Урок на тему: Смысл названия сказки — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Урок по литературе

Класс, система: 6 класс
Тип урока: открытие нового знания
Технология: деятельностный метод обучения
Тема: Смысл названия сказки - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Предметная цель:
- ученик научится адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное;
- ученик получит возможность выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста.
Задачи: (системы действий по достижению цели)
Метапредметная цель (формируемые УУД):
- коммуникативные:
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-познавательные:
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;
- регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- личностные:
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Оборудование и материалы: текст сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца», иллюстрации к повести М.Е. Рачёва, презентация с видами русской природы средней полосы России, карточки с вопросами.


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
( Презентация с видами русской природы средней полосы России)
О, Русь! Малиновое поле!
И синь, упавшая в реку
Люблю до радости, до боли
Твою озёрную тоску.
Так говорил в стихотворении о своей любви к родным местам, к России, великий русский поэт Сергей Есенин.
-Только ли стихами можно выразить свои чувства, своё отношение к России, родным местам?
- А прозой?






Примерные ответы детей:
- красками, картинами
- звуками, музыкой
Приводят примеры




Актуализация знаний и пробное учебное действие
Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

1.Дома вы готовили художественный рассказ о Слепой елани и о Блудовом болоте из «Кладовой солнца». Предлагаю послушать, какие рассказы приготовили ребята.
2.Мы услышали художественные рассказы о тех местах, которые описал в сказке – были М.М. Пришвин, но назвал он её не «Слепая елань» и не «Блудово болото», а «Кладовая солнца».
Дети слушают два художественных рассказа одноклассников, которые сопровождаются презентацией.

Выявление места и причины затруднения.
Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

1.Знаете ли вы, почему так называется сказка-быль М.М. Пришвина? Какой смысл вкладывает писатель в это название? С какой проблемой мы столкнулись?
Мы не знаем наверняка, почему М.М. Пришвин так назвал своё произведение.

Построение проекта выхода из затруднений.
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Какова будет цель нашего урока?



Какова будет тема урока?




Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?
( План коротко фиксируется на доске)


Узнать, какой смысл вкложил в название сказки – были М.М. Пришвин.
Смысл названия сказки - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
1.Вспомнить факты биографии писателя. Возможно, там кроется разгадка смысла названия произведения.
2. Ещё раз обратиться к тексту произведения, проанализировать эпизоды, связанные с описанием природы Мещерского края.



Реализация построенного проекта.
Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

Какие эпизоды мы возьмём для анализа?
(Умело подводит к выбору нужных, заранее им намеченных эпизодов).
Обучающиеся предлагают эпизоды текста.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

Решение первой задачи.
Обратимся к биографии писателя. Кем был М.М.Пришвин по профессии?







Достигли ли мы цели?


Решение второй задачи.
Групповая работа: анализ эпизодов, ответы на вопросы карточек, озвучивание результатов (Приложение).

Дети ищут или вспоминают, что М.М.Пришвин был естествоиспытателем и агрономом, а значит, он мог рассказать читателю о том, что он знает лучше всего: о полезных ископаемых, о целебных травах, грибах и ягодах. Это ли не кладовая?

Нет, ведь для чего-то автор рассказал историю о Насте и Митраше.


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Приём незаконченного предложения.
( Слова для справок и ответы для самопроверки даны на доске и слайде)

1.Щедрые места Мещёры могут принести человеку благополучие и процветание, как приносит свет и тепло
2.Природа распахнёт перед человеком свои кладовые, если он не будет . и не потеряет .
3.Соль земли – это щедрые на добро, трудолюбивые, мудрые .


Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

1.Итак, как вы думаете, мы достигли цели?
2.Ответили ли на вопрос, почему автор так назвал своё произведение? Какой смысл он вкладывает в слова «Кладовая солнца»?
3.«Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» - восклицает рассказчик. 4.Только ли о торфе, о клюкве говорится в этой фразе? Как вы её поняли? Может ли она служить «главным выводом»?
5.Как вы поняли заключительные слова «Кладовой солнца»: «А многие до сих пор только и знаютчто в них будто бы черти живут; всё это вздор и никаких нет в болоте чертей»?
Ответы детей. Обучающиеся опираются на полученные в результате собственной деятельности с текстом произведения новые знания.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

1.Составьте формулу:
Кладовая солнца = .+.+..

2.Как вы считаете, прав ли автор, вкладывая такой смысл в название сказки – были? Отметьте ответ.
Да Возможно Нет


3. Оцените свою работу на уроке
( Оценочный лист)


Домашнее задание
Создайте собственную «кладовую солнца» любыми творческими средствами.






Приложение
Задание 1.
Иллюстрация М.Е. Рачёва «Рогатый великан».
Выразительное чтение эпизода от слов «Посмотреть на него с одной стороны..» до слов «Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь»
Ответьте на вопросы:
1.Почему Настя бросила Митрашу, хотя хорошо знала, что молоко и хлеб остались у неё в корзинке и брат может заблудиться?
2. Почему она не вспомнила о нём, когда напала на ягодное место? Найдите в тексте ответ на вопрос.
3. Почему лось не боится человека?

Задание 2.
Иллюстрация М.Е. Рачёва «Настя возле чёрного пня».
Выразительное чтение эпизода от слов «А большой чёрный пень собирает в себе лучи солнца..» до слов «И, рыдая, упала возле корзины, наполненной клюквой»
Ответьте на вопросы:
1.С кем сравнивает автор Настю?
2. Кто помог девочке избавиться от наваждения и вспомнить о братце?
3. Какие герои противопоставлены друг другу в этом эпизоде? В чём смысл этого противопоставления?

Задание 3.
Выразительное чтение эпизода от слов «Уж целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки..» до слов «А Травка переселилась в картофельную яму и стала жить в лесу, как и всякий зверь»
Ответьте на вопросы:
1.Почему люди часто обращались за советом именно к Антипычу?
2. Что позволяет судить о мудрости Антипыча? Подтвердите ответ текстом.
3.Какую правду обещал нашептать Антипыч Травке?



Задание 4.
Иллюстрация М.Е. Рачёва «Митраша и Травка».
Выразительное чтение эпизода от слов «Эх, вы! – бывало, говорил нам Антипыч.» до слов «Не знавши броду, не лезьте в воду»
Ответьте на вопросы:
1. Как Травка распознала в Митраше Антипыча?
2. Почему она не сразу бросилась к Митраше?
3. Почему Митраша хитрил?


Задание 5.
Иллюстрация М.Е. Рачёва «Заяц».
Выразительное чтение эпизода от слов «Нам теперь остаётся уже немного досказать о всех событиях.» до слов «После того вскоре и Травка принесла русака своему новому молодому Антипычу»
Ответьте на вопросы:
1. Какие свойства характера Митраши проявляются в эпизоде с волком?
2. Какие сокровища открыли дети на болоте?
3. Что поняли Митраша и Настя?



Оценочный лист

1.Составьте формулу:
Кладовая солнца = .+.+..

2.Как вы считаете, прав ли автор, вкладывая такой смысл в название сказки – были? Отметьте ответ.
Да Возможно Нет


3. Оцените свою работу на уроке
Критерии
Баллы


2
1
0

выразительное чтение




ответы на вопросы (участие в диалоге)




работа в группе




самостоятельная работа





8-7 – «5» 6-5 –«4» 4-3 – «3»






15