Вокал ка вспомогательное средство в речевых нарушениях


ВОКАЛ КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.
педагог дополнительного образования,
руководитель студии эстрадного вокала «Карамель»,
МБУ ДО «ДШИ №15»
г.о. Самара
Магомедова Елена Александровна.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению детского здоровья. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, вокал решает еще одну немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Вокал благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов уроки вокала должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах. В этом случае вокал становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Древнегреческий философ Платон утверждал, что воспитание может идти только двумя путями: путем воспитания тела и путем воспитания души. Л. Н. Толстой считал, что именно музыка, оказывается сильнейшим средством пробуждения эмоционально-чувственной сферы человека и «передачи людьми чувств друг к другу».
В процессе изучения программы эстрадной вокальной студии «Карамель» воспитанники осваивают азы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы сценического движения.
Практически все преподаватели вокала сталкиваются с таким фактом – основная масса обучающихся в первых классах совершенно не умеют, не только чисто интонировать, но и даже тянуть звуки.
На мой взгляд, хорошими помощниками для преподавателей вокала могут стать дыхательные и логоритмические упражнения. В логопедии существует разработанный и апробированный курс специального дыхательного и логоритмического воспитания. Работая над этими упражнениями, необходимо следить, чтобы учащиеся выполняли все упражнения на хорошем, глубоком дыхании. Музыкально-ритмическое воспитание - это система, включающая в себя слово, пение, движение и музыку.
Целью музыкальных логоритмических занятий является развитие активности детей через синтез музыки, движений, речи и пения, которые благотворно влияют на здоровье учащихся и выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.
С самого начала обучения, детей важно научить правильно дышать, так как многие из них разговаривают на вдохе и поют также, по инерции, на вдохе. Мы делаем следующие дыхательные упражнения, способствующие выработке диафрагмального дыхания, достаточно продолжительного, сильного и постепенного выдоха.
Упражнение «Роза»: Исходное положение (основная стойка, ноги на ширине плеч, руки в стороны). На сильную долю – вдох носом, на слабую – выдох ртом. Постепенно можно на один вдох ввести, как бы, два выдоха.
Это упражнение мы с учащимися делали без музыкального сопровождения, а можно делать и под музыку. В размере 2/4 – вдох на сильную долю, выдох на слабую; в размере 3/4 – вдох на сильную долю, два выдоха на слабые доли. Если музыка звучит подвижно, бодро, то и дыхание будет активным и напряженным, если музыка – более спокойна, то и дыхание станет более спокойным и приведет к более расслабленному состоянию мышц и успокоению всего тела.
Одним из важных моментов логоритмики является ходьба – это автоматизированный моторный акт, при котором четко координируются движения рук и ног. В первом классе сначала необходимо просто научить детей шагать под музыку. Важно, чтобы они научились слушать сильную долю и соотносить ее со своим шагом. Для этого можно шаг сочетать со счетом вслух: раз - два (давайте потопаем и посчитаем вслух). Одновременно шагая и считая вслух, у обучающихся уже формируется навык скоординированной работы двигательного и речевого аппаратов. И это важно для будущих музыкантов, поскольку следующей ступенькой в развитии координации исполнителя становится исполнение песен.
Упражнения на развитие координации движений и речи. Это самый удобный и интересный тип упражнений, как для детей, так и для преподавателей, поскольку эти упражнения можно использовать для проведения динамических пауз во время любых занятий. Речевой или певческий материал необходимо подбирать, исходя из задач урока.
Для этих упражнений можно использовать любые детские стихотворения, в которых есть ясный сюжет, действующее лицо и глагольная лексика. Ритм стихотворной строки следует согласовывать с движениями рук, ног и туловища. Стихотворная строка не должна быть длинной.
Например, упражнение «Снежинки» можно выполнять под аккомпанемент или пропевать стихи на интонацию, например, музыкального интервала большой секунды. (Исходное положение — ноги врозь, руки на поясе.)
Мы снежинки, мы пушинки,
(Наклон головы вправо и влево.)
Покружиться мы не прочь.
(Поворот на 360°.)
Мы снежинки-балеринки.
(Наклоны туловища вправо и влево.)
Мы танцуем день и ночь.
(Приставной шаг вправо и влево.)
Мы деревья побелили.
(Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и. п.)
Землю бархатом укрыли.
(Приседание с разведением рук.)
И от стужи сберегли.
(Руки в стороны, вниз и возврат в исходное положение).
Речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой. Поэтому вокал часто применяется в логопедии, как вспомогательное средство в коррекции речевых нарушений. Все психические процессы - память, внимание, воображение, мышление развиваются с прямым участием речи. Поэтому устранение речевых дефектов очень важно для нормального развития человека.
Вокал может благотворно влиять на устранение таких видов логопедических нарушений, как дисфония (грубый голос, хрип, осиплость), дислалия (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе), ринофония (гнусавость), и др., если только они не связаны с анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата или психическими расстройствами. Логопедическая работа часто направлена на снятие зажатости, напряжения, активизацию работы речевого аппарата (губ, языка). В этих случаях занятия вокалом могут принести большую пользу.
Приемы, используемые на занятиях вокалом, помогают корректировать моторный механизм нарушенного звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики, активизируют сокращение губных мышц, мягкого неба и работу языка. Известный логопед С.Л.Таптапова рекомендовала вокальные занятия, как составную часть комплексной логопедической терапии.
Также вокальные упражнения применяются при коррекции нарушений темпа речи (некоторые виды тахилалии - ускоренная речь). Замечено, что заикающиеся при разговоре люди во время пения не заикаются. В комплексном подходе к преодолению легкой и средней степени заикания, логопеды отмечают благотворное влияние занятий вокалом.
Вокал по своей физиологической сути тесно смыкается с фонопедией (комплекс педагогического воздействия, направленный на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося) и фониатрией (составная часть медицинской науки оториноларингологии). Специальный комплекс занятий пением может иметь лечебно-терапевтическое воздействие на некоторые виды дисфонии и фонастении (слабость или быстрая истощаемость голоса, вплоть до его потери). Позитивный эмоциональный настрой, создающийся при пении, благотворно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы, что очень полезно при лечении логопедических нарушений.
Серьезной помехой для успешных занятий является слабо развитый брюшной пресс. Постоянная работа брюшного пресса при правильном пении способствует укреплению и тренировке мышц живота, не давая им ослабеть, что позволяет сохранять хорошую фигуру. Так же большое внимание певец должен уделять состоянию мышц шеи. В ней сосредоточены основные звукообразующие органы (гортань, голосовые связки). Поэтому важно, чтобы шейная мускулатура была хорошо развита и способствовала устойчивому, но в то же время свободному положению головы при пении. Для этого рекомендуем простые, но эффективные упражнения - наклоны и повороты головы, которые нужно выполнять ежедневно. Это также помогает сохранить подвижность шейных позвонков и красивый внешний вид шеи на долгое время.
В процессе постижения искусства вокала формируются такие полезные для жизни качества, как умение управлять своими эмоциями, достойно держаться на сцене, умение найти правильный выход при форс-мажорных обстоятельствах так, чтобы никто ничего не заметил. Так же выступления на сцене и участия в конкурсах способствуют изменению внешнего облика, стиля и жизненных ценностей.
Занятие вокалом благотворно влияет на развитие хорошей дикции, артикуляции, заставляет вялый язык работать, при этом речь лучше воспринимается окружающими. Особенно это важно для дальнейшего выбора будущей профессии воспитанниками, и совсем не обязательно, что обучающиеся будут известными певцами.