из задач ФГОС является – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Одним из условий развития речевой активности детей раннего возраста это – внимательное и бережное отношение взрослого к ребенку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить контакт с ребенком и развивать его речь.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ДОУЦель: развитие ус ной речи и навыков речевого общения с окружающим на основе овладения литературным языком своего народа. Становление начальной коммуникативной компетентности ребенка ЗАДАЧИРазвивающая речевая средаФормирование словаряЗвуковая культура речи Грамматический строй речиСвязная речьПРИНЦИПЫВзаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детейКоммуникативно-деятельностный подход к развитию речиРазвитие языкового чутьяФормирование элементарного осознания явлений языкаВзаимосвязь работы над различными сторонами речиОбогащение мотивации речевой деятельности Обеспечение активной речевой практики СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИОбщение взрослых и детейРечевая средаОбучение родному языкуХудожественная литератураРазличные виды искусства МЕТОДЫПо используемым средствамОт характера речевой деятельностиСловесныеЧтение рассказывание беседа пересказНаглядныеРассматривание картин игрушек фотографийопосредованныеНе опосредованные экскурсии осмотры рассматривание натуральных предметовПрактическиедид.игры драматизация инсценировка дид.упр-я хоровод.игрыРепродуктивныеРассматривание чтение пересказзаучиваниеПродуктивныеМоделирование творческие задания творческое рассказыванеиПРИЕМЫТрадиционная классификацияОт роли в процессе обученияСловесныеРечевой образец объяснение простое проговаривание указания оценка детской речи вопросНаглядныеПоказ иллюстрационного материала показ положений артикуляцииигровыеСловесные наглядныеПрямыеОбразец речи объяснение указание вопросКосвенныеНапоминание замечание подсказка совет Условия реализации речевой активности должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях, а именно сферах: социально-коммуникативного познавательного речевого художественно-эстетического развития личности детей, их эмоциональных благ и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.


В работе с детьми раннего возраста я использую следующие приемы: показ и рассматривание предмета; выполнение действий с предметом; повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений; вопросы-ответы; опосредованное общение через куклу; многократное проговаривание речевого материала; комментирование действий.



Формы работы по развитию речи в ДОУ Организованная образовательная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности. образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов. самостоятельная деятельность детей взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Условия речевого развития в ДОУ А.Г. Арушанова отмечает, что важную роль в развитии контактоустанавливающей функции играет организация пространства общения. Для общения детей необходимы материальные условия, возможность уединиться, выбирать занятия по интересам, использовать многофункциональную мебель и модули для организации творческих игр с использованием предметов заместителей.
ppt_xppt_y Дидактические мелкие игрушки:
Пирамидки, шнуровки
Куклы и предметы домашнего обихода
Проведение дидактических игр: «Уложили куклу спать»Дети очень любят играть многофункциональной игрушкой. Она развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, сенсорику.
Театрализованная зона для игр в группа раннего возраста стимулирует развитие речи ребенка, благоприятно действует на формирование эмоциональной сферы. Это кукольный театр,
style.rotation Пальчиковый театр,

Настольно-плоскостной театр,

Театр резиновой игрушки и др…
style.rotation Игра: «Разложи шарики по цвету» развивает мелкую моторику и восприятие цвета.
Наборы предметных картинок : «фрукты», «овощи»
Наборы предметных картинок : «Животные», «мебель»
Игра: «Парные картинки»
Игры для дыхательных упражнений
Карточки с изображением животных и их детенышей
Книжный уголок
«Потешки», «Сказки», «Пальчиковые игры»
Развитие речи детей рассматривается как непрерывная и организованная система работы над содержанием речи, ее формой, произношением. Обучение родному языку должно быть осознанным и осмысленным. В основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой действительности.
Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ реализации, самораскрытия человека. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Речевое развитие в ДОУ строится на основе интеграции с другими сторонами развития, что обеспечивает целостность образовательного процесса.Интеграция речевого развития детей может предполагать процесс объединения, сближения речевого и экологического развития, речевого и художественно-эстетического, речевого и физического, речевого и социально-коммуникативного.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Большой выбор игрушек благоприятно отражается на психическом развитии малышей. Умело организованная окружающая среда более чем на 50% снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого. Дети быстро адаптируются в коллективе сверстников . У них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Такая деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребенку проявить любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.Когда мы видим в глазах детей радость, благодарность, то получаем энергетический заряд для дальнейшей работы с малышами.