Элективный курс по химии Анализ пищевых продуктов

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с переходом системы полного среднего образования на профильное обучение в учебные планы включаются различные элективные курсы. Элективные курсы становятся, пожалуй, единственной возможностью развить интерес школьников к химической науке, химическому производству, к другим отраслям, связанным с химией. С одной стороны, содержание этих курсов призвано углубить и расширить знания и умения учащихся по определенным предметам. С другой стороны, элективные курсы должны максимально реализовать как межпредметные связи и связь с жизнью, так и возможности выхода школьника на будущую профессию.
Элективный курс «Химия пищевых продуктов» может быть предпрофильным, профильным и модульным.
Теоретической базой курса служат химия и история. На занятиях курса расширятся и углубятся межпрежметные знания и умения, полученные на уроках.
Организуя элективные курсы, необходимо, чтобы они отвечали следующим принципам - занимательность, актуальность, связь с жизнью, научность, доступность изучаемого материала и его связь с учебной программой, возможность проявления учащимися творчества и самостоятельности, индивидуальный подход и учет интересов каждого учащегося, плановость и систематичность в проведении занятий.
Итоги работы курса рекомендуется подводить в виде тематического вечера, творческого отчета, выставки, конференции и т.д. с приглашением других учащихся, учителей и родителей. Обязательным итогом элективного курса является защита творческой работы (творческого проекта) и выпуск стенгазеты по индивидуальным темам.[8]

1.2. Основные задачи курса:
усвоение основ химической науки, понятий, законов и теорий;
расширение и углубление химических знаний;
овладение специальными практическими умениями и навыками в области химии;
развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся;
формирование научного мировоззрения учащихся и естественнонаучной картины мира;
преодоление безразличного отношения к экологическим проблемам;
ознакомление школьников с ролью химии в различных отраслях человеческой деятельности;
подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям и поступлению в вузы.
подготовка учащихся к сознательному выбору профессии;
воспитание трудолюбия, аккуратности, внимательности и т.д.;
совершенствовать умение работать с литературой.[9]
1.3. Основные концепции курса:
становление и развитие химии, как и любых других наук, определяется практической деятельностью и потребностями человека;
химическая наука служит интересам человечества, и при правильном и рациональном использовании ее достижений способствует решению многих проблем, стоящих перед обществом;
материальное единство веществ и живых организмов, нормальное существование которых возможно лишь на основе эволюционно сложившегося обмена веществ между организмом и окружающей средой;
человек и окружающая среда взаимосвязаны и находятся во взаимной зависимости.[9]
1.4. Методические рекомендации
Каждый ученик должен иметь рабочий журнал и, желательно, белый халат, что в значительной степени дисциплинирует учащихся и повышает их ответственность к занятиям.
Занятия курса целесообразно начинать с краткого обзора и повторения материала, рассмотренного на предыдущих занятиях. Затем решаются основные задачи занятия, предусмотренные планом в соответствии с программой. Этот этап работы должен выполняться с максимальным использованием наглядности (эксперимента) и самостоятельности учащихся. Для проведения химического эксперимента не требуется сложного оборудования. На каждое занятие назначаются ответственные дежурные. Целесообразно давать учащимся опережающие домашние задания, чтобы ученики заранее были ознакомлены с темой и материалом занятия. Это сэкономит время, а занятия пройдут более плодотворно, учащиеся будут работать более осмысленно.
Программа курса включает ряд лекционных, практических и семинарских занятий. Лекционные занятия представляют собой лекции-объяснения, лекции-беседы, лекции-рассказы с демонстрацией учебного эксперимента. На практических занятиях проводятся учебный эксперимент, иллюстрирующий изучение теоретического материала, а также занимательные химические опыты, рисуются различные схемы, таблицы (обязательно включается инструктаж учащихся по технике безопасности). Некоторые опыты сложны в исполнении, поэтому учитель делает их демонстрационно. Остальные же опыты проводятся фронтально.
Приоритетными условиями и факторами при выборе конкретного эксперимента определялись его доступность, наглядность и простота исполнения, а также связь со школьным материалом и практикой. Эти приоритеты определены не только (и не столько) проблемами в обеспечении школ учебным оборудованием, но и дидактическими принципами организации учебного эксперимента. Кроме того излишне громоздкий, требующий сложного оборудования и большого расхода реактивов, опыт чаще всего требует значительных затрат времени, как на его подготовку, так и на его проведение. Обучающий эффект от таких опытов минимален.
В течение всего учебного года учащиеся учатся работать с дополнительной литературой, оформлять полученные сведения в виде творческих работ и стенных газет.
Рабочая тетрадь. Задания для самостоятельной работы учащихся. Основная функция рабочей тетради – не столько организовать воспроизведение материала учебника, но прежде всего предложить ученику стать активным участником происходящих вокруг него жизненных событий. Таким образом, рабочая тетрадь – это задачник и практикум. Задания рабочей тетради должны обеспечивать объяснение материала курса, его осмысление и целенаправленное применение в практической деятельности.[11]

1.5. Требование к результатом обучения
Знать и выполнять правила техники безопасности работы в химической лаборатории.
Уметь работать с реактивами, обычной и специальной химической лабораторной посудой, нагревательными приборами и простейшим оборудованием.
Видеть значимость тщательного и точного исполнения химических лабораторных методов исследования для правильной и своевременной оценки свойств веществ.
Уметь выпускать стенгазету, написать и публично защитить творческий проект (реферат) с использованием дополнительной литературы и результатов своих экспериментов.
Система оценки образовательных достижений учащихся складывается из оценок за участие в лекциях-беседах во время объяснения нового материала; за ответы во время фронтальных опросов учащихся; за выполнение практических работ; за выпуск стенной газеты; за выполнение и защиту творческого проекта; за участие в итоговом мероприятии курса (конференция, тематический вечер и т.д.).[8]

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
В данном курсе промежуточный контроль достижений является инструментом положительной мотивации и своевременной коррекции работы учащихся и учителя.
В качестве форм промежуточного контроля рекомендуется использовать рефераты, тестовые задания, расчетные задачи с экологическим и валеологическим содержанием, творческие и исследовательские работы.



Тематическое планирование курса «Анализ пищевых продуктов»
1ч в неделю, всего 34 часа
№ урока
Тема занятие
Организационная форма
Теоретическая часть
Практическая часть

1
Пищевые продукты и здоровье человека.(2 часа)
Урок- лекция. Актуализации и систематизации знаний учащихся с объяснением нового материала.
1.Роль знаний о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.
2.Влияние упаковочного материала на пищевые продукты.
3. Вещества, улучшающие вкус и аромат пищевых продуктов.


2
Достижения пищевой промышленности.(5часа)
Урок-экскурсия.
1.Разнообразие жевательных резинок.
2.Многообразие сортов мороженного.
3.Сорта шоколада.
4.Чай и его виды.
5.Фруктовые соки и газированные напитки.
6. Чипсы и их марки.


3
Жевательная резинка.(3часа)
Урок- исследование.
1.Полимеры в пищевой промышленности.
2.Пищевые добавки жевательных резинок.
3.Химический состав оболочек жевательных резинок.
4.Красители жевательных резинок.
Лабораторные опыты:
1.Определение многоатомных спиртов (ксилит, манит).
2.Свойства резиновой основы жвачки.
3.Обнаружение остатка фенилаланина в аспартаме.
4.Свойства ментола.
5.Свойства красителей, входящих в состав жвачки.

4
Мороженное.(6часа)
Поисково-исследовательская работа.
1.Понятие мороженного.
2.Виды мороженого (демонстрация видов).
3.Пищевые добавки мороженных.
4.Технология производства.
5.Химический состав мороженого в различных видов и упаковках.
Лабораторные опыты:
1.Обнаружение белков в мороженом.
2.Обнаружение остатков ароматических а-аминокислот(ксантопротеиновая реакция).
3.Обнаружение углеводов в молочном мороженом.
4.Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике из-под мороженого.
5.Изменение цвета красителей, входящих в состав мороженого.
6.Обнаружение ионов
7.Определение наличия железа.
8.Обнаружение лимонной кислоты в плодово-ягодном мороженом.
9.Обнаружение жиров.
10.Обнаружение сахарозы в плодово-ягодном мороженом.

5
Шоколад.(3часа)
Лабораторно-практическая деятельность.
1.Состав шоколада.
2.Влияние шоколада на здоровье человека.
3. Многообразие сортов.
4.Химические компоненты шоколада.
Лабораторные опыты:
1.Обнаружение в шоколаде непредельных жиров.
2. Обнаружение в шоколаде углеводов.
3.Фосфорсодержащие компоненты шоколада.
4.Моделирование сахарного поседение шоколада.
5.Ксантопротеиновая реакция.
6.Обнаружение кофеина и выделение масло какао.


6
Чай.(5часа)
Урок-исследование.
1.История употребления чая.
2.Биологические особенности растений семейства чайных.
3.Химический состав чая.
Лабораторные опыты:
1.Выделение кофеина.
2.Выделение танина и опыты с ним (4опыта).
3. Определение глюкозы.
4.Изменение окраски чая в зависимости от рН среды.

7
Фруктовые соки.(3часа)
Урок-практикум.
1.Понятие натурального фруктового сока.
2.Качество сока и его проверка в домашних условиях.
Лабораторные опыты:
1.Методика определения искусственного красителя в соках.
2.Определение органолептических показателей сока.
3.Наличие аскорбиновой кислоты во фруктовых соках.

8
Газированные напитки.(2 часа)
Нестандартный урок с элементами лабораторной деятельности.
1.Кока-кола, фанта и их влияние на организм.
2.Пить или не пить? (дискуссия).
Лабораторные опыты:
1.Качественная реакция на углеводы (сахар).
2.Качественная реакция на СО2.
3.Качественная реакция на Н3РО4.
4.Содержание иссусственного красителя в напитке «Фанта».
5.Наличие кислоты в напитке «Фанта»

9
Продукты в современности: чипсы(3часа)
Урок-исследование
1.Многообразие чипсов.
2.Качественный анализ чипсов.
3.Калорийность чипсов.

Лабораторные опыты:
1.Качественная реакция на NaCI.
2.Качественное определение жиров.
3.Приготовление водной вытяжки для качественного определение растворимых компонентов.
4.Качественное определение катионов натрия.
5. Качественное определение хлорид-ионов.
6. Качественное определение крахмала.
7. Определение калорийности продукта.

10
Культура здорового питания.(2часа)
Заключительная конференция в форме деловой игры.
1.Влияние питание на здоровье человека.
2.Болезни вызываемые неправильным питанием и нарушениями технологии приготовлении пищи.
3.Выбор вида питания.



15