Внеклассное мероприятие по литературному чтению по сказкам А.С.Пушкина 1-4 классы


Внеклассное мероприятие
Тема: Поле - чудес «Сказки А.С.Пушкина»
Цель: обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина, о его сказках;
привить интерес к чтению книг.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, рисунки детей по произведениям поэта на тему «Моя любимая сказка»,иллюстрации художников к сказкам А.С.Пушкина, выставка книг (Сказок) Пушкина, иллюстрации художников к сказкам А.С.Пушкина (приложение 3)
Ход занятия:
Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас!
А, для кого они?
Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши сказки.
(фонограмма «В мире много сказок)
Ведущий: Появление сказок Пушкина совпало с периодом наиболее яркого расцвета его творчества, на самом плодотворном этапе поэта. Пушкин писал свои сказки для взрослых, но очень быстро они стали любимыми и среди детей. Сегодня русскую детскую литературу представить без этих произведений уже нельзя. Сказки Пушкина выделяются резким конфликтом между злом и добром, что отвечает традициям жанра волшебной сказки. Перечень сказок невелик, но о том, какие сказки написал Пушкин, каковы имена их главных героев, известно практически каждому. Это золотая рыбка и золотой петушок, царевна Лебедь, царь Салтан и богатыри, ученый кот, поп и его работник Балда.
Сколько сказок написал Пушкин
Пушкин написал семь сказок:
•Сказку о медведихе;
•Сказку о мертвой царевне и семи богатырях;
•Сказку о попе и о работнике его Балде;
•Сказку о золотом петушке;
•Сказку «Жених»;
•Сказку о царе Салтане;
•Сказку о рыбаке и рыбке.
Для сказок о попе и работнике его Балде и о рыбаке и рыбке характерен народный стиль, в них использован стиль, дух и образы народа. Эти сказки действительно выглядят народными. В сказках о золотом петушке, мертвой царевне и семи богатырях, о царе Салтане использованы литературные обороты поэтического пушкинского языка, хотя характер народности при этом сохраняется. Сказки Александра Сергеевича Пушкина читать следует чрезвычайно внимательно, ведь помимо необычных героев, автор описывает в них прекрасные картины природы и волшебной магии. В сказках Пушкина можно встретить также всевозможные народные причитания и поговорки.
- Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей и т.п. Всё это очень интересно!
- Сейчас мы вспомним любимые вами сказки Александра Сергеевича Пушкина и героев этих сказок.
- У вас на партах лежат конверты с пазлами, вам нужно собрать их и назвать сказку и её героев. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- На нашей выставке рисунков много героев из самых разных сказок Пушкина. А ну-ка узнайте, кто они? Как называются сказки нарисованные ребятами?
- Волшебный сундучок: Взять из волшебного сундучка карточку с изображенным на ней предметом и назвать из какой он сказки? ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ведущий: Биография А.С.ПушинаБиография А. С. Пушкина кратко для детей (1799—1837)
Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.
Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений.
В 1811-ом году отец и дядя решают отправить Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими. В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу».
После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года, Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».
За распространение эпиграмм на различных людей, вольных стихов, в 1820 году Пушкина отправляют в ссылку. В ссылке, в 1823м году поэт садится за написание романа «Евгений Онегин», который принесёт ему в будущем великую славу. За четыре года ссылки Пушкиным были написаны такие романтические южные поэмы как «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники».
В 1824-ом году поэт находился в ссылке в своём имении – в селе Михайловское. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Находясь в ссылке Александр Сергеевич узнаёт о восстании друзей декабристов, многие из которых в последствии были казнены и отправлены в ссылку.
4 сентября 1826 года Николай 1 вызвал Пушкина в Москву, но свобода, дарованная царем, была недолгой, уже в 1828 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья.
В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров, такие как «Дубровский», «Капитанская дочка» и многие другие.
9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.
Ученики 4 класса рассказывают стихотворения про сказку
Лера: Для чего нужны нам сказки?
Для чего нужны нам сказки?Что в них ищет человек?Может быть, добро и ласку.Может быть, вчерашний снег.В сказке радость побеждает,Сказка учит нас любить.В сказке звери оживают,Начинают говорить.В сказке все бывает честно:И начало, и конец.Смелый  принц ведет принцессуНепременно под венец.Белоснежка и русалка,Старый карлик, добрый гном –Покидать нам сказку жалко,Как  уютный милый дом.Прочитайте сказки детям!Научите их любить.Может быть, на этом светеСтанет легче людям жить.
Юлиана, Кристина: Стих про сказочную страну
В уютной сказочной странеНи злобы, ни печали нет.В ней можно встретить, как ни странно,В таверне – Ганса Христиана.А рядом с ним, а рядом с нимУвидеть можно братьев Гримм.И благородный  Шарль ПерроБерется снова за перо,Чтоб на страницах старых книгВдруг оживить волшебный мигИ вновь созвать сюда гостей -Влюбленных в чудеса детей.Пускай  войдут в страну их сновГерои сказочных миров!
Аня, Станислав, Марлен:
У сказки можно поучиться,Она ведь мудрости полна,Ее герои учат жизни,Их украшает доброта.
Приходит Золушка на помощь,Русалка речи говорит,Кот в сапогах читает повесть,Кощей бессмертный,домаспит.
А в жизни сказки не бывает?Герои тут, герои там, -Волшебник добрый загорает,И даже едет в Амстердам.
Всем волшебство на Свете нужно,Все люди верят в чудеса,А Белоснежка темной ночью,В сети рисует города.
И хочется так сильно верить,Что в сказке вновь, волшебной мы,Пусть, в жизни бури и метели,Мы все желаем доброты.
Презентация «А.С.Пушкин»
- Ребята, сегодня мы с вами проведём игру «Поле чудес». Тема игры сказки А.С.Пушкина. По результатам игры мы узнаем, кто из вас очень хорошо знает сказки А.С.Пушкина.
1 тур
- Чтобы выбрать игроков в первый тур я задам три вопроса по сказкам, и те три человека, которые ответят правильно на эти вопросы, и будут участниками первого тура.
1. Какими словами царица обращалась к волшебному зеркалу?
(Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
2. Что кричал петушок, сидя на спице?
(Кири – ку – ку. Царствуй лёжа на боку!)
3. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же Балда приговаривал с укоризной?
(Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.)
- Итак, мы определили участников первого тура.
- Задание первого тура: Что обещала рыбка за свою свободу старику?
О Т К У П
- Правильно, это откуп. Поприветствуем первого финалиста.
2 тур
1. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
(Жил старик со своею старухой
У самого синего моря….)
2.Какими словами обращался старик к золотой рыбке?
(Смилуйся, государыня рыбка!)
3.Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане?»
(Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.)
- Вот определились участники второго тура.
- Поприветствуем их.
- Задание на второй тур: Как называлось помещение в котором девицы «Пряли поздно вечерком»?
С В Е Т Л И Ц А
- Поприветствуем второго финалиста.
3 тур
1. А какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?
(Я там был, мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.)
2.Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает сказку «Сказка о Золотом петушке».
(Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.)
3. Назовите ответ зеркальца злой мачехе в конце сказке?
( «Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».)
- Поприветствуем участников третьего тура.
-Задание на третий тур: В какой праздник «В самый в ночь бог даёт царице дочь»?
С О Ч Е Л Ь Н И К
(Вечер накануне Рождества)
- Правильно сочельник. Поприветствуем участников третьего тура.
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
- Какого роста родился сын у царя Салтана? ( с аршин)
- Как звали пса в сказке о мертвой царевне? (Соколко)
- Кто отправил нам на ПОЛЕ ЧУДЕС телеграммы:
Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить!
БАЛДА
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит.
Мимо острова Буяна…
КОРАБЕЛЬЩИКИ
Видит девица, что тут
Люди добрые живут:
Знать, не будет ей обиды!
МОЛОДАЯ ЦАРЕВНА
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют они
Государевой жене…
ТРЕТЬЯ СЕСТРИЦА
Горе мне! Попались в сети
Оба наших сокола!
Горе! Смерть моя пришла.
ЦАРЬ ДАДОН
- Угадайте, из каких сказок эти строки?
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут…
«Сказка о царе Салтане»
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет.
«Сказка о царе Салтане»
- В кого превращала лебедь царя Гвидона, когда то тайно посещал «Царство славного Салтана?
«В комара, муху, шмеля»
- Как изображает Пушкин царевну Лебедя?
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама – то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь – то говорит,
Словно реченька журчит
-Кто произносит эти слова и к кому они обращены?
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
(Произносит царевна – мачеха, обращаясь к зеркалу, которое дано было ей в приданное.)
-Из какой сказки эти слова?
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу?
(«Сказка о попе и о работнике Балде».)
Финал
Задание на финал: В каком помещении очутилась молодая царевна, после того как её оставили в лесу?
Г О Р Н И Ц А
Супер – игра
Задание: Кого царь Гвидон заставил « Строгий счёт орехам весть»?
Д Ь Я К
Подведение итогов
- Итак, самым эрудированным в области сказок А.С.Пушкина оказался _________. Он (она) справился со всеми заданиями.
(Вручение медалей, грамот, приложение 4)
Ведущая :
Сказка радость нам несет,Тот, кто знает, тот поймет,В сказке очень много смысла,И любовь там ходит близко.
В сказке много приключений,Очень радостных волнений,Побеждает в ней добро,Ведь, оно сильней, чем зло.
Тот, кто сказки уважает,Непременно вырастает,Превращаясь в мудреца,Верит очень в чудеса.
И приходит чудо в гости,Не обходит стороной,Главное, в него поверить,И оно уже с тобой.
Сказка — чудная копилка,Что накопишь, то возьмешь,А без сказки в этой жизни -Непременно пропадешь.

Приложение 1





ПРИЛОЖЕНИЕ 2















ПРИЛОЖЕНИЕ 3



СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ



СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ



СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ



Сказка о рыбаке и рыбке



СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ



СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ