Совершенствование социально-культурной модели сельской школы

Root EntryФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ





ПРОЕКТ

на тему:

«Совершенствование социально – культурной модели сельской
школы»




Разработчики: Емтыль Р.Х.
Ковалева С.Б.
Лобанова Г. Н.
Попов Н. А.
Синякова Н. И.
Сычева Н. В.
Чопурян Н. Н





Ростов-на-Дону
2012
ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Заказчик проекта
Муниципальный орган управления образованием

Руководитель проекта
Директор ОУ

Целевая группа
Участники образовательного процесса сельских школ

Партнеры-участники проекта
Муниципальные образовательные учреждения, органы местного самоуправления, внешние инвесторы

Продолжительность проекта
12 месяцев

Стоимость проекта

имеется
необходимо
всего


691 865
5 883 851
6 575 716






ВВЕДЕНИЕ
В сельских образовательных учреждениях на протяжении ряда лет сохраняется тенденция сокращения контингента учащихся. Несмотря на государственную поддержку сельских школ (компьютеризацию, программу «Дорога к школе», ряда региональных программ), мер по привлечению школьников в сельские образовательные учреждения не является достаточным для сохранения контингента обучающихся в них.
Проблема обусловлена рядом факторов:
-сложная демографическая ситуация в стране;
-отсутствие рабочих мест в сельской местности;
-отток населения в мегаполисы;
-неконкурентоспособность сельской школы;
-слабая материальная база;
-отсутствие инвестиций.
В современных же социально-экономических условиях с принятием ряда законодательных актов школа вынуждена быть конкурентно-способной, выполняя главный заказ общества – образовательный.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью осуществления проектирования социально-культурной модели школы, исходя из естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в сельских регионах. Отсюда основное требование к проекту – максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросообразные компоненты, отражающие современную социально-культурную ситуацию для совершенствования модели сельской школы.
Группа разработчиков проекта в процессе многошагового обсуждения обозначила основные проблемы современного образования трех регионов: Ростовской области, Краснодарского края, Республики Адыгея, такие как:.. Группа провела системный анализ выявленных проблем, который включил три этапа:
количественный анализ:
ранжирование проблем по степени их актуальности;
качественный анализ:
анализ наличия взаимосвязи между исследуемыми проблемами;
графо-аналитическое моделирование:
выявление проблем-причин, от решения которых зависит решение других проблем, или решение которых может способствовать, облегчить решение других задач.
В результате группа пришла к выводу о необходимости совершенствования социально-культурной модели сельской школы.

Содержание проекта
2.1. Актуальность темы проекта
2.1.1. Значимость решаемой проблемы
В образовательном пространстве России примерно 70 % всех общеобразовательных школ – сельские.
В Ростовской области 1111 школ, из них 349 малокомплектных сельских, что составляет 31,4%. Обучается в них школах 24800 детей.
В Краснодарском крае около 70 % школ расположены в сельской местности; на конец 2011 года в Краснодарском крае 182 сельской малокомплектной школы, в которых учатся 11 тысяч человек .
Село же стоит сегодня перед острой необходимостью глубоких и динамичных преобразований уклада хозяйствования и жизни, коренного изменения деятельности и мышления крестьянина, появления совершенно новых образовательных запросов. Именно село, малая деревня, с развивающимся индивидуальным крестьянским хозяйством, фермерством, кооперацией задает сегодня реальную инновационную систему в экономике, а, следовательно, и в образовании. Таким образом, село, инициируя инновационные процессы развития школы, способствует своему собственному развитию.
Хотя школа и является социокультурным центром села, но на развитие села она не оказывает должного влияния по ряду причин:
- распространенность миграционных настроений среди сельской учащейся молодежи (только 12,5% выпускников связывают свою дальнейшую жизнь с селом);
- нежелание выпускников педагогических вузов работать в сельских школах (только 7,1% учителей сельских школ имеют возраст до 35 лет);
- недостаточно высокий профессионализм сельских учителей (в первую очередь, обусловленный отсутствием гибкости, мобильности в выборе профессиональных ориентиров, связанных с происходящими в сельской действительности изменениями);
- невостребованность местными сельхозтоваропроизводителями качественного образования, которое может стать ресурсом развития села и обеспечить культуротворческую деятельность на земле.
Отсталость сельской школы может быть разрешена только в условиях широких инновационных культурно-образовательных инициатив. Новый тип образовательных учреждений «Сельский культурно-образовательный центр» уже известен основной задачей, которой является интегрирование инициативы и действия различных ведомств и структур на территории сельского поселения.
Преимуществами такого типа образовательного учреждения являются:
- его способность к саморазвитию: возникнув в одних социально-экономических условиях, оно быстро адаптируется к социально-экономическим изменениям, происходящим в обществе. Именно в нем создаются условия для формирования новых отношений и взаимодействий, отражающих как в зеркале процессы современного общественного развития. Это объясняется тем, что сельчане проживают на ограниченной территории, с одним и тем же составом жителей, со своим сложившимся укладом, хорошо знают друг друга и понимают, что им самим создавать эту реальность, конструировать и модернизировать ее, опираясь на знания, опыт, профессионализм, личностные качества;
- его целостность как культурно-образовательной системы ( В настоящее время сельская действительность часто сталкивается с условной делимостью ее на отдельные звенья, которые не только не содействуют консолидации их духовно-нравственного потенциала, но даже препятствуют развитию и укоренению позитивных явлений в сельской среде. Межведомственная разобщенность порождает дублирование программ, вовлечение в них ограниченного количества участников, неэффективное расходование средств, кадровых ресурсов и , в результате, не ведет к кардинальным, позитивным изменениям даже в небольших поселениях).
Таким образом, актуальным становится вопрос усовершенствования социо- культурной модели сельской школы как институт образования, который действительно объединяют в себе различные образовательно-общественно-культурные отношения, вовлекая в них большее количество членов социума. Кроме максимальной приближенности таких институтов к реальной культуре, целостного подхода к образованию (воспитанию) населения, значительным результатом их деятельности должен стать экономический эффект: расширится сфера образовательных услуг, повысится профессионализм и ответственность членов сельского сообщества за конечные результаты своей деятельности, возрастет образовательный потенциал поселений.
Таким образом, социально - культурная модель сельской школы рождает новое представление о школе как об организаторе и координаторе образовательных воздействий различных субъектов культуры и социума. Школа из транслятора культуры превращается в созидателя собственной культурно-образовательной среды, интегратора и созидателя новых сетевых образовательных взаимодействий.

2.1.2. Цели проекта
Целью проекта является совершенствование социально-культурной модели сельской школы, направленной на создание культурно-образовательной среды в селе, сохраняющей духовно-нравственные основы сельского сообщества, открытие новых социально-культурных перспектив развития, что сделает школу конкурентоспособной и привлекательной для инвестиций.

2.2 Задачи проекта
- совершенствование социально-культурной модели сельской школы на основе интеграции различных ведомств и учреждений;
- разработка механизмов согласования внешнего заказа;
- разработка концепции усовершенствованной социально-культурной модели сельской школы, которая обеспечила бы научно-методическое сопровождение системной модернизации образования;
- развитие социального партнерства.

2.3 Ожидаемые результаты проекта
Усовершенствование социально-культурной модели сельской школы;
Разработка механизмы согласования внешнего заказа;
Создание концепция создания социально-культурной модели сельской школы, которая обеспечила бы научно-методическое сопровождение системной модернизации образования
Увеличение доли внебюджетных средств в общем объеме инвестиций в ОУ;
Обновление типологии образовательных программ и структуры системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений и соответствующим нормативным закреплением (в т. ч. обеспечение правовой основы функционирования «социокультурных образовательных комплексов»);
Повышение охвата детей услугами дошкольного образования;
Повышение доли детей в возрасте 8–18 лет с ограниченными возможностями здоровья, получающих общее образование;
Повышение доли детей и молодежи в возрасте 14–25 лет, получающих дополнительные образовательные услуги для одаренных детей и талантливой молодежи;
Повышение доли лиц в возрасте 5–18 лет, получающих бесплатные дополнительные образовательные услуги;

2.4 Идентифицированные риски проекта


Риски систематические

Способы снижения рисков


Привлечение внебюджетных средств из новых источников;



Экономический кризис в стране;



Рост цен на ресурсы;



Стихийные бедствия;



Несовершенство законодательства.





Риски несистематические
Способы снижения рисков

1
Банкротство инвесторов;


2
Неплатёжеспособность потребителей;


3
Невыполнение в полном объеме
обязательств партнеров проекта;



4
Развитие конкуренции;


5
Поиск новых ресурсов.










2.5 Проектное решение
Основные направления реализации проекта:
- Использование природно-климатических условий местности;
-Развитие туризма и спорта в целях культурного обогащения детей;
- Организация «трогательного» зоопарка;
- Воспитание бережного отношения к окружающей среде через шефскую работу над фермерскими хозяйствами;
- Создание групп предшкольной подготовки в осенне-весенний период для иногородних детей;
- Оздоровление иногородних детей
-создание благоприятных социально-психологических условий для адаптации иногородних детей в летний и весенне - осенний период;
-внедрение программы AFS;
-внедрение дистанционного обучения детей (инвалидов, одаренных, подготовка выпускников школ к ГИА, ЕГЭ квалифицированными специалистами)
- создание и функционирование информационного портала малокомплектных южных сельских школ;
- развитие детского творчества, которое базируется на этнокультуре данной территории;
- заключение договоров с социальными партнерами;
- позиционирование учреждения.
2.6. Этапы, сроки реализации и ресурсное обеспечение проекта

Этапы
Сроки реализации
Ресурсы



Вид ресурса
Объем ресурса

Организационно-подготовительный

1-6 мес.



1.1.Назначение руководителя проекта.
Формирование проектной группы.
1



1.2. Разработка нормативно-правовой базы.
1-2



1.3. Подбор персонала.
1-2



1.4. Заключение соглашений.
1-2



1.5. Подготовка зданий, аудиторий. Текущий ремонт.
1-3



1.6. Закупка недостающего оборудования
1-3



1.7. Монтаж оборудования
4



1.8. Обучение персонала
5



1.9. Разработка портала
10-11



Этап 2: Основной




2.1. Собрание жителей сельского поселения
2



2.2. Организация взаимодействия с участниками образовательного процесса
2-3



2.3. Функционирование информационного портала
11-12



2.4. Социологическое исследование
3-4



2.5. Индивидуальные консультации с родителями, законными представителями, временно прибывшими на территорию поселения.
1-12



2.6. Проведение тренингов учащихся
1-2



2.7. Формирование базы данных учащихся
5



2.7. День открытых дверей
12 мес.



2.8. Выпуск и распространение информационных материалов.
Разработка методических материалов.
9



2.9. Подготовка и выпуск цикла передач на муниципальном, региональном телевидении.
8-11



2.10. Публикации в местной газете материалов по проекту
11



Этап 3: Заключительный




3.1. Подготовка отчетной документации
11-12



3.2. Подготовка финансового отчета
10-12



3.3. Публичный отчет о результатах проекта
12





2.8. Бюджет проекта

Оплата труда
Персонал

№ п/п
Должность
Уровень оплаты труда руб./мес.
% времени работы по проекту
Итого за работу по проекту руб./мес.
Длительность (мес.)
Всего (руб.)
Имеется (руб.)
Требуется (руб.)

1
Директор проекта
12 000
30
3 600
12
43 200
0
43 200

2
Бухгалтер
10 000
30
3 000
12
36 000
36 000
0

3
Зам. дир. по учебной и методической работе
11 000
30
3 300


12
39 600
39 600
0

4
Зам. дир. по воспитательной работе
11 000
30
3 300
12
39 600
39 600
0

5
программист
8 000
30
2 400
12
26 800
26 800
0

6
делопроизводитель
6 000
30
1 800
12
21 600
21 600
0


Итого по персоналу
206 800
163600
43 200

Консультанты и другие услуги

№ п/п
Должность
Оплата труда руб./час.
Количество час
Всего (руб.)
Имеется (руб.)
Требуется (руб.)

1
Юрист
100
20
2 000
0
2 000

2
Психолог
80
30
2 400
2 400
0

3
Социальный педагог
80
20
1 600
1 600
0

 
Итого по консультантам:
 
 
6000
4 000
2 000


ИТОГО ОПЛАТА ТРУДА – 212 800 рублей

Социальное медицинское страхование, другие обязательные выплаты

Всего (руб.)
Имеется (руб.)
Требуется (руб.)

Сумма отчислений (% от фонда заработной платы)
64 266
50 615
13 651


ИТОГО ОПЛАТА ТРУДА – 277 066 рублей
Основные прямые расходы











Оборудование





Всего (руб.)
Имеется (руб.)
Требуется (руб.)

Оргтехника
9600
9600
0

Медеоклассы
1 560 000
0
1 560 000

Класс дистанционно обучения
1 200 000
0
1 200 000

Спортивное оборудование
800 000
0
800 000

Мебель для детского сада
600 000
0
600 000

Школьная мебель
400 000
0
400 000

Музыкальное оборудование
800 000
0
800 000

Замена технологического оборудования
405 000
0
405 000

Итого:

9600
5 765 000


Ремонт

Всего (руб.)
Имеется (руб.)
Требуется (руб.)

Текущий ремонт здания
400 000
350 000
50 000

Приобретение строительных материалов
90 000
80 000
10 000

Итого
490 000
430 000
60 000


Связь и коммуникации



 
 
 
Всего
Имеется
Требуется

Телефонные переговоры междугородние




Электронная почта
7 200
7 200
0

Телефон, факс
1 200
14400
0

Итого:

21 600
0



О