Классный час Суровое лицо войны

МОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №2
Сценарий классного часа
«Суровое лицо войны»
Подготовила:
Учитель истории и обществознания Гаевая Л.П.



Цель мероприятия:
-способствовать формированию уважения к героическому прошлому нашей страны, чувства патриотизма.
Оформление:
-экран для демонстрации слайдов
-музыка
-эпиграф на доске: «Любой вооруженный конфликт - это насилие, это трагедия, чудовищный человеческий просчет». –
кардинал Хьюма.
- 1-


Вступительное слово:
-62 года назад, морозным январским днем, наш поселок был освобожден от немецко-фашистских захватчиков
За время оккупации жители поселка и района испытали все ужасы войны: лишения и горечь утрат близких, голод и нужду. Поэтому победа была особенно дорога и желанна, стала всенародным праздником. Победа стоила жизни сотням солдат и офицеров. Мы с особой благодарностью чтим память всех, кто погиб, освобождая поселок, склоняем головы перед ветеранами.
Человеку дано удивительное свойство-память. Есть память человека, страны,
поколений. Беспамятство - страшная болезнь. Великая Отечественная война -
самая страшная из войн - закончилась более полувека назад. Но память о ней
жива и священна, потому что в ней наш народ воевал и одержал победу
дорогой ценой. В ней храбрость и трусость, предательство и верность,
жестокость и милосердие шли рука об руку.
Монтаж. Чтецы:
-22 июня 1941 года. 9 мая 1945 года. Две странички календаря, два дня жизни
планеты Земля. Два дня истории Человечества. Они отмечены в календаре
разными цветами: один черный лист с ощетинившимися штыками и
падающими бомбами, другой - красный лист с переливами радуг победного
салюта. Они так и называются - День Памяти и Скорби и День Победы. Два
дня календаря. А между ними...

-Родина!
Пламя ударило в небо -
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь!»
Родина!
Путь наш тяжел и длинен.
В горе. В слезах. В огне.
Немец, заняв Калинин,
Рвется уже к Москве.
-Мяли танки теплые хлеба,
И горела, как свеча, изба.
Шли деревни. Не забыть вовек
Визга умирающих телег,
Как лежала девочка без ног,
Как не стало на земле дорог.
Но тогда на жадного врага
Ополчились нивы и луга,
Разъярился даже горицвет,
Дерево и то стреляло вслед.
-В ходе войны вооруженными силами СССР было проведено 6 гигантских битв и около 40 наступательных операций, которые заканчивались разгромом вражеских группировок.
-Похоронив стратегию блицкрига, фашисты увидели спасение в стратегии голода. Обречь на мучительную смерть, деморализовать, разобщить людей. Лишить их воли к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, превратить в рабов, готовых за миску баланды на все
... Вот что такое стратегия голода.
(Звучит 7-я симфония Д.Шостаковича)
8 сентября 1941 года над Ленинградом сомкнулось кольцо блокады длиною в
900 дней и ночей. В кольце оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.
-С 20 ноября 1941 года в пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать по 250 г. Хлеба в сутки, неработающие - 125 г. Крошечный, почти невесомый ломтик...
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам...
Острый голод давал о себе знать все сильнее, смерть настигала людей везде.
-На салазках кокон пряменький Спеленав, везет
Мать заплаканная, в валенках,
А метель метет.
Труден путь, далек до кладбища,
Как с могилкой быть?
Довести сама смогла б еще,
Сможет ли зарыть?
А не сможет - сложат в братскую, Сложат, как дрова, В трудовую, Ленинградскую, Закопав едва.
И спешат по снегу валенки,-
Стало уж темнеть.
Схоронить трудней, мой маленький,
Легче умереть.
-Н огромном пустыре рядом со старой Пискаревской дорогой образовалось
известное ныне Пискаревское кладбище, где похоронено 470 тыс.
ленинградцев.
В мире не было трагедий, подобных тем, что пережил Ленинград. За 900
дней блокады умерли от голода 1млн.200тыс. человек.
-Об ужасах блокады никогда не говорили всей правды - более полувека ее прятали под грифом «Совершенно секретно». Чтобы быть в курсе настроений населения, военная цензура вскрывала практически все письма граждан. Вот строки из писем, которые были изъяты и не дошли до адресатов.
-«Ноги уже не двигаются, а ходить надо. Жертв очень много, покойников хоронят без гробов, так как их нет. Варлаша умер от голода, все перед смертью просил поесть; хороним его, завязав в простыню».
-«Женя, мы умираем от голода. Барику приготовила на гроб доски. Но я так слаба, что не могу снести его на кладбище. Юрик настолько истощал, что уже не просит есть, лишь изредка кричит: «Мама, если нет кушать убей меня!» Это говорит четырехлетний ребенок.
-«Наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников. Трамваи давно не ходят. Света нет, топлива нет, вода замерзла... Самое главное мучает голод».
-«Мы превратились в стаю голодных зверей. Идешь по улице, встречаешь людей, которые падают и умирают. Мы уже привыкли, потому что они умерли, а завтра я».
(По ходу демонстрируются слайды о блокадном Ленинграде).
-Гитлер заявил: «Дайте мне десять лет, и вы не узнаете Германию!» И точно, немцы не узнали свою страну в гитлеровском рейхе, она была вся окутана колючей проволокой. 1100 концентрационных лагерей было на территории фашистского государства.
-Бараков цепи и песок сыпучий
Колючкой огорожены кругом.
Как будто мы жуки в навозной куче:
Здесь копошимся, здесь мы и живем.
Чужое солнце всходит над холмами.
Но почему не греет нас оно?
Не греет, не ласкает нас лучами, -Безжизненное, бледное пятно...
-Концлагеря являлись неотъемлемой составной частью фашистского террористического режима: Дахау, Заксенхаузен, Флоссенбюрг, Маутхаузен, Освенцим, Саласпилс, Майданек.
Лагеря смерти ... Заключенные влачили полуголодное существование: один раз в день кофе из брюквы, два раза суп из травы, 270 граммов хлеба, наполовину с деревянными опилками - обычный рацион заключенного.
-Большинство заключенных представляло собой или ходячие скелеты, или они были неестественно толстыми от отеков и опухания от голода. Чтобы заглушать крики жертв, задыхавшихся в газовых камерах, расстреливаемых и истязаемых, гитлеровцы на территории лагеря поставили мощные динамики, из которых с грохотом рвалась траурная музыка.
-Они с детьми погнали матерей.
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет, этого я не забуду дня.
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел, плакали, как дети, реки.
И в ярости рыдала мать земля...
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался звук...
-Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ребенок.
И страшен плач, и голос тонок.
И в сердце он вонзается, как нож.
-Не бойся, мальчик мой, Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи .
Сейчас не будет больно. -
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой алой извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь.
(По ходу демонстрируются слайды о концлагерях ).

-Долгих 4 года полыхали бои, 4 изнурительных года вел советский народ священную войну.
Последним шагом к победе был Берлин. Дни и ночи гудела, содрогалась от выстрелов и взрывов берлинская земля. На занятых советскими войсками улицах и площадях уже шла другая, почти мирная жизнь. По приказу нашего командования в освобожденных кварталах для жителей Берлина была организована и открыты полевые кухни, осуществлялась выдача хлеба.
-Я на село смотрю и думаю:
Здесь, может, тот фашист родился,
С которым я в бою под Уманью
За смерть ребенка расплатился.
Ко мне рука за хлебом тянется,
И женщина с голодным взглядом
Не устает шептать и кланяться...
Я не могу ее прикладом.
-Пускай борьба до бесконечности
Мне зло испытывает душу –
Нигде закона человечности
В борьбе за правду не нарушу.
Детей не брошу ради мщенья
В дыру колодезя сырую...
Не потому ль в конце сраженья
Я здесь победу торжествую?!
(Демонстрируются слайды с видом побежденного Берлина).
-А, может, не было войны...
И людям все это приснилось? Опустошенная земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
-А, может, не было войны,
И у отца с рожденья шрамы.
Никто от пули не погиб,
И не вставал над миром гриб,
И не боялась гетто мама?
-А, может, не было войны,
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях.
Ложась плечом на стылый ветер?
-А, может, не было войны?
Не гнали немцев по этапу,
И абажур из кожи - блеф,
А Муссолини дутый лев,
В Париже не было гестапо?
-А, может, не было войны,
И мир ее себе придумал? .. .
Но почему же старики
Так плачут в мае от тоски?
Однажды ночью я подумал.
А, может, не было войны,
И людям все это приснилось?
-Глянь на живых, пока они живые...
Запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые
Спасло от рабства вольную страну.
Глянь на живых,
Они ведь смерть встречали,
И смерть поныне снится им порой.
Они грустят, они скорбят ночами
О тех друзьях, что спят в земле сырой.
(Слово предоставляется ветерану).
Чтецы:
-Суд истории, суд предков свершается. И он неумолим к тем, кто обагрил свои руки кровью невинных людей, погибших на виселицах. От пуль гитлеровских разбойников. От голода и непосильного труда, в огне пожарищ Второй мировой войны.
-На Западе сейчас находятся люди, которые рассуждают так: война закончилась уже давно - так стоит ли ворошить старое? Не лучше ли все предать забвению?
Современное человечество с таким положением не может мириться. Тем более военным преступлениям, преступлениям против человечества и человечности не может быть забвения, ни давности. Слишком дорогой ценой они обошлись народам!

Беседа с классом:
-Прошу высказать свое мнение о жестокости и милосердии на войне.
-Можно ли говорить о снижении нашей отзывчивости? -Что сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?
Заключительное слово:
-Над миром пронеслось немало событий: была Афганская война, Чеченская война, бомбежка Ирака и Беслан...
Человечество все чаще задумывается над своим житьем, и в то же время не успевает отдыхать от собственного безумия, насилия. Идет извечная борьба между Добром и Злом. И в этой круговерти войн все больше людей убеждается в том, что войны противоестественное и безнравственное состояние человечества. По общечеловеческому счету в войнах нет победителей и побежденных. Есть общая трагедия. Человечество устало от войн. Люди не хотят, не имеют права посылать на смерть своих детей.


15