Статья о работе кружка Литературное краеведение Кружковая деятельность


Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся
Игнатьева Василиса Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МОУ – Куокуйской СОШ Кобяйского улуса
Понятие компетентность широко рассматривается в современной зарубежной и отечественной литературе как способность и готовность эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации, в профессиональной деятельности: способность, основанная на знаниях, учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, позволяющая эффективно решать проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни. (О.В.Акулова); способность решать задачи и справляться с жизненными проблемами на основе убеждения в самоэффективности (А. Бандура и У. Мишель); специфическая способность, основанная на мотивации достижения, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области (Дж. Равен); общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению (В.А. Кальней, С.Е. Шишов). В концепции гуманитарного общего среднего образования в основных ее положениях читаем: «Руководящим принципом современного образования и воспитания становится опора на культурные традиции, признание самостоятельного значения духовных ценностей, непринятия зряшного отрицания культурного опыта прошлого. Обязательным основанием оздоровления школы является восстановление исторической экологии, то есть утверждение в сознании учащегося коренного значения исторических связей с предшествующей жизнью своего отечества, своего народа глубокое восприятие ими гражданских и патриотических идей, а также гуманистического сознания по отношению к другим народам и человечеству».
По нашему мнению, на сегодня одним из эффективных видов организации научно-исследовательской деятельности учащихся является литературно-краеведческий кружок. Определили основные направления работы:
Литературное краеведение.
Изучение родословного.
Изучение истории наслега.
Нами определены формы работы:
Экспедиции:
Поисковые
«По следам литературных героев»
Исторические
Встречи:
С писателями – выходцами из Кобяйского улуса, местными авторами
С прототипами литературных героев
С писателями РС (Я)
Сбор воспоминаний
Работа с архивными документами
Изучение литературы
«Рассказывают пожелтевшие фотографии»
Организация круглых столов.
Краеведческие материалы используются для проведения взаимосвязанных уроков. Ценность этих уроков в том, что они нацелены на поисковую деятельность, что очень важно для формирования умения учиться, воспитывают патриотические чувства. Даны поурочные планы апробированных интегрированных уроков:
«Тулуур уонна Дьулуур бараны кыайар куус» (А.П. Ойуунускай «О5о куйуурдуу турара» уонна А.Н. Некрасов «Школьник»)
«Не дать погаснуть живому огню» (Е.Носов «Живое пламя» и Н.Лугинов «Нуоралдьыма чарана»)
«Хорошо стоит Таас Тумус» (по произведениям В.Федорова «Гражданин № 1 навсегда исчезнувшего города» и Н.Лугинов «Таас Тумус»)
Поэты фронтовики (Т.Е. Сметанин и А.Т. Твардовский)
«Смерть и воин» (Т.Е. Сметанин и А.Т. Твардовский)
На основе собранных материалов, исследований создан улусный литературный музей имени народного писателя РС (Я) Н.А. Лугинова. Написана концепция улусного литературного музея, проект модели улусного литературного музея.
Поиск новых форм и приемов обучения и воспитания – явление закономерное и необходимое. Идет процесс обновления содержания образования. В связи изменениями современного пространственного образования развивается и меняется сам педагог. Мы должны использовать все образовательные ресурсы. На основе изучения темы мы пришли к такому выводу:
Содержание поисково - литературного кружка отвечает требованиям личностно – ориентированного обучения. Так целью обучения является развитие компетентности, подготовка к жизни. По отношению к учебе учитель и ученик стоят на одном уровне они вместе постигают и открывают новые знания. Обязательно учитывается интерес ребенка. Он не получает готовые знания как в традиционной школе, а ребенок сам постигает знания, по способности проводит исследовательскую работу. У него очень хорошо развивается теоретическое и критическое мышление. Создается условие для работы ученик – ученик. Хорошо развивается рефлексия. Ученик сам учится анализировать себя, свою работу, приходит к логическому заключению. На пример, вначале работы одна ученица отказалась написать о своем дедушке, считая его заключенным. Ей было стыдно за деда. Но в результате изучения материалов она пришла к выводу что он, оказывается, был жертвой репрессии и его имя должно быть увековечено.
Осознанное глубокое и всестороннее познание Отечества начинается в школьные годы и продолжается всю жизнь. Ушинский К.Д. писал, что основой для изучения отечества должна стать местность, где живут дети, что необходимо развивать у них инстинкт местности то есть формировать знания о своем окружении и умения сопоставлять со своей знакомой местностью изучаемый материал. Необходимо, чтобы ребенок был причастен и испытывал чувство ответственности за то место, где он живет за каждый уголок малой родины, отечества на каждом уроке. И этому требованию отвечает наш кружок. Ребенок, который с малых лет знаком с литературой, историей родного края, не может любить родной край, не стараться, что-то сделать для процветания малой родины.