Проект для дошкольников Бабушкин сундучок


Педагогический проект«Бабушкин сундучок»по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста АктуальностьВ настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной. С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. Знакомство с чувашской народной культурой и направлено на формирование нравственных и духовных качеств. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, игрушками и т.д.). Нередко и сами дети задают совсем недетские вопросы для того, чтобы узнать свою Родину: «Какие игрушки были у наших бабушек?», «Из каких материалов делают народных кукол?», «В каких домах жили наши дедушки и бабушки?», «Какая у них была посуда?» и многое другое. И не всякий взрослый может ответить на эти вопросы. Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания - проектная деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Бабушкин сундучок» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители. Паспорт проектаЦель: Формирование духовно - нравственного отношения к культурному наследию своего народа и развитие художественно - творческих навыков посредством ознакомления детей с игрушками, старинной посудой, мебелью, предметами быта.Задачи:1. Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре; 2. Повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики; 3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами; 4. Познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;5. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к посещению музея.Вид: Краткосрочный, практико - ориентированный проектСроки реализации: 1 неделяВозраст детей: 5-6 летУчастники: Педагоги, родители, воспитанникиРазработчики: Мишакова Ирина Аркадьевна, воспитатель, 1 квалификационная категория. Ресурсы проекта Мини музей в детском саду;Чувашский национальный музей города Чебоксары; Уголок родного края в группе;Дидактические игры;Альбомы;Материалы для творческой деятельности. Конечный результат У детей расширенные и систематизированные знания об обычаях и обрядах чувашского народа, праздниках и народных творчествах;Сформированные знания об элементах материальной культуры (предметами быта, орудиями труда, одеждой);Повысился уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;Улучшение родительского общения, атмосферы взаимодействия родителей и детей. Продолжительность и этапы проектаI этап- подготовительный{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№МероприятияСрокиУчастники1.Подбор иллюстраций: фотографий костюмов, предметов быта, куколПонедельникВоспитатели, родители2.Доска детских вопросов (формулирование вопросов вместе с детьми)ПонедельникВоспитатели, дети3. Проведение переговоров с представителями Чувашского национального музеяПонедельникВоспитатели, Старший воспитатель Продолжительность и этапы проектаII этап – содержательный{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№МероприятияСрокиУчастники1.Беседа «Крестьянская изба», «Быт чувашей на Руси», «Чувашская национальная одежда», «Старинный детские игрушки»Вторник, Среда,Четверг,ПятницаВоспитатели 2.Организация художественно – творческой деятельностиВ течение неделиВоспитатели 3. Оформление уголка родного края В течение неделиВоспитатели и родители4.Работа с родителями: посещение Чувашского Национального музея мастер-класс по созданию обрядовых куколВторникВоспитатели и родители5.Посещение мини- музея в детском саду СредаВоспитатели6.Чтение художественной литературыВ течение неделиВоспитатели Продолжительность и этапы проектаIII этап – оценочный{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№МероприятияСрокиУчастники1.Подведение итогов по усвоению детьми темыПятницаВоспитатели2.Подготовка презентации проектаСубботаВоспитатели3.Выставка творческих поделокПятницаВоспитатель, дети, родители Литература Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 17.10.2013 №1155.- Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdfОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.Проектная деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса: «Мозаика – Синтез», М. - 2010.Н. В. Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.И. Н. Котова, А. С. Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб: «Паритет», 2008г.Программа воспитания ребенка - дошкольника. / Под ред. О. В. Драгунова.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд- во, 1995.- 231 с.Васильева Л. Г. Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (на материале чувашского орнамента) ФОТООТЧЕТ Куклы, сделанные своими руками Посещение мини- музея в детском саду Посещение лавки с чувашскими сувенирами Посещение Чувашского национального музея, мастер- класс по созданию обрядовых кукол Взаимодействие с родителями