Программа внеурочной деятельности Бабушкин сундук


Рабочая программа
основного общего образования
по внеурочной деятельности
образовательная область искусство
в 1-6 классах
на 2016 – 2017 учебный год
разработана на основе
примерной программы изобразительное искусство 5-7 класс Москва «Просвещение» 2010
авторской программы Неменского, изо 5-9 класс. Просвещение. 2015 год

Составитель: Истошина Н.С., учитель изобразительного искусства

Учебно-тематическое планирование
по изобразительному искусству
Классы 1-6
Учитель Истошина Нина Степановна
Количество часов: на год 35 в неделю 1 час;
I полугод. 16
II полугод. 17
«Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» 1-6 классах. Под редакцией Б. М. Неменского. М. «Просвещение» 2012 г.
Пояснительная записка
Нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми она составлена:
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом №373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. (начальное общее образование); Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. (основное общее образование);
примерная программа «Изобразительное искусство» Москва «Просвещение», 2010
рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского для . 5-9 классов: издательство «Просвещение», 2011;
образовательной программы школы;
учебного плана школы;
положения о рабочей программе
Цели и задачи
Цель:приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи:
Знакомить школьников с отечественной культурой во всем ее многообразии; с национальными традициями своего и других народов через их анализ и сравнение.
Формировать у школьников интерес к народному творчеству.
Формировать представления об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой культуре.
Воспитывать духовно-нравственную культуру и толерантность, патриотизм и гражданственность.
Создать полноценную нравственно-эстетическую среду общения.
Развивать творческое креативное мышление.
Концепция
Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:
• в ценностно-ориентационной сфере:—     формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;—     принятие мультикультурной картины современного мира;
• в трудовой сфере:—     формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;—     готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:—     умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Количество часов, отводимых на изучение данного курса, число часов в неделю согласно учебно-тематического плана;
На изучение данного курса отводится 35часов, 1 час в неделю.
Особенности класса
Программа ориентирована на учащихся 1-6 классов.
Формы занятий
Формы проведения занятий планируются по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога: ; сравнение одежды, жилища, обычаев и образования крестьян и дворян. Рукоделие и художественная деятельность, лепка из пластилина, моделирование, работа с природным материалом. Экскурсии; виртуальное посещение выставок, музеев (интернет).Научно – исследовательские работы. Встречи с представителями творческих профессий.
Ожидаемые результаты
Первый уровень результатов:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;
-о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов:
– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов:
– приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научиться:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
Содержание программы
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.
Русская изба (клеть, сени – холодное помещение, теплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы. 
Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет елки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
Универсальные учебные действия:—продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);—показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.. 
Тайны старого чердака.
Значение слова «чердак».
Иконы, часы, корзины, пяльца, сундуки, станки, крынки, сковороды, чугуны, сковородники, лопаты, ухваты. История их создания и использование в быту.
Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница – футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага.
Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счет, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.
Универсальные учебные действия:—продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);—показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.. —сравнить учебу детей в старину с современной школой;—букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги.
Старинный русский быт.
Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан – у женщин. Роль орнамента – оберега (вышивка). 
Солнце, дерево, вода, конь – источники жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака).
Головные уборы девушек и женщин, украшения. 
Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки – у крестьян (мужская одежда).
Лапти, баретки, онучи, поршни – крестьянская обувь.
Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки – у бояр.
Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шелком у боярынь и боярышень.
Универсальные учебные действия:—познакомить с особенностями крестьянской одежды;—сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;—ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
Календарно - тематическое планирование
№ п\пНазвание темы Количество
часов
1. Русские жилища. 3
2. Тайны старого чердака 18
3. Старинный русский быт.
14
Итого: 35
№ Тема Количество часов Дата планируемая Дата фактическая Оборудование урока УУД
Русские жилища. 3 часа
1 Русская изба. Чердак.
1 05.09 ЦОР.
Альбом, карандаши 2 Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки.
1 12.09 ЦОР.
Альбом, карандаши Рисунок избы с чердаком
3 Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
1 19.09 Тайны старого чердака 18 часов
4 Что храниться на чердаке 1 26.09 5 Иконы 1 03.10 ЦОР Музейные экспонаты беседа
5-8 Часы 3 10.10
17.10
24.10 Коллекция часов Изготовление часов из пластинок
9-11 Корзины
3 07.11
14.11
21.11 Спицы, газеты
Клей ПВА
Лак
водоимульсионкаПлетение корзинки и короба из газет
10-12 Пяльца 3 28.11
05.12
12.12 Нитки, ножницы Изготовление сальфетки на пяльцах
13 Сундук 1 19.12 Ножницы, нитки, игла ,открытки Шкатулка из открыток
14 Ткацкий станок 1 26.12 Музейные экспонаты Знакомство с инструментом станка
15-17 Станок для поясов 3 ..16.01
23.01
30.01 Музейные экспонаты Ткание пояса
18-19 Крынки, чугуны, сковороды 2 06.02
13.02 Музейные экспонаты рисунок
20 Сковородник, лопата, ухват 1 20.02 Музейные экспонаты рисунок
Старинный русский быт.
21-22 Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь. 2 27.02
06.03 Музейные экспонаты Изготовление лаптей
23 Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки — у бояр.
1 13.03 ЦОР Рисунок
24-25 Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.
2 20.03
03.04 ЦОР Рисунок
26-28 Старинные книги 3 10.04
17.04
24.04 Альбом
Краски
Цветные карандаши Рисуем русский алфавит
29-30 Свечи, фонари, светильники 2 01.05
08.05 Свечи
СД диск бусинки
Клей
ленты Декорирование свечи
31-32 Самовар, чайники 2 15.05
22.05 Самовар
Сушки
посуда Чаепитие, традиции
33-35 Полотенце. Рушник. Орнамент. 3 29.05 Музейные экспонаты Вышивка
Итого:
35
Список литературы
1. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи.- М., 1988.
2. Банников В.Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного пространства. Монография. М.: РИО ФИРО. 2009.
3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебн.-метод.пособие / под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
4.Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. /авт.-сост. В.П.Ватаман.- Волгоград: Учитель, 2008.
5. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1991.
6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.
7. Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. Русская народная игрушка: Альбом с методич. Рекомендациями.- М., 1988
8. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.
9. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебн.-метод. пособие: В 2 ч. / под ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
ИНТЕРНЕТ ресурсы
www.wco.ru/icons - Виртуальный каталог икон.
www.sobory.ru - каталог православной архитектуры.
www.artcyclopedia.com- иллюстрированная энциклопедия по искусству.
www.eart.by.ru — иллюстрированный словарь по искусству.
www.russianculture.ru - Русская культура.
www.rusmuseum.ru – Русский музей.
www.slovopedia.comwww.slavynka88www.liveinternet.ruwww.all-photo.ru (Российская империя в фотографиях)
www.domstr.ru (Энциклопедия)
Пословица – поговорка. РФ
Приложения
Приложение 1
Каждое занятие по новой теме можно начинать одним из этих стихотворений.
***Мы хотим увидеть чудо?
Где нам взять его? Откуда?
Где старинный спрятан сказ,
В чем он скрыт от наших глаз?
В бабушкином сундучке!
Что за печкой, в уголке!
Крышка открывается,
Чудо появляется!...Е.В. Дружинина
***
В бабушкином сундучке!
Что за печкой, в уголке!
Диво спряталось одно,
Очень старое оно!
Крышка открывается,
Чудо появляется!...Е.В. Дружинина

Приложение 2
Сравнение пословиц по смыслу
Узбекские пословицы Русские пословицы
Свой хлеб лучше чужого плова.
Уха – два, а язык – один; два раза выслушай, один раз скажи.
Скорпион своих привычек не меняет. 
Глаза смотрят - руки работают.
Голодное дитя с сытым не играет.
Два раза послушай, один раз скажи.
Коза о жизни, мясник – о сале.
Не смейся над соседом - на твою голову обернется.
Не успел сделать утром - и вечером не успеешь, вечером не успеешь - никогда не успеешь.
Нужный камень тяжелым не бывает.
Посеешь ячмень - ячмень соберешь, посеешь пшеницу - соберешь пшеницу.
Правда, острее меча.
Трус и от тени коня шарахается.
У труса в глазах двоится.
Увидеть - лучше, чем услышать.
Без ветра верхушка дерева не закачается.
В человеке цени не красоту, а разум.
Взялся за дело - делай хорошо. В гостях хорошо, а дома лучше.
Свой хлеб сытнее.
Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь.
Горбатого могила исправит.
Глаза боятся – руки делают.
Сытый голодному не товарищ.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Своя ноша не тянет.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Правда глаза колет.
У страха глаза велики.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Дыма без огня не бывает.
По одёжке встречают, по уму провожают.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж!
Азербайджанские пословицы Русские пословицы
Не смотри на тело, не смотри на платье, смотри в душу.
Никто не видит своих пороков.
Разжуй слово, прежде чем изо рта его вынуть.
Шей шубу летом, точи серп зимой.
Не засыпай колодца: воды попить придется.
Как ни седлай черного осла, он все равно мулом не станет.
Лучше, чем роза в чужбине, шип в отечестве.
Каждому свой край сладок.
Выпущенная стрела назад не возвращается. По одёжке встречают, по уму провожают.
В чужом глазу видеть соринку, в своём бревна не замечать.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Готовь сани летом,а телегу зимой.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
Дым отечества светлее чужого огня.
Всякому мила своя сторона.
Слово – не воробей:
вылетит – не поймаешь.
Татарские пословицы Русские пословицы
Без ветра листья не колышутся.
Без пчелиных укусов меда не бывает.
Без труда и зайца не поймаешь.
Волчонок все-таки будет волком, даже если будет воспитан человеком.
Какова яблоня, таков и плод.
Огонь в подоле не унесешь.
Правдивое слово всегда горько.
Чужой совет слушай, своим умом живи.
Что за лесом лежит, ему видно, а что перед носом его - не видно. Дыма без огня не бывает.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Сколько волка ни корми — он всё в лес смотрит.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Шила в мешке не утаишь.
Горькая правда приятней сладкой лжи.
На Бога надейся, а сам не плошай.
В чужом глазу видеть соринку, в своём бревна не замечать.
Приложение 3
Подборка сказок для сравнительного анализа
Русские сказки Сказки народов мира
«Лиса и журавль»(русская народная сказка)
«Теремок»(русская народная сказка)
«Колобок»(русская народная сказка)
«Лисичка сестричка и волк»(русская народная сказка)
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»(русская народная сказка)
«Мужик и медведь»(русская народная сказка)
«Лиса и тетерев» (Л.Н.Толстой)
«Жадная старуха» (русская народная сказка)
«Сказка о рыбаке
и рыбке» (А. С. Пушкин)
«Царевна-лягушка» (русская народная сказка)
«Волк и семеро козлят» (русская народная сказка)
«Два Мороза» (русская народная сказка)
«Царевна - лягушка» (русская народная сказка)
«Сивка-бурка» (русская народная сказка) «Аист и ворон» (австралийская сказка)
«Рукавичка» (украинская народная сказка)
«Джонни пончик» (английская сказка) и «Блинчик» (норвежская сказка)
«О том, как лиса обманула гиену» (сказка Сото (племя в Африке))
«Сказка про Гензеля и Гретель» (Братья Гримм)
«Как лис Миккель иБамсе вместе поле возделывали» (норвежская сказка)
«Лиса и куропатка»(французская сказка)
«Золотая рыба» (индийская народная сказка)
«Сказка о рыбаке и его жене»
(Братья Гримм)
«Принцесса-лягушка» (монская (Бирма) сказка)
«Шангул и Мангул» (персидская сказка)
«Старый морозец и молодой морозец»(литовская народная сказка)
«Тан - батыр» (татарская сказка)
«Таз - зять падишаха» (татарская сказка)
Приложение 4
ПАМЯТКА «Как придумать волшебную сказку?»
1. Название.
2. Зачин. Выбери готовый или придумай свой.
«В стародавние времена, в  далёком-предалеком королевстве жили-были…».
«Давным-давно жила-была женщина. Была (и) у неё …».
«В некотором царстве, в  некотором государстве жили-были …».
«Жил-был на свете …».
«У одного старика был(и) … . Однажды …».
3. Герои (положительный / отрицательный).
4. Придумай исполнителя желаний (например: лесной зверь,волшебник,цветок и т.п.)
5. Желания.
6. Используй образные выражения. Например:
«долго ли, коротко ли»
«жить припеваючи»
«путём-дорогою»
«Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать»
7. Финал.
8. Пословицы (в конце).