Программа краткосрочного курса Неизменные спутники нашей жизни (раздел Фразеология)


РФ, Пермский край, город Губаха
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 20»


Программа краткосрочных курсов
«Неизменные спутники нашей жизни»
(Программа по русскому языку, раздел «Фразеология»)
Возраст детей: 13-14 лет,
Срок реализации: июнь 2015 г
Кукушкина
Наталья Владимировна
учитель
первой квалификационной категории

Губаха, 2015
Информационная карта программы краткосрочного курса по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Неизменные спутники нашей жизни»
Предметная область Филология
Возраст обучающихся 13-14 лет, учащиеся, закончившие 7 классов
Время реализации Июнь 2015 г.
Объем программы 9 часов
Автор программы Кукушкина Н. В. Учитель 1 квалификационной категории,школа № 20
Актуальность Олимпиадные задания по русскому языку для 9-10 классов, как правило, включают 3-4 задания (из 13) по предложенной теме.
В базовой программе на изучение темы отводится 5 часов, распределенных по программе 5-6 классов, что недостаточно для закрепления навыков выполнения заданий.
Краткосрочные курсы позволят дополнить и закрепить знания по данной теме, что позволит учащимся увереннее выполнять задания олимпиады.
Цель программы Углубление знаний по темам
«Архаизмы и историзмы», «Фразеологизмы» - составным частям культуры русского языка.
Задачи Обучающие Отработать и закрепить навыки использования архаизмов, историзмов и фразеологизмов в письменной и устной речи
Развивающие Способствовать обогащению речевого содержания
Воспитательные Воспитывать интерес к историческому наследию русского языка
Междисциплинарная тема Влияние и изменение
Влияние истории, быта на речь
Учебно-тематический план:
Тематическое содержание Кол-во часов Проверка результатив-
ности Междисцип-
линарные связи
Наследие предков. Историзмы. Архаизмы. Влияние времени на состав словарного запаса. 3 «На пыльных страницах».
Историзмы – слова, раскрывающие эпоху. 1 тест История
1.2. У каждого времени слова свои.
Архаизмы, переходящие в разряд историзмов 1 тест История
1.3. «Скоро сказка сказывается…»
Архаизмы. 1 тест История
Фразеологизмы. 5 «Век бы слушать эти речи!»
Понятие, суть фразеологизмов 1 Упражнение Литер-ра
2.2. «Из уст в уста»
Исторические источники фразеологизмов, историзмов и архаизмов. 1 тест История,
Литер-ра,
Культура
2.3. «Жили-были дед да баба!»
Фразеологизмы в бытовой речи. 1 Тест Этикет
2.4. Речь делового человека.
Обогащение речи современного делового человека 1 Упражнение
Тест Этикет
2.5. Деловая игра «Речь кандидата» 1 Взаимооценка выступления Этикет
Итоговое занятие Викторина «Дурака мы не валяем и не бьем баклуши» 1 Содержание программы
Наследие предков. 3 часа
Историзмы. Архаизмы.
Влияние времени на состав словарного запаса.
«На пыльных страницах»
Историзмы – слова, раскрывающие эпоху. Понятие «историзм» - слово, выходящее из употребления. Тематические группы историзмов.
Практикум: Поиск историзмов в историческом документе «Сборник законов «Русская правда» (По Троицкому списку второй половины XV в.)
Мониторинг: Тестирование
Что такое историзмы?
А) новые слова;
Б) слова, связанные с военным делом;
В) это устаревшие слова, которые обозначают не существующие в настоящем понятия
На какие тематические группы делятся историзмы?
В каких текстах чаще всего встречаются?
А) в современных;
Б) в текстах, связанных с определенной эпохой, временем;
В) в русских народных сказках.
У каждого времени слова свои.
Понятие «архаизм» - слово, вышедшее из употребления, на смену которому приходят современные слова.
Необходимость знания наиболее употребительных архаизмов, для понимания речи и бытописания изучаемых литературных и документальных источников.
Практикум: Создание словаря архаизмов при работе с текстом «Юности честное зерцало»
Мониторинг: Тестирование «Устами младенца истина глаголет» (соотнесение архаизмов с современным словом).
ветрило –
ланиты –
десница –
орало –
толмач –
рамена –
чресла - парус,
щеки,
правая рука,
соха,
переводчик,
плечи,
поясница
1.3. «Скоро сказка сказывается…»
Типы архаизмов: фонетические, морфологические, лексические, семантические, грамматические.
Практикум: Работа с текстами сказок А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» Выписать исторические слова. Определить «историзмы» и «архаизмы».
Мониторинг: Тестирование «определить архаизм или историзм» (распредели слова в две колонки).
Ланиты, пращ, чело, боярин, тать, камзол, выя, соха, десница, алтын, аршин, чело, перст, тризна, ланиты, кудесник, длань,
Верный вариант:
Историзмы: Архаизмы:
Пращ, тризна, кудесник, боярин, камзол, соха, алтын, аршин Чело, перст, ланиты, десница, длань, ланиты, чело, выя, тать (вор).
Фразеологизмы. 5 часов
Понятие. Источники появления.
Практика использования.
Обогащение речи.
«Век бы слушать эти речи!» (Приложение 1)
Понятие «фразеологизм» как единица языка – устойчивое неделимое словосочетание. Как заменить фразеологизм. Особенности его строения и употребления в речи.
Практикум:
Мониторинг: Упражнение «Вечерний разговор»
Прочитайте рассказ, найдите и выпишите 10 фразеологизмов.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню.
А бабушка: «Всему своё время».
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал: «Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка». А бабушка говорит: «Кашу маслом не испортишь».
2.2. «Из уст в уста»
Фразеологизмы с историзмами и архаизмами в устном народном творчестве. Источники возникновения фразеологизмов. Былины, сказки, библия. Сопоставимость фразеологизмов с пословицами и поговорками (крылатыми выражениями).
Практикум:
Мониторинг: Тестирование «Одним словом…!»
Объясните значение фразеологизмов, заменив одним словом
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ОТВЕТ
огнем и мечом –денно и нощно –сбить с толку –бить баклуши –перемывать косточки –
шагу негде ступить –пальчики оближешь –золотые руки – безжалостно, бесчеловечно
беспрерывно
запутать
бездельничать
обсуждать, сплетничать
тесно
вкусно
искусный мастер
2.3. «Жили-были дед да баба!»
Фразеологизмы в бытовой речи.
Практикум: Работа с текстом
Мониторинг: Тестирование: «Найди синоним меткой фразе»
Подберите к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика.
хоть пруд пруди
кто во что горазд
как снег на голову
ни рыба ни мясо
рукой подать
куда ноги несут
с пустыми руками
ни кровинки в лице
доводить до белого каления
молоко на губах не обсохло куда глаза глядят
в двух шагах
куры не клюют
молодо-зелено
кто в лес, кто по дрова
как гром среди ясного неба
ни то ни сё
приводить в бешенство
как мел
несолоно хлебавши
ОТВЕТ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
в д е ж б а к и з г
2.4. Речь делового человека.
Обогащение речи современного делового человека образными историческими словами и устойчивыми неделимыми словосочетаниями (фразеологизмами)
Практикум: Упражнение «Я – хозяин тайги». Работа с текстом, вставка фразеологизмов, историзмов. Замена словами синонимами для превращения бытовой речи в деловую.
Мониторинг: Тестирование по речи делового этикета:
«Найти фразеологизмы в словарном диктанте».
ни рыба, ни мясо не защищен на нет и суда нет
никаких нет нелепо еще не прочитана
как никогда не смотря под ноги немеркнущая звезда
никаким образом нечист на руку нелегкая принесла
ни в коем случае нечего сказать ни пуха, ни пера
несмотря на все усилия ни встать, ни сесть тридцать три несчастья
За каждый найденный фразеологизм + 3 балла;
За каждую ошибку в правописании – 1 балл
Деловая игра «Речь кандидата в …»
Практикум: Учащиеся создают предвыборную речь, используя для её эмоциональной окраски архаизмы, историзмы, фразеологизмы.
Предварительно выбрав должность кандидата, архаизм, историзм и фразеологизм.
должность кандидата историзм архаизм фразеологизм
Директор детского сада алтын град в поте лица
Директор детской библиотеки аршин уста засучив рукава
Директор парка развлечений кольчуга сей не покладая рук
Директор
зоопарка бурлак пиит до седьмого пота
Директор школы волость нарочито работать как лошадь
Мониторинг: Оценивается грамотное включение в текст выступления полученного материала
Итоговое занятие. 1 час.
Викторина «Дурака мы не валяем и не бьем баклуши»
Приложение 1
Конспект занятия
«Век бы слушать эти речи!»
Цель: Сформировать понятие «фразеологизм» как единица языка – устойчивое неделимое словосочетание. Особенности его строения и употребления в речи.
Задачи:
Научить определять фразелогизм в устной и письменной речи
Акцентировать внимание на образности и яркости родной речи, обогащенной фпазеологизмами
Формируемые компетенции УУДы:
Учебные материалы: мультимедиа, презентация «Век бы слушать эти речи», раздаточный материал.
Организационный этап. Проверка готовности.
Основной этап.
Презентация. Слайд 1
«Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология - одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка». (Ученый-лингвист Николай Максимович Шанский.)
Слайд 2
Слайд 3
Определение признаков свободных словосочетаний и признаков фразеологизмов
Русский язык богат фразеологизмами Слайд 4
Удивительное чудо фразеологизмы. Одно слово можно заменить несколькими фразеологизмами. Попробуем подобрать фразеологизмы к слову умный. (Учащиеся подбирают фразеологизмы). Все эти фразеологизмы близки по значению, значит, являются фразеологизмами-синонимами.
Наша с вами задача определить признаки свободных словосочетаний и признаки фразеологизмов. Раскройте смысл фразеологических оборотов, отвечая на вопросы:
ВОПРОС 1:
Кого мы называем? «Белая ворона». « Ходячая энциклопедия»

ВОПРОС 2:
Можно ли воспринимать как фразеологизм лишь одно слово, например, ворона. Подберите к нему прилагательное (черная). Является ли это словосочетание фразеологизмом?
В словосочетании черная ворона каждое слово имеет лексическое значение, а в сочетании белая ворона лексическое значение имеет лишь все словосочетание в целом. Так же можно разобрать фразеологизм ходячая энциклопедия.
ВОПРОС 3:
Какие из сочетаний слов являются устойчивыми, неделимыми оборотами речи, а какие по смыслу делятся на отдельные слова?
Слайд 5
Исходя из этих примеров, можно выделить признаки свободных словосочетаний и признаки фразеологизмов.
Учащиеся с подсказками учителя заполняют таблицу.
Таблица. Слайд 6
Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов
Любое из слов можно заменить другими словами В их составе нельзя изменять слова по своему желанию
Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность Слова теряют свою смысловую самостоятельность
Создаются в процессе речи, не требуют запоминания Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания
ПРАКТИКУМ
Стихотворение В. Суслова «Как работает слово».
Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно.Примеры тут можно найти без труда,Возьмем хоть короткое слово «вода».Вот был я мальчишкой, да детство прошло,С тех пор уж немало «воды утекло».О смелом мы вправе сказать наперед:Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!А гуси и утки – сухие всегда,Заметили люди: «Как с гуся вода».Случилось с тобою: ты правил не знал,Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!Лентяй отдыхает, а время идет:«Под камень лежачий вода не течет».Сказать болтуну мы порою не прочь:Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!Не прочь и другому сказать невзначай:«Довольно лить воду! Ты дело давай!»Работать впустую!.. Что скажут потом?Не дело, мол, «воду носить решетом»!Стихи я пишу, не жалея труда,Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»
записать все фразеологизмы со словом «вода».
прокомментировать фразеологизмы
Довольно лить воду! Друзья, займемся делом!
ПРАКТИКУМ. Упражнение по теме
Мониторинг: Упражнение «Вечерний разговор»
Прочитайте рассказ, найдите и выпишите 10 фразеологизмов.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню.
А бабушка: «Всему своё время».
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал: «Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка». А бабушка говорит: «Кашу маслом не испортишь».

Приложение 2
Материалы для занятий.
Викторина «Знаешь ли ты фразеологизмы?»
Кого по осени считают? (Цыплят)
Где обычно советуют искать ветра? (В поле)
Каково количество пядей во лбу у умника? (7)
К кому обычно призывают вернуться? (К нашим баранам)
С чем обычно бывает кровь у здоровяков? (С молоком)
Что обычно выкидывают оригиналы? (Коленце)
В чём иногда пытаются носить воду? (В решете)
Кто на безрыбье может стать рыбой? (Рак)
Замените одним словом следующие фразеологизмы.
Мозолить глаза - надоедать
Куры не клюют - много
Точить лясы – болтать
Не покладая рук - трудиться
Клевать носом – засыпать
В один голос - одновременно
Бить баклуши – бездельничать
Надуть губы - обидеться
В ежовых рукавицах – строго
Жить бок о бок - поблизости
Не находить себе места – волноваться
Извиваться ужом - хитрить
Кануть в лету – исчезнуть
Пальма первенства - лидерство
Семи пядей во лбу – умный
Делать из мухи слона - преувеличивать
Кровь с молоком – здоровый
Как две капли воды - одинаковые
Набрать в рот воды – молчать
Когда рак на горе свиснет – никогда
Зарубить на носу – запомнить
В час по чайной ложке - медленно
Объясните значение фразеологизмов.
Кот наплакал
Слова не вытянешь
Куры не клюют
Рта не закрывает
Семи пядей во лбу
Олух царя небесного
Дать маху
Ходить вокруг да около
Брать быка за рога
Попасть в точку
Вставьте слова, всегда употребляющиеся
в составе данных фразеологизмов.
Делить шкуру неубитого …
Купить … в мешке.
… в мешке не утаишь.
Согнуть в … рог.
Толочь … в ступе.
Не в бровь, а в …
Выйти … из воды.
Надуться как … на крупу.
Вот где … зарыта.
Сгруппируйте антонимичные фразеологизмы.
Не покладая рук
Ни зги не видно
Ворон считать
Чуть свет
Как кошка с собакой
Жить своим горбо
От горшка два вершка
Повесить нос
Рукой подать
На вес золота
Песок сыплется
Мастер кислых щей
Семи пядей во лбу
В час по чайной ложке Сидеть сложа руки
Хоть иголки собирай
Держать ухо востро
На ночь глядя
Душа в душу
На чужой шее сидеть
Коломенская верста
Воспрянуть духом
У чёрта на куличках
Грош цена
Молоко на губах не обсохло
Мастер на все руки
Хоть кол на голове теши
На всех парах
Подберите к данным фразеологическим сочетаниям
синонимы из другого столбика.
хоть пруд пруди
кто во что горазд
как снег на голову
ни рыба ни мясо
рукой подать
куда ноги несут
с пустыми руками
ни кровинки в лице
доводить до белого каления куда глаза глядят
в двух шагах
куры не клюют
кто в лес, кто по дрова
как гром среди ясного неба
ни то ни сё
приводить в бешенство
как мел
несолоно хлебавши
Закончите фразеологизмы.
Волков бояться -… (в лес не ходить).
Без задних … (ног).
Нет дыма … (без огня).
Брать себя в … (руки).
Куй железо, … (пока горячо).
Бросать слова на … (ветер).
Знает кошка … (чьё мясо съела).
Взять голыми … (руками).
У кого что болит, … (тот о том и говорит).
Водить за … (нос).
Не разольёшь … (водой).
Вывести на чистую …(воду).
Держать камень за … (пазухой).
Держать язык за … (зубами).
Делать из мухи … (слона).
Ждать у моря … (погоды).
За тридевять … (земель).
Зарубить себе на … (носу).
Заговаривать … (зубы).
Гроша медного не … (стоит).
Днём с огнём не … (сыщешь).
В ежовых рукавицах … (держать).
Палец о палец не …(ударит).
Впросак … (попасть).
Определите, какое из двух сочетаний слов
не является фразеологизмом и почему?
медвежья берлога, медвежья услуга;
волчий аппетит, волчий хвост;
горькая микстура, горькая правда;
приходить на выручку, приходить на собрание;
глубокий пруд, глубокий старик
Восстановите фразеологизмы.
Из ____вон (плохо).
Как в ____канул.
Мастер на все_____.
Вариться в собственном____.
Подливать_____в огонь.
Как рукой_______.
Несолоно_______.
Как снег_______.
Кто в лес______.
Ни к селу_______.
Тише воды_____.
Закончите стихотворение,
подобрав нужный по смыслу фразеологизм.
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо, ведь этим ты другу
Окажешь_____________.
(медвежью услугу) Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по дрова,
Ребята слушать их не станут,
От этой песни__________.
(уши вянут)
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
__________________.
(водой не разольёшь)
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк,
И так устали мы в дороге,
Что еле______________.
(волочим ноги)
Определите, какие предметы или явления объединяют каждую группу фразеологизмов. Запишите эти фразеологизмы.
Его вешают, приходя в уныние.
Его задирают и всюду суют, вмешиваясь в чужие дела. (Нос).
Не цветы, а вянут.
Не ладоши, а ими хлопают.
Не бельё, а их развешивают доверчивые и любопытные.
А ещё на них можно вешать лапшу. (Уши).
Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить.
Он может быть хорошо подвешен.
Его можно держать за зубами. (Язык).
Иногда в них пускают пыль.
Их можно сделать большими.
Они могут разбегаться в разные стороны. (Глаза).
Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело.
Её не сварить с тем, с кем трудно сговориться.
Её просит рваная обувь.
Она в голове у вечных путаников. (Каша).
Её толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
Её набирают в рот, когда молчат.
Ею нельзя разлить неразлучных друзей.
В неё прячут концы нечестные люди.
Иногда они выходят из неё сухими. (Вода).
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.
Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез. На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер).
Какой фразеологизм используют, когда…
- очень много людей в тесном помещении;
- хорошо, свободно, непринуждённо себя чувствуют;
- бывают в постоянных хлопотах, суетятся;
- очень быстро бегут;
-неожиданно появляется кто-либо;
- проливной дождь, ливень;
- полная тишина;
- кто-либо оказался в нелепом, смешном положении
Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Однако дети нередко воспринимают подобные выражения по-своему, заменяя слова синонимами. Смысл выражений при таких заменах не меняется, но теряется его так называемая внутренняя форма.
Например:
Ребенок сказал: Взрослые говорят:
пойти на исправку
куда глаза видят
душа в подметки ушла
свободная птица
открыть Африку
посчитать в голове
глаз упал на книжку
на свежий ум
нервы скандалят
в пятки не годится пойти на поправку
куда глаза глядят
душа в пятки ушла
вольная птица
открыть Америку
посчитать в уме
взгляд упал на что-нибудь
на свежую голову
нервы шалят
в подметки не годится
К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Например, мальчик очень разволновался, услышав, что его кот спит без задних ног. Разбудил кота, сосчитал лапы, и, успокоенный, вернулся.
Мать, заявившая, что у нее забот полный рот, получила совет выплюнуть их побыстрее.
Трехлетняя Ирочка не хочет надевать новый костюм, плачет, потому что слышала, как кто-то из взрослых заметил: "Она в нем утонет".
Выполнение задания "Что означает выражение?" поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи.
Пословицы:
1. "Дело мастера боится".
2. "Всякий мастер на свой лад".
3. "На все руки мастер".
4. "Портной испортит - утюг загладит".
5. "Картошка поспела - берись за дело".
6. "Без труда и в саду нет плода".
7. "Каков уход, таков и плод".
8. "Больше дела - меньше слов".
9. "Всякий человек у дела познается".
10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай".
11. "Без дисциплины жить - добру не быть".
12. "Заработанный хлеб сладок".
13. "У кого сноровка, тот и действует ловко".
14. "Без начала нет конца".
15. "Без порядка толка нет".
16. "Без работы пряников не купишь".
17. "Глаза боятся - руки делают".
18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".
19. "Без труда нет добра".
20. "Труд - лучшее лекарство".
21. "Терпение и труд все перетрут".
22. "Будешь книги читать - будешь все знать".
23. "Дом без книги, что без окон".
24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум".
25. "Где ученье - там уменье".
26. "Ученье и труд вместе живут".
27. "Ученье - свет, а неученье - тьма".
28. "Почитай учителя, как родителя".