Презентация на тему: «Роль проектной и исследовательской деятельности в формировании метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»


1 Презентация_Галкиной Елены Рамазановны__ Учителя технологии Высшей категории МБОУ СОШ № 30 г.Пятигорска , Ставропольского края.на тему: «Роль проектной и исследовательской деятельности в формировании метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»2016 г Свою аттестационную работу я хочу представить в виде эссе на тему:«Роль проектной и исследовательской деятельности в формировании метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»Эссе́ — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую...2 Я работаю в МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 30 г.Пятигорска -одной из самых современных и больших по количеству учеников (1700 чел) школ Ставропольского края. Школа входит по рейтингу в топ лучших з-х школ города Пятигорска. Является Федеральной базовой стажировочной площадкой по нескольким направлениям в течении нескольких лет. (по теме: «Государственно-общественное управление как стратегическое направление развития современной школы» (2013-16 год и т.д.).В этой школе я работаю 5 лет учителем технологии у мальчиков и проектная тема очень для меня актуальна . 3 Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятель-ности. Таким образом, проектная исследовательская деятельность становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректи-ровки методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов и педагогических средств.4 Цель работы: -показать роль и актуальность проектной и исследовательской деятельности в формировании метапредметных результатов обучения ,как одного из главных направлений модернизации современного образования в условиях реализации ФГОС. 5 Задачи работы:Расскрыть вопросы:- о современном понимании смысла исследовательской и проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.- что дает проектная и исследовательская деятельность обучающимся в отличии от традиционного способа обучения? -о формировании элементов проектной и исследо-вательской деятельности и метапредметных результатов обучения.6 Формы исследовательской и проектной деятельности учащихся ,применяемые мною:1.Элементы исследования в рамках учебного предмета «Технология».(Исследовательские игры-викторины «Мозговой штурм»,Проектная и исследовательская деятельность в рамках учебного процесса)2.Группа дополнительного образования.(Творческая студия «Очумелые ручки»)3.Экскурсии.4.Общешкольный исследовательский проект.(В рамках проведения предметной недели по технологии). 5.Конференции и конкурсы.7 Поскольку предмет «Технология» очень тесно связан с проектной деятельностью и проекты входят в обязательную учебную программу, то для меня эта тема не нова и особенно актуальна, поскольку этому направлению в школе уделяется огромное внимание. Действительно, эту работу ребята выполняют с интересом ,а значит и результат соответственный. Не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты и, наконец, в условиях реализации ФГОС нового поколения меняется роль педагога, который должен от роли ментора перейти к роли тьютора. В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Очень важно подготовить детей к проектированию и в этой области я преуспела ,проводя уроки-викторины «Мозговой штурм» в игровой форме, на которых дети сами добывают знания -я только «дирижирую».Принцип в том ,что класс делится на 2 команды, им дается литература ,ребята составляют вопросы по заданным темам и задают их противоположной команде. 8 9 10 Сейчас обществу нужен не только человек, обладающий знаниями, но и личность , которая может самосовершенствоваться и идти в ногу со временем в стремительно меняющемся мире. Поэтому акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить. Мы должны не просто давать им знания ,а учить добывать и применять эти знания самостоятельно, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. И такой альтернативой конечно же является проектная и исследовательская деятельность.11 Традиционное школьное обучение почти не ставит задачи обеспечить свободную ,творческую, эвристическую деятельность ребенка, так как «зажато в тиски» отметок и поурочных планов. Это также мешает раскрытию творческого потенциала и учителя. Мышление, способное усвоить знания будущего, называют проектным. Проектное мышление включает в себя фундаментальные методы познания, необходимые для любой созидательной деятельности. Главная идея, заложенная в проектную и исследовательскую деятельность, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим свободно.12 В результате проектной и исследовательской деятельности формируются следующие метапредметные результаты: Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;13 Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, осмысление полученных результатов.14 ; ;15Методы диагностики образовательного результата:- наблюдение;- анкетирование ;- тестирование ;- диагностическую беседу ;- метод рефлексии ;- метод незаконченного предложения ;- контрольный опрос (устный и письменный) ;- анализ контрольного задания ;-собеседование (индивидуальное, групповое );-анализ исследовательской и проектной работы учащегося ; -игра-викторина; Проектная и исследовательская деятельность школьника является перспективной альтернативой классно-урочной системы, может стать тем катализатором, который преобразует содержание, способы и среду образования, а значит принципиально изменит деятельность ученика и учителя. Основная особенность исследования в образовательном процессе –это получение в результате не только человека, обладающего какими то знаниями ,а личность, способная эти знания совершенствовать . Цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности , развитии способности к исследователь-скому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося. 16