Выступление на заседании кафедры гуманитарных наук


Выступление на заседании кафедры гуманитарных наук.
Методы работы с текстом на уроке русского языка.
Текст-это последовательность предложений или абзацев, связанных и с помощью разных языковых средств. Каждый текст имеет свою тему, то есть то, о чём в нём говорится(о событиях, об интересных людях, о новых открытиях и т.д.)Многие заголовки отражают тему текста
Основная или главная мысль раскрывает цель текста, его значение, смысл. Она может содержаться в заглавии, водном из предложений, но в большинстве случаев её нужно искать и формулировать самостоятельно.
Каждый текст посвящён раскрытию темы и ряда тем. Тема получает развития в одном, чаще в ряде подтем. Подтемы могут раскрываться подробно или сжато, могут занимать часть абзаца, весь абзац или сразу несколько абзацев.
Работая с данным для анализа текстом, учатся анализировать его, выявить авторскую позицию, высказывать своё отношение к поставленной проблеме, приводить аргументы, подтверждающие свою позицию, текст также является образцом для создания своего текста. Это одна из наиболее сложных задач, стоящая перед ребёнком. В 8-ом классе есть тема «Текст: способы и средства связи предложений в тексте». Учащимся раздаю таблицу. (На отдельном листе)
Задания. Определить в каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст.
А. Тысячелетиями накапливаются и живут в слове сокровища неместные человеческой мысли и опыта.Б. Величайшее богатство народа – его язык.В. Как на крыльях, они перелетают из века в век, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость.Г. Ни в одной из форм языкового творчества народа с такой удивительной силой не проявляется его ум, национальная история, как в пословицах.
1).Б,Г,А,В; 2.)Г,Б,А,В; 3.)В,А,Г,Б; 4.) Б,А,Г,В.
Запишите полученный текст, укажите, как связаны предложения в этом тексте между собой.
Учимся работать над текстом публицистического стиля.
Тема: «Репортаж, его тематика, задачи речи».
Читаем теоретический материал. Выводы о характерных особенностях репортажа делаем самостоятельно. Алгоритм работы над репортажем:1. Какова его тема;2.Откуда ведётся репортаж;3. Какую именно информацию автор стремится донести до читателя?4. С помощью, каких средств автор передаёт своё отношение к передаваемой информации?
Используем этот алгоритм, выполняя следующие задания. Анализ начала репортажа (упр. 368.), дописать текст репортажа. Определить, является ли текст К. Паустовского репортажем (проблемное задание).
Города России.
Россия предстала передо мной в облике солдат, крестьян, деревень с их скудными достатками и щедрым горем. Впервые я увидел многие русские городки, и все они слились своими общими чертами в моём сознании и оставили в наследство любовь к тому типичному, чем они были наполнены.Я помню Арзамас с гигантскими плетёными корзинами румяных яблок и таким обилием похожих на эти яблоки, таких же румяных куполов, что казалось этот город, был вышит в золотошвейной мастерской ловкими руками искусных мастериц. Нижний Новгород ударил в лицо пахнущими рогожками волжским ветром. Это известный город русской предприимчивости, оптовых складов, бочек, засола. Вспоминается Казань с присыпанным дерзким снегом памятником известному поэту Державину. Город был покрыт инеем. Запущенный сад стоял как бы в оловянной листве. Я смотрел на ночную робкую Волгу, но ничего не увидел, кроме тусклой смёрзшейся мглы. Там много-таки тёплых домов, бросающих по вечерам снег из окошка на узкие тротуары. Саратов показался мне слишком правильно построенным и даже скучным. На городе лежал отпечаток зажиточности и порядка. Но потом я попал в улицы боковые, в прогулки, где в вихрях сухого снежка слетали с горы на салазках мальчишки. Я катался вместе с мальчишками. Мне понравилось, лежа на салазках ничком, проноситься мимо окрестных домишек, пылавших из-за оконных стекол гранью. И, признаться, я позавидовал обитателям этих домишек.
(По К. Паустовскому)
Свое мнение обосновать. Д. З. Написать большой рассказ с места события, используя данный алгоритм. Вот пример репортажа.Гимназия. Третья перемена. Я дежурю около столовой и отсюда веду свой репортаж. Вот спокойно выходят учащиеся 7 «А» классов, громко спорят, вышли пятиклассники. А вот, внимание, появляется 6 «А» класс. Что сейчас произойдет, ведь это самый шумный класс в нашей школе. И точно, из рук Никиты на пол падает мандарин. Мальчик в сером свитере откуда-то сбоку толкает его ногой, маленький оранжевый «мячик» катится по коридору. Парень справа приготовился толкнуть его дальше. Я придерживаю парня рукой. «Прекратите!» - раздается громкий голос учителя. Я поднимаю мандарин, есть его теперь никто не будет, с сожалением, выбрасываю его в мусорное ведро. Все-таки витамины! Ох уж этот 6 «А». Следующий урок по теме: «Репортаж-повествование, его строение, характерные языковые средства: после работы. После работы теоретическим материалом учебника составляем тезисы. Композиция текста-репортажа.1. Зачин-это ____________2. Центральная часть репортажа-повествования ___________3. Языковые средства, используемые в повествовании (глаголы в форме наст. вр., назывные предложения, безглагольные конструкции, вопросит. и восклицат. предложения).4. Концовка. __________________ Работаем над упр. 369 (репортаж из музея минерологи). Находим типы речи и языковые средства. Как дополнительный материал даю текст В. Пескова с заданием: выделить композицию, проанализировать языковые средства. Середина мая. Цветет черемуха. Мы идем по проселкам черноземной равнины в Орловской и Липецкой областях. Перед глазами совершенно невероятная картина. Луга, лесные поляны покрыты немалых размеров рыхлыми кочками. Их тысячи, и они везде. В жизни я много чего повидал, но подобный пейзаж озадачил. Мы останавливаемся, разглядываем эту коросту на черноземе, мнем рыхлую землю в ладонях. Это кротовые «терриконы». Их знают все. На лугах и полянах в лесу кротам не давала плодиться косьба – кротовины срезались. Но вот перед нами результат запустения земли – луга не косят. Ухода за ними нет, и пошла цепная реакция размножения кротов. Нет скота - не нужно и сено. Вот природа и дает волю кротам плодиться. Воистину пустоты природа не терпит.
(По В. Пескову)
Домашнее задание. «Экскурсия по улицам нашего города». Репортаж из родного города. Вот что получилось: «Здравствуйте, меня зовут Кристина. Я веду репортаж с улиц родного города Суворова. Сегодня праздник – масленица. Наш город небольшой, но красивый. Сейчас мы с Леной находимся на улице Тульской. Здесь много людей, все идут на праздник с радостным настроением. Вот мы подходим к ДК и видим, что все спешат к площади Победы. Мы тоже отправляемся туда. В центре площади стоит масленица, которую будут сжигать в конце праздника.Мы подходим к палатке с блинами. Здесь стоит бабушка с внуком, они купили ему блин. Мальчик ест и улыбается. У него красные щечки от мороза, но ему не страшен холод, он пьет горячий чай. Мы тоже отведали это угощенье и теперь подходим к сцене. На сцене веселые артисты. Петрушка рассказывает смешные истории, старушка поёт задорные частушки. Дети около сцены веселятся, танцуют. Нам тоже весело. Сегодня праздник, который отмечают всей семьей. Концерт заканчивается. Пришло время для сжигания масленицы. Нам с подругой хочется подойти поближе, но не пускает милиция, искра может попасть на одежду. И вот масленицу поджигают, все радуются, конец зимы! Впереди солнечные весенние дни. Вот такие веселые праздники проходят на улицах- родного города. На этом я заканчиваю свой репортаж. До новых встреч! Следующие уроки развития речи посвящены работе над статьей. Знакомился с теоретическими сведениями. Делаем вывод. Газетная статья – это …. Упр. 373 – составляем план статьи В. Розова. Какие типы речи в ней сочетаются, какие средства языковой выразительности использует автор? Д.З. Посмотреть газеты, выписать проблемы, которые волнуют читателя. Текст статьи, особенно понравившейся, проанализировать самостоятельно ( по образцу работы в классе). И вот тут-то начинают возникать проблемы с взаимоотношением между учеником и учителем. И вот тут главное обеим сторонам не переусердствовать, не выводить отношения за рамки «учитель-ученик», не делать их чересчур дружескими или чересчур враждебными. Надо сказать, что учитель в данном случае в выигрышном положении, но, к сожалению, ученик это не всегда понимает.
Заметка в газету.Чтение… что оно дает человеку?
В наше время большой популярностью пользуется телевидение. Люди могут часами сидеть у телевизора. А раньше? Раньше такой возможности не было, и люди читали книги. Так нужно ли сейчас, в наш стремительный век тратить время на чтение книг? Да, нужно. Книги читать необходимо.
Книга - наш друг и советник, она открывает перед нами уйму возможностей. В художественной книге более полное содержание, нежели в фильме по данному сюжету. Книга пробуждает чувства, заставляет работать наше воображение, оставляет большее впечатление, чем готовы зрительный образ из фильма. Кроме того, появляется возможность восхищаться нашим родным языком, его богатством и красотой. Читая, мы открываем для себя много интересного, и начинаем видеть мир глазами рассказчика. Книга заставляет нас думать, читая, мы часто чувствуем себя одним из героев происходящих событий, мы как будто видели диалог с автором произведения, волнуемся за происходящее, а не остаёмся просто зрителями. Не зря великий русский писатель М. Горький говорил о книге: «Книга – это великое чудо из всех чудес, сотворённых человеком». И это, правда Книга учит нас распознавать добро и зло, учит дружить, учит выявлять в себе плохое и бороться с ним. В книге можно найти нужный совет, они делают нашу жизнь ярче, лучше. Без них наша жизнь была бы скучной и серой. Поэтому мы должны любить читать книг, беречь их как достояние человечества. Анализ состояния русского языка, литературы и риторики показывает, что мы недостаточно формируем навыки и умения устной и письменной речи. Проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком ещё не решена. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, литературе, риторике один из путей решения данной проблемы.В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Этот подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что самостоятельную творческую деятельность на первом этапе предполагает совместную учебно-познавательную работу под руководством учителя, затем - самостоятельную. Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся данного возраста. Коммуникативная компетенция определяется, как творческая способность обучающегося пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию.
Средства организации связного текста
Смысловые отношения между частями информации текста Средства организации связного текста
Установление тождества, близости субъекта действия или места. Он, этот, тот, такой, таков…; здесь, тут, там, туда, сюда, всюду, выше, ниже.Причинно-следственные и условно следственные отношения между частями информации. И, но, поэтому, в результате, следовательно, значит, стало быть, в силу этого, ввиду этого, вследствие этого, благодаря этому, всвязи этим, в таком случае, в этом случае.Присоединение и соединение частей информации. И, также, при этом, вместе с тем, кроме того, сверх того, более того, кстати, между прочим.Сопоставление и противопоставление частей информации. И все таки, же, с одной стороны, с другой стороны, наоборот, напротив, но, однако, а ,не только, но и, зато, иначе, по-иному, так, точно так, совершенно так, так же, точно так, как, таким образом, таким путём, аналогично, следующим образом, тогда как, в противоположность этому.
Обобщение, вывод, итог предыдущей информации. Таким образом, итак, короче, короче говоря, вообще, словом, вообще говоря, следовательно, из этого.Порядок перечисления информации. Таким образом, итак, короче, короче говоря, вообще, словом, вообще говоря, следовательно, из этого.Пояснение – иллюстрация, уточнение. Выделение частного случая. Например; так, именно, только, даже, лишь, ведь, особенно, другими словами, иначе говоря, в частности, причём.Оценка степени достоверности информации. Разумеется, конечно, безусловно, очевидно, действительно, в самом деле, видимо.
Начало рассуждения. Вначале, сначала, прежде всего, в первую очередь, сейчас, теперь, предварительную, одновременно, в то же время, наряду с, только что, уже, раннее, опять, ещё раз, снова, вновь, затем, позже, позднее, впоследвии, в дальнейшем, в последующем, впредь, в заключение, далее.Связь с предыдущей и последующей информацией. Как указывалось, как было показано, как указано выше, как упомянуто, как отмечалось, согласно этому, соответственно этому, сообразно с этим, в соответствии этому, последний, предыдущий, предшествующий, данный, искомый, соответствующий, выше описанный, вышеуказанный, выше приведённый, вышеупомянутый, введенный, выведенный, доказанный, заданный, законченный.Введение обобщающей информации. Рассмотрим следующие случаи…, приведем пример…, продолжим рассмотрение…, выясним соотношение…
Лист самодиагностики(деятельностно-коммуникативная)Размышляя о своем речевом участии на уроке по данному предмету, ты понимаешь, что что-то тебе дается легко, а что-то с трудом. Ты можешь рассказать о своих трудностях. Напротив предложений поставь цифры знак «+», в зависимости от того, насколько ты считаешь, данное умение проявляется или не проявляется. Отвечай честно и откровенно. Помни: трудности могут быть у каждого. Определите трудности, легче их преодолеть.
Коммуникативное умение Скорее тяжело Скорее легко
Сделать это мне… 9 11
1 Сделать устное сообщение на лингвистическую тему 9 11
2 Составить план текста 7 13
3 Пересказать текст 3 17
4 Ответить на вопрос 7 13
5 Написать изложение 12 8
6 Написать сочинение 8 12
7 Вести диалог 2 18
8 Владею этикетными средствами языка 1 19
9 Определить свои удачи (неудачи) 5 15
10 Анализировать и оценивать ответ 12 8
11 Писать отзыв 11 9
12 Использовать в речи новые слова 2 18
Схема характеристики стилей речи
Стиль речи Сфера применения Задача Особенности
Разговорный Неофициальная непринужденная обстановка Обмен мыслями, впечатлениями, мнениями Внеязыковые факторы (интонация, мимика, жесты)
Официально-деловой Официальная обстановка (Сфера законодательства, делопроизводства, административно правовая деятельность) Точная передача деловой информации Языковые стандарты. Канцеляризмы.
Художественный Художественные произведения, обращенные к любому заинтересованному читателю Воздействия на мысли и чувства Широкое использование художественных тропов. Использование других стилей.
Публицистический Официальная обстановка (сфера воздействий через средства массовой информации), общественно политическая сфера Информация о событиях в стране и мире, анализом проблем, формированием общественного мнения. Торжественная лексика, эмоциональность, экспрессия речи.
Научный Научная сфера Изучение и описание явления природы, общества, обучение, развитие интереса к науке Научные термины