Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка


Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка
Пуляева Татьяна Викторовна
МБОУ СОШ № 2 г. Воронеж
учитель немецкого языка
В соответствии с ФГОС изучение иностранного языка в школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений и отношение к деятельности в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.
Целью многих работ по изучению формирования устной речи является выяснение того, как учащийся овладевает языком, как у него складывается система языка, как возникают и формируются грамматические категории, в какой последовательности и с какими затруднениями усваиваются различные языковые элементы.
Усвоение языка это отражение процесса развития познавательной деятельности учащихся. При этом следует учитывать, что естественные условия овладения родным языком, безусловно, отличаются от учебных условий овладения иностранным языком, прежде всего тем, что в процессе овладения родным языком учащийся проходит путь от интуиции к знанию, в то время как овладение иностранным языком основано на принципе от знания к интуиции.
В учебных условиях усвоение материала иностранного языка предполагается осуществлять на основе принципа сознательности, поскольку опыт работы показывает, что без реализации принципа сознательности учащиеся не овладевают иноязычной речью.
Для обучения общению на немецком языке можно использовать нетрадиционные элементы урока. Урок может начинаться с обмена приветствиями между учителем и учащимися и организацией беседы между учениками.
- Wie geht es dir?
- Danke, alles is super.
- Du siehst so glücklich aus.Was gibt es Neues?
- Ich habe den ersten Platz belegt.
- Wie geht es dir?
- Danke, es geht.
- Warum bist du so traurig? Was is los?
- I habe mein Buch verloren- Ich helfe dir.Suchen wir es zusammen!
Эта работа способствует накоплению достаточного запаса речевых клише, необходимых для вступления в контакт.
Развитие устной речи осуществляется на основе содержания различных стихотворений.
BücherAlle Bücher dieser Welt Bringen dir kein Glück, Doch sie weisen dich geheim In dich selbst zurück. Dort ist alles, was du brauchst, Sonne, Stern und Mond,
Denn das Licht, danach du frugst, In dir selber wohnt. Weisheit, die du lang gesucht In den Bücherein, Leuchtet jetzt aus jedem Blatt - Denn nun ist sie dein.
Учащимся предлагаются вопросы для размышления.
Einige Fragen zum Nachdenken:
- Warum spielt das Bücherlesen eine große Rolle im Leben eines Menschen?
- Wir können Antworten auf Fragen in Büchern finden.
- Das Bücherlesen bereichert unser Leben.Какую мелодию вы представляете, когда читаете или слушаете это стихотворение. Пропойте это стихотворение с вашей мелодией.
Для организации общения, для активизации реплик различного характера учитель предлагает дать положительный или отрицательный ответ на вопрос.
Besuchen wir am Sonntag die Bücherausstellung?!
положительный отрицательный
gern, mit Vergnügentut mir Leid, aber Nein
mit Freudewollen wir sehen bestimmt es hängt vielleicht, wohlДля организации общения можно предложить различные ситуации, связанные с изучаемой темой.
A,hat ein Buch geschrieben,Fragt ihn daruber,Stellt bitte einige Fragen daruber,
-Wovon is die Rede in deinem Buch-Wie sind die handelnden Personen in deinem Buch-Wie lange hast du dein Buch geschriebenАктивное использование разнообразных методов обучения способствует активизации деятельности учащихся. Развивает мышление, социальную деятельность, навыки самостоятельной работы, воспитывает коммуникативность, инициативность, позволяет преодолеть однообразие на уроках и способствует реализации педагогики сотрудничества.