НОД по экологии по теме: Комнатные растения

НОД по экологии. Расскажи Хрюше о комнатных растениях.
Расскажи Хрюше о комнатных растениях
(Непосредственная образовательная деятельность по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе)
Цель:
- Расширить знания детей о комнатных растениях;
Задачи:
- Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок), используя модели, и путем сравнения его с другими объектами наблюдения;
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять, делать выводы;
- Расширить словарный запас (узумбарская фиалка, бальзамин, бегония крапчатая, алоэ, герань);
- Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.
Оборудование: кукла Хрюша, красивый мешочек, зеленая пирамидка, ширма, схемы – модели: стебель, корень, лист, цветок; предметные картинки; стаканчики с сухой и мокрой землей; лейка с водой; напольные кубики с изображением растений; игрушка – цветок.
***
Артикуляционная гимнастика
Раздается стук в дверь. Появляется игрушка Хрюша в руках у него красивый мешочек, здоровается с детьми.
Воспитатель (В). Ребята! Кто это пришел к нам в гости.
Дети (Д). Хрюша.
В.Ты опять пришел к нам в гости с чем -то интересным? Какой у тебя красивый мешочек!
Хрюша (Х). (Грустно). Я пришел к вам за помощью. Я вам покажу, что у меня в мешочке, если отгадаете мою загадку:
Воздух отчищают, создают уют,
На окнах зеленеют
И зимой цветут!
Д.Цветы!
В.Это комнатное растение. Повторим все вместе, (дети повторяют). Неужели у тебя там комнатное растение?
Х.Конечно! Эту загадку мне загадали Степашка и Филя и сказали, что отгадку положат в этот мешочек (достает зеленую пирамидку).
В.Ребята, разве это комнатное растение?
Д.Нет! Это пирамидка.
Х.Значит, Степашка и Филя надо мной опять подшутили, а какие они, комнатные растения?
В.Ребята! Давайте поможем Хрюше. Расскажем ему все, что мы знаем о комнатных растениях.
(Воспитатель просит детей подойти к уголку природы)
Комнатные растения есть и у нас в группе, и у вас у многих в квартирах. У кого есть комнатные растения дома? Где они находятся?
(дети отвечают)
Посмотрите, как много их у нас и все они разные. Комнатные цветы – наши друзья.
Х.А почему комнатные растения называют друзьями? Для чего они нужны?
Д.Создают красоту вокруг. Отчищают воздух. Есть растения доктора.
В.Правильно. Растения, которые помогают нам при простуде, - это алоэ и каланхое. При насморке сок этих растений закапывают в нос, и простуда проходит. А теперь давайте возьмем одно растение и расскажем Хрюше, чем оно отличается от пирамидки (берет «огонек» и ставит перед детьми ) Ребята, скажите Хрюше как называется это растение.
Д.«Огонек».
В.А еще его называют бальзамин. Давайте скажем что есть у каждого растения, (показывает детям карточки с изображением частей растения).
Д.Корень, стебель, листья, цветок.
В.Я буду показывать части растения на карточке, а (имя ребенка) на цветке.
 (один ребенок показывает карандашом на живом растении)
А теперь давайте соберем изображение цветка из кубиков.
Дети составляют изображение бальзамина из трех больших напольных кубика. На других сторонах кубика складываются растения: дерево береза, цветок одуванчика, земляника. 

Игра «Найди растение».
На столе карточки с изображениями комнатных цветов, деревьев, кустов, садовых цветов, и предметные картинки с изображением птиц, игрушек животных, одежды и т.д.
Задание детям: из предложенных картинок выбрать картинки с изображением растений и показать их Хрюше.
Дети выполняют задание.
В.Молодцы! А теперь встаньте в круг и представьте, что вы стали красивыми цветами.

Проводится физкультминутка «цветы».
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой
Да головкой покачай –
Утром солнышко встречай
Стебель наклони слегка–
Вот и зарядка для цветка
А теперь водой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовый все
День встречать во всей красе».
Вот какие красивые цветы.

Дидактическая игра, «За каким растением спрятался Хрюша?».
Х.Ребята, когда я к вам шел, в другой группе один цветок стоял очень печальным.
В.Что же могло случиться с этим цветком?
Д.Завелись жучки, стоял у открытого окна, забыли полить.
В.Цветок просит нас о помощи. Но как узнать, нужно ли растение полить?
Д.Потрогать землю.
Дети приглашаются к столам, где стоят стаканчики с сухой и мокрой землей (по два на каждого ребенка). Воспитатель показывает карточки – модели с изображением глаза (посмотреть), с изображением руки (потрогать и сказать какая сухая земля?).
Д.Комками, серая, жесткая.
В.А какая мокрая земля?
Д.Черная мягкая.
В.А теперь посмотрим, какая земля в этом горшочке.
Д.Сухая.
В.Так как же помочь «огоньку»?
Д.Нужно его полить.
Воспитатель поливает растение и выставляет карточку с изображением кувшина с водой.
В.А теперь выберите карточки, которые показывают нам. В чем еще нуждается растение?
Дети выставляют карточки с изображением: солнца (тепло, свет); горшочка с землей; окна (воздух); сердце (любовь, забота).
Х. Вот, сколько я узнал сегодня нового о растениях. Все это я расскажу своим друзьям – Филе и Степашке. Ой, ребята, а у меня еще, что -то лежит в мешочке! (достает игрушку – цветок в горшочке)
В.Опять ты Хрюша, все перепутал. Вот отгадка на загадку, а ты говорил что растение – это пирамидка!
Х.Я подарю вам этот цветок. Пусть он живет у вас в группе и напоминает вам о нашей встрече и о том, что надо заботиться о комнатных растениях. Ой, посмотрите, ребята, нас цветочек бальзамина ожил, (показывает на цветок, который полили водой). Он поднял все свои увядшие листочки и радуется. Не забывайте его поливать! А сейчас давайте прощаться, меня ждет Степашка. Досвиданья, до новых встреч.

Заголовок 115