Тематическое занятие для школьников средних классов Мы живем среди людей


Мы живём среди людей.
Цель: формирование у воспитанников правильной модели поведения.
Задачи: учить анализировать и правильно оценивать свои поступки;
корригировать эмоционально-волевую сферу через отработку навыка адекватного эмоционального реагирования;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: магнитофон, плакат «Эмоциональная экспрессия лица человека», карточки с ситуациями, правила общения, оформление зала, сердце из цветной бумаги, маленькие сердца.
Ход занятия.
Введение.
1.психологический настрой
2. вводная беседа
Коррекционное упражнение на соотнесение
Анализ мимики
Практическое занятие
Итог игры
ЦелеполаганиеОбъявление темы
II.
1.символ любви
2.предмет общения
3. анализ ситуации
4. упражнение в соотнесении и узнавании
Подведение итогов.
5. поведение слабого и неуверенного человека
6. релаксационная пауза
7.Игра: учимся говорить комплименты
Итоги игры
III. Закрепление. 1. Упражнение на выбор модели поведения
2. Подведение итогов
Мы часто смотрим вверх, но всегда ли мы видим, какое огромное, просторное, прекрасное бывает небо? Всегда ли мы обращаем внимание на плач ребенка? Всегда ли видим, что кто-то нуждается в помощи? Хватает ли человеку одного сердца, чтобы чувствовать доброту, симпатию, любовь ко всему живому на Земле? А сколько должно быть в сердце уважения к себе и к людям, чтобы просто говорить при встрече «Здравствуй»? Что значит это простое слово? «Я тебя вижу, человек, ты мне приятен, знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого дорогого и доброго – здоровья, мира, веселья, счастья»,- вот что значит простое обыкновенное «здравствуй».
Мы редко внимательно смотрим друг на друга, интересуемся чужим настроением. Но каждому из нас иногда так бывает нужна дружеская поддержка. Если у человека плохое настроение держится долго – он может даже заболеть. Надо обязательно чувствовать настроение другого человека, чтобы вовремя ему помочь. Как мы можем ему помочь? Посидеть с ним рядом, выслушать, посочувствовать. Знаем ли мы, какое лицо у нашего друга, когда он веселится, печалится, когда он злится? Давайте поиграем в игру «Угадай настроение». Нужно назвать настроение, которое выражает лицо на картинке.
Что происходит с бровями, когда мы сердимся или радуемся? Когда мы чего-то боимся, удивляемся, негодуем? А что можно сказать о губах? Как выражает рот наше настроение, наши эмоции?
Давайте станем на минутку артистами. Изобразим на лице сильное удивление, бурную радость, а теперь глубокую печаль, сильную злость, веселье.
Ну вот, теперь мы разобрались в проявлениях настроения и сумеем вовремя понять, какое настроение у тех, кто рядом с нами.
Маленький муравей, маленькая рыбка, пчёлка только родились и уже ведут себя как взрослые. Это заложено в них природой. У человека этого нет. Значит, нужно учиться. Ведь у каждого из нас только за один день происходит больше 10 встреч с разными людьми, и всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы или нет они были, доброжелательны, или раздражительны и грубы.
Чему нам нужно научиться? Понимать других людей, выражать свои чувства, находить хорошее в каждом человеке,- то есть жить среди людей.
Тема нашего занятия – Мы живём среди людей.
В каждом человеке горит внутри маленькое солнышко, и если все в комнате друг к другу добры, то в этой комнате солнечно и тепло. Что согревает воздух в комнате? Наша любовь, доброта и взаимопонимание. Вот моё сердце – оно такое тёплое, что греет мои руки. Пусть оно согреет и тебя, а ты согреешь …, а он …. Пожалуйста, возьмитесь за руки. Чувствуете тепло дружеских рук? Наше сердце уже горячее, чувствуете, как от него исходит наше общее тепло, сочувствие, любовь? Давайте посмотрим, чем оно наполнено. Здесь 14 маленьких сердечек, тёплых маленьких симпатий, каждое из которых обязательно вырастет и станет большим и горячим, и будет согревать окружающих его людей. Пусть ваши сердца будут всегда открыты людям, как сейчас.
Человек не может жить один, но и среди людей часто бывает трудно. Почему?
Общение – это целая наука. Наука, как понять, что чувствует другой человек, и наука, как объяснить, что чувствуешь ты сам. И ещё – наука управлять своим настроением, своими эмоциями, как никого не обидеть и никому не помешать. Вот скажите, всегда ли можно выражать свои эмоции открыто? Вот, например, Лёша с утра сходил на укол, вытерпел его, надеясь, что мама попросит у медсестры шприц для него. Но мама не попросила – торопилась не опоздать в Центр. Как себя чувствует Алексей? Ему досадно. Что он делает, придя в Центр? Задевает и обзывает детей, огрызается с взрослыми. Как это влияет на других детей? У них портится настроение. Когда они придут домой, они испортят настроение своим домашним. То есть что сделал Алексей Яковлев, когда ему не дали шприц? Он запустил в действие цепочку злых дел. Да, есть такие эмоции, которые надо держать внутри себя на строгом ошейнике.
Конечно, обида, досада Алёши всем понятны. Но что важнее в жизни – маленькая обида одного человека или полноценный рабочий день в Центре? А своё настроение таким образом Алёша исправил? Так стоило выпускать на волю эту вредную эмоцию – досаду? От скандала проигрывают все, от мирного разрешения все выигрывают.
Теперь я обрисую ситуации, а вы назовёте эмоции, которые могут возникнуть, и объясните, будете ли вы эти эмоции проявлять?
Вы в столовой. На вас случайно падает кусочек торта и проливается горячий чай. Ваша соседка по столу растерялась и чуть не плачет.
Вы сидите за общим столом и рисуете. Твой сосед по столу нечаянно толкнул тебя, и ты нарисовал кривую линию вместо прямой.
У твоего друга плохое настроение, и он ответил тебе грубо.
Ты собрался построить из кубиков высокую башню, но всем пора на прогулку.
Конечно, не стоит портить всем настроение за едой, и надо идти гулять со всеми, и необязательно поднимать крик на занятии. Именно умение управлять своими эмоциями характерно для человека сильной воли, сдержанного, уравновешенного. Такой человек всеми любим и всем приятен. Он без нужды не говорит громко и не ругается матом, его слово и так слышат все.
А как ведёт себя слабый человек, неуверенный, что его услышат и поддержат? Он бравирует грубостью в языке и манерах, неряшливостью в одежде. Он со всеми ссорится, потому что ему всё время кажется, что его не заметили или обидели. Свои страхи он старается прикрыть грязными шутками, совсем не думая о том, что слова часто ранят сильнее камней. Не забывайте о том, что обидное слово никогда не бывает последним, а лишь первым в длинной цепи обидных слов и поступков. На ком такая цепь обычно заканчивается? На самом маленьком и слабом. Можно этого избежать? Можно, но очень трудно. На это способен только человек с сильной волей, способный вовремя сдержаться и не произнести обидного слова.
Закройте глаза. Сейчас мы с вами на счёт 1-2-3 перенесёмся далеко отсюда, на лесную полянку.
1-2-3.
Лето. День кончился. Мы весь день шли и очень устали. Хорошо сидеть у костра и смотреть на огонь и ощущать спиной темнеющий лес, зная, что рядом с друзьями ты в безопасности. Все молчат, а слов и не надо, всем хорошо и спокойно. Никому не хочется спугнуть эту тишину неосторожным словом, этот покой, эти синие сумерки, когда хочется думать только о хорошем.…Но пора. 1-2-3.
Мы возвращаемся в нашу комнату. Оглянитесь вокруг себя, рассмотрите тех, кто вместе с вами в этой комнате. Вы все вместе были в лесу у костра, вы запомнили чувство защищённости. Пусть ваша дружба бережёт вас от всех бед. Пожелайте друг другу мысленно добра и удачи.
А можно составить цепочки из добрых слов и поступков?
Очень легко. Надо только внимательно посмотреть на того, кто рядом с тобой, и найти в нём что-то хорошее. И мы сейчас начнём – поиграем в игру, которая называется «Торопись обрадовать». Обрадовать надо своего товарища. Сумеете вы это сделать? Игра будет проходить так: вот эта шишка от того лесного костра будет передаваться по кругу, пока я не скажу: «Замри». У кого в этот момент окажется шишка – тот должен обрадовать кого-нибудь в кругу, сказав, что в нём тебе нравится.
Итак, ребята, игра заставила вас улыбаться, в комнате стало светлее и теплее.
Как вы считаете – следует ли спешить радовать другого? Почему? Что это даёт тому, кого радуют? А тому, кто радует?
Вот здесь у меня карточки, где обозначены модели поведения. Из них надо выбрать те модели, которые рождают цепочки добра, и те, что рождают цепочки зла:
Если никто не обращает на меня внимания – я буду всех толкать и обзывать – сразу обратят!
Если никто не обращает на меня внимания – я посмотрю внимательно на всех и увижу того, кто нуждается в помощи.
Если мне что-то не нравится, я сразу поднимаю крик: пусть знают, с кем имеют дело!
Если мне что-то не нравится, я спокойно говорю, что мне не нравится, и почему, и как ситуацию исправить.
Если у меня плохое настроение, я испорчу настроение всем – а вдруг мне от этого полегчает?
Если у меня плохое настроение, я немного посижу один и успокоюсь, а потом подойду к друзьям и совсем развеселюсь.
Итак, мы уже знаем, как надо жить среди людей? По каким правилам надо жить, чтобы люди тебя любили и уважали?
Не надо, дружок, обижаться,
Не надо сердиться, ей-ей,
На сверстников и домочадцев,
На старых неверных друзей.
Давай лучше жизни дивиться
И в добрые верить дела,
Глядеться в знакомые лица,
Как в праздничные зеркала.
Обиды все – мелочь такая,
Обиды ничтожны стократ
Пред вечными теми веками,
Что всех навсегда разлучат.
И последний вопрос: что помогает разрешить конфликт мирно? Надо отгадать два универсальных средства
Давайте все вместе споём эту замечательную песню про улыбку.
Сегодня мы все были очень добры и внимательны друг к другу, в нашей комнате было солнечно и сердечно. Давайте подарим частички нашего тепла нашим гостям на память о нашей встрече. Классическая музыка, прекрасная и возвышенная
Будь внимателен к окружающим
Пример из жизни группы
Эмоции
Примеры из жизни
Беру за руку крайнего ребёнка, дети встают
Достаю и прикрепляю каждому на грудь маленькое сердечко
Дети отвечают
Умей сдерживать
свои эмоции
Дети по очереди отвечают
Уважай себя – не обижай других
Тихий гитарный перебор
Дети играют
комплимент
Дети отвечают
Неси людям радость
Дети выбирают, «злые» модели бросают сразу в корзину, «добрые» перечитывают при подведении итогов
Дети рассказывают правила общения
Игра в «поле чудес»: слова «комплимент» и «улыбка»
Дети поют
Дети прикалывают гостям сердечки
Сильная злость
Бурная радость
Веселье
Глубокая печаль
Безразличие
Плохое самочувствие
Грусть
Эмоции
комплимент