Методическая разработка Поурочное планирование по изобразительному языку на тему: Зачем людям украшения? (5 класс)


Технологическая карта урока
Учитель изобразительного искусства: Ельшина Л.В.
Класс: 5 класс
Раздел 3. Декор – человек, общество, время / 9 ч /
Урок № 20 /по календарно-тематическому планированию/
Тип урока: формирование художественных знаний, умений и навыков;
Тема «Зачем людям украшения?»
Цель
и задачи
Формирование основ художественной культуры школьников как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения. Формирование теоретических знаний и практических умений.
Образовательная:
Дать общие представления о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества.
Определение роли хозяина украшений, что форма, количество и качество украшений целиком зависит от общественного положения их носителя.
Показать учащимся, что костюм, его декор сообщает информацию, закреплённую в форме знаков-отличий, имеющих общественно-символическое значение. (Украшение знатной египтянки и царицы, одежда рядового в различных рядах войск, генерала, священнослужителя, спортсмена, невесты и т. д.),
.Формировать и развивать художественный вкус и художественные способности учащихся.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к декоративному искусству Древнего Египта, уважение к искусству художника, создающему красоту на радость людям, подчёркивающую социальный статус человека;
понимать «язык» декоративного искусства, представления о месте и роли его в жизни человека и общества;
характеризовать смысл декора не только как украшения, но и прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя пользователя)
Развивающая:
активно включаться в процесс восприятия и практическую деятельность;
умело пользоваться языком декоративного искусства; развивать творческую и познавательную активность.
Планируемые образовательные результаты Личностные:
желают осваивать новые виды деятельности, изучаемую область знаний «Зачем людям украшения?». Участвуют в творческом процессе. Формируют ответственное отношение к учению, к саморазвитию и самообразованию, основы социальной компетенции. Формируют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.
Метапредметные:
умеют самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, используют средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполняют творческие проекты, развивают фантазию, воображение, интуицию, визуальную память.
Предметные:
понимают «язык» декоративного искусства, представляют о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества, характеризуют смысл декора не только как украшения, но и прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя пользователя) Воспринимают и терпимо относятся к другой точке зрения, другому восприятию мира. Обращают внимание на знаки царственного величия, религиозное воззрение древних египтян, внимание на изобразительные элементы декора – знаков-оберегов, знаков-символов богов и царей.
Технологии Проблемная технология, развивающая, совместной поисковой деятельности.
Зрительный ряд: Украшения на репродукциях в учебнике. Ювелирные украшения.
Материал: Акварель, гуашь, бумага. Бумага для техники «Квиллинг», солёное тесто, пластилин или полимерная глина (по желанию детей).
Задание: Эскиз одного из египетских украшений в стиле древнего украшения: подвески, ожерелья, диадемы, нагрудного украшения-пекторали, браслета. Создать форму объёмную, или рисунок украшения.
Ресурсы основные и дополнительные Б.М. Неменский. Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека». – М.: Просвещение, 2012.
Поурочное планирование по программе Б.М. Неменского, А. С. Питерских. Л.А. Неменской, Н. А. Горяевой. Изд.
Учитель, 2012 год.
Н.А.Горяева . Методическое пособие «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека». – М.: Просвещение, 2012.
Организация учебного пространства Работа фронтальная, индивидуально - коллективная
Этапы работы Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрганизационный Создание положительного эмоционального настроя обучающихся. Метод «Улыбка» Доброжелательный положительный настрой на урок.
Приветствуют учителя, готовят рабочее место.
Личн.УУД: самоорганизация:
Метапредм. УУД: организация своего рабочего места
Регул. УУД: ученики учатся определять цель своей работы Мотивационный Мотивирует учащихся: ставит проблему.

Задаёт наводящие вопросы. Определить тему и задачу урока. Между учителем и детьми – диалог. Отвечают на вопросы.
Метапредм. УУД: Определяют тему и задачу урока, умеют выражать свои мысли
Познав. УУД: выдвигают гипотезы и их обоснуют;
Коммун.УУД: аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения. Информационный Учитель организует детей для работы на уроке: предлагает рассматреть изображения в учебнике.
Исследовательский, эвристический.
Выдвигает проблему.
С помощью деятельностного подхода подводит детей к решению данной проблемы. Слушают учителя. Рассматривают изображения одежды. украшений, Сравнивают, анализируют, делают выводы.
Познав. УУД: самостоятельная деятельность в определении выводов
Коммун.УУД: работают совместно с учителем
Личностн. УУД: сформированность познавательных интересов, творческих способностей. Аналитический Организует обучающихся для индивидуальной работы.
Подсказывает решение возникших проблем в рисунках или объёмном декоративном украшении. Нацеливает детей на успех. Личностн. УУД. Метапредм. УУД. самостоятельная деятельность в определении выводов, стремятся к аккуратности, выразительной передачи образа.
Регул. УУД. планируют и выполняют творческую работу, вносят коррективы.
Метапредм. УУД . Умеют видеть образ в создаваемых формах. Умеют творчески видеть с позиций художника,
Коммун.УУД: работают совместно с учителем Оценочный Организует аргументированное выставление отметок за урок.
Помогает анализировать работы. Вместе с учителем анализируют свои и соклассников работы
Метапредм. УУД. самостоятельная деятельность в определении выводов, аргументируют успех и неуспех. Адекватно оценивают рисунок.
Личностн. Предмет. УУД. Метапредм: овладевают приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда. Смотрят на рисунок или изделие с позиций художника. Рефлексия Организует проведение рефлексии: используется на уроке инновационный метод – кластер, фотокластер, «Бортовые журналы»: что я знал, что я узнал на уроке
Личностн.: формируют познавательные интересы, овладевают приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.
Метапредм. УУД. Умеют видеть образ в создаваемых формах. Умеют творчески видеть с позиций художника Завершающий этап. Организует выставление отметок за урок в журнал.
Записывает на доске задание к следующему уроку
Обучающиеся записывают задание в дневник:
принести рисунок с урока № 20 для завершения рисунка в цвете и фольгу, использованную шариковую ручку для нанесения орнамента на пластине.
Вопросы на стр.117 в учебнике. Знать символы-обереги, цвет символов.
Личн. УУД. Убирают рабочее место.
Благодарят друг друга и учителя за урок.
результаты:
знать не менее 5-ти знаков-символов;
изобразить одно из украшений Древнего Египта карандашом и акварелью или гуашью; в технике «квиллинг», пластилином или полимерной глиной и т.д.
объяснять, в чём красота и привлекательность украшений и их роль и место в обществе.
План урока
Организационный момент
Мотивация.
Изучение теоретического материала по плану:
Тема, цель и задачи урока (предполагаемые ответы детей).
Беседа «Зачем людям украшения?» и «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Знакомство с одеждой, религиозными убеждениями, ювелирными изделиями Древнего Египта..Система знаков-символов в Древнем Египте.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Сценарий урока на тему: «Зачем людям украшения»
Организационный этап.
Учитель
Приветствие учащихся
Проверка готовности к уроку, организации рабочего места, отметка по журналу отсутствующих
Ученики
Приветствуют учителя
Проверяют организацию рабочего места к уроку.
Мотивационный этап
Учитель
Мотивирует учащихся, ставит проблему. Показ пирамид, сфинкса, показ украшений.
Задаёт наводящие вопросы. Между учителем и детьми – диалог.
Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока.
Ученики
Отвечают на вопросы.
Определяют тему и задачу урока, умеют выражать свои мысли
выдвигают гипотезы и их обоснуют; аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения.
Сегодня мы должны познакомиться с разнообразием украшений древнего общества, зачем они людям?
- Вам понятна тема урока и цели?
-Какие задачи нужно решить художнику-волшебнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?)
Информационный
Ученики переносятся мысленно в глубь веков, в древнюю страну – оазис самобытной культуры древней цивилизации. С помощью пирамиды, изображения сфинкса, фото статуй египетских, изображения богов создаётся ощущение эпохи. Дети вспоминают знакомые им образы. В учебнике приводится богатый иллюстрированный материал.
Учитель напоминает учащимся о религиозных мировоззрениях древних египтян, о распространённом «культе мёртвых», породившем щедрое разнообразие предметов декоративного искусства. Обращает внимание на изобразительные элементы декора, выстроенные в загадочные узоры, тексты, узоры – орнаменты.
Слово «орнамент» происходит от «латинского» - ornamentum – украшать.Орнаменты, пожалуй, самые древние украшения! Однажды люди подметили, что если самый простой рисунок, к примеру, любой геометрический элемент, повторять несколько раз в ряд, то получается очень красиво. И стали украшать такими рисунками посуду, книги, жилища и одежду.«Украшения могут рассказать многое о том, кто их носит. Украшения – это самый простой способ выразить себя, примерить разные роли в жизни» (литературный эпиграф № 1)
Важно донести до пятиклассников мысль о том, что первые знаки на теле человека были результатом расслоения внутри первобытного общества:
выделялся предводитель, или вождь, старейшины,
разделялись общественные функции мужчин (воин, охотник);
и женщин – продолжительниц рода, хранительниц очага и эти социальные процессы породили необходимость знаков – символов. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Ученики
Рассматривают карту Древнего Египта. Влияние климата на одежду Древнего Египта.
Царственное величие фараона подчёркивали священные символы.
Обучающиеся рассматривают и знакомятся с ювелирными украшениями, имеющими знаки – символы:
лотос – символ плодородия; жук-скарабей – символ бога утреннего солнца, катящего диск по небу;
священная змея – символ власти;
ладья вечности – символ представления о дневном и ночном плавании солнца Ра по небесному и подземному Нилу;
глаз – уаджет – защитник от любой беды и символ воскресения после смерти (правый глаз обозначал Солнце, а левый – Луну) и т.д.
Роль цвета и его символика.
Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте создавалось, прежде всего, во славу царей. Украшения из золота и драгоценных камней своим образным строем как бы выражало идею могущества и бессмертия египетского царя, представлений египтян о вечной жизни.
Учащиеся с помощью учителя делают выводы, что суть декора не в украшательстве тела, платья, предметов, а в определении роли хозяина этих украшений. Формы украшений, их количество и качество целиком зависит от общественного положения их носителя.
Также, донести учащимся о социальной роли декоративного искусства, следует сосредоточиться на современности, чтобы показать обучающимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закреплённую в форме знаков-отличий, имеющих общественно-символическое значение (одежда рядового в различных родах войск, генерала, священнослужителя, спортсмена, невесты, форма школьника и др.)
Аналитический
Учитель на примере работ детей прошлых лет предлагает выполнить задание:
Нарисовать изображения украшений цветом: диадемы, пекторали, перстня или орнамента на ткани платья «калазирис».
Выполнить украшение в технике «квиллинг»
Выполнить украшение в объёме из пластилина, полимерной глины или из солёного теста. (Для разнообразия разделиться на группы: использовать материал в одном классе - рисуют, в другом – лепят, в третьем – создают украшения из бумаги для квиллинга).
Учащиеся работают в материале по выбору.
1232535114300

Древнеегипетские священные знаки-символы


Древнеегипетские священные знаки-символы
Оценочный этап.
Рефлексия. кластер
лотос священная змея

ладья вечности жук-скарабей
глаз – уаджет
Завершающий этап.
В конце урока - благодарность за урок учителю и ученикам за активную работу на уроке.
Работы детей

Квиллинг Квиллинг и бисер Колечко из пластилина

Рисунок пекторали – гуашь Рисунок орнамента - акварель
Украшение –диадема – гуашь
Украшение из лент Рисунок жуков-скарабеев - акварель Рисунок жука-скарабея и перстень из пластилина
ук