Анализ работы над собственным педагогическим исследованием


Аналитическая справка
о работе над собственным педагогическим (методическим) исследованием
ФИО педагога -7620052578000 Название
методического объединения
Методическое объединение учителей начальных классов Тема, над которой работает учитель в рамках этой структуры Сроки работы
Баранникова Татьяна Аркадьевна «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения» 2012-2016 уч.гТехнологические сведения об опыте
1.Актуальность опыта.
Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Обществу требуются личности с особыми качествами ума, творчески-активные, постоянно думающие, стремящиеся к творческому подходу в решении любых поставленных задач. Развитие творческих способностей - цель работы каждого учителя. Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка.

2. Цели и задачи опыта.
- разработать систему тренировочных упражнений, способствующих развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения;
- развивать у детей интерес к книге, любовь к чтению и творчеству в целом;
- прививать полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.
3. Педагогические средства, представленные в опыте.
- условия, необходимые для успешного развития творческих способностей;
- этапы организации творческого подхода к выполнению заданий;
- различные виды упражнений, дифференцированные задания, игры;
- рекомендации родителям.
4.Технология опыта.
Понимая значимость данного вопроса в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на уроках, в частности на уроках чтения. Поэтому меня особенно привлекает опыт ученых, опытных педагогов, работающих в этой области.
Многие используемые мной приемы, упражнения описывались в литературе. Неплохие результаты можно объяснить систематичностью работы с учетом индивидуальных особенностей, но главное, творчески использовать различные методические приемы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.
Необходимо, прежде всего, начать с себя, потому что, постоянно видя перед собой пример творчески работающего учителя, ученик и сам учится творчеству и уже не представляет другого возможного для себя стиля деятельности.
Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ученик может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника- иллюстратора, чтеца, актера.
Очень интересен при этом прием интеграции уроков литературного чтения с уроками окружающего мира, музыки, рисования, трудового обучения, русского языка.
Достижению поставленной цели способствуют, например:
«Нестандартные уроки»:
-урок-презентация;
-урок-концерт (например, при завершении изучения устного народного творчества учащиеся организуют концерт, показывают сценки из сказок, инсценируют потешки, побасенки, исполняют отрывки из русских народных песен и др.);
- урок-сюрприз, на котором ребята знакомятся с «талантами» класса: если это «поэт», он рассказывает, как и когда он пишет стихи; если это художник, то он рассказывает какие краски и почему он предпочитает в своем творчестве; делятся своими тайнами творчества и музыканты.
Словесно- иллюстрированное сочинение
Его суть заключается в том, что на фоне музыки учитель читает стихотворение, а ученики с помощью линий и красок пробуют передать свои чувства, настроения, то, что мысленно представляют при прослушивании стихотворения.
Альтернативное домашнее задание
Ребенок сам решает, какое задание ему выполнить. Например, выразительно прочитать стихотворение или выучить его наизусть; выбрать и выучить то стихотворение, которое наиболее понравилось.
Эмоциональное чтение
Ученикам предлагается рассмотреть эмоции на предложенных нарисованных личиках и прочитать текст с указанной интонацией (весело, грустно, удивленно и т.д.)
Следующие виды упражнений и заданий также направлены на развитие творческих способностей. На уроках литературного чтения обучающиеся:Пересказывают текст от лица разных героев, даже неодушевленных (куста, пенька, гриба и др.) Например, при работе над рассказом Н.Носова «Живая шляпа» дети получают задание - пересказать от лица кота.
Пробуют свои силы в качестве писателей и поэтов. На первых этапах работа бывает коллективной, далее групповой или в парах. В итоге у некоторых получаются неплохие произведения. У каждого ребенка есть разного вида дарование. Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого ребенка можно развивать.
Придумывают собственные загадки, небылицы, скороговорки и др.
Сочиняют собственную сказку.
Придумывают нового героя и вводят его в произведение.
Придумывают новую концовку произведению.
Перевоплощаются (Например, при чтении рассказа Э.Шима «Жук на ниточке» получают задание - представь, что ты – маленький жучок, какие мысли будут у тебя в тот момент, когда ты окажешься в руках мальчишки? Как ты поведешь себя?)Делают поделку к литературному произведению. (Например, лепят Деда Мазая, лодку, зайцев)
Прогнозируют содержание произведения по его заголовку.
Читают по ролям, инсценируют эпизоды или целые произведения и др.
Результатом данной работы можно считать повышение качества знаний по литературному чтению, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе.
С развитием творческих способностей развивается и личность ребенка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения, отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей.
Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл.
Справку составила: Т.А. Баранникова
Дата: 28.04.2016
Заместитель директора по УВР Л.Г. Сошникова