Человек в меняющемся мире


муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области
СОГЛАСОВАНО
на методическом совете
Протокол № _____
от ______________ 2015 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директором школы
Приказ № ______
от _____________ 2015 года
РАССМОТРЕНО
на ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ
Протокол № ______
От ______________ 2015 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
«ЧЕЛОВЕК В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ»
Возрастная группа – учащиеся основной школы (9 класс)
КЛАСС 9
УЧИТЕЛЬ: СКОТНИКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ: НЕТ
2015-2016 учебный год
пос. Уральский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
Данная рабочая программа разработана на основе:
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов.  Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (включая Экономику и Право). Второй этап (VII—IX классы) // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
Цели и задачи рабочей программы:
Данный курс является обществоведческим, расширяющим представления и углубляющим знания по темам – человек в современном мире и социализация личности. Курс способствует формированию психологической уверенности учащихся через ознакомление с основными социальными ролями и положениями человека в обществе и основ гражданской культуры. В процессе изучения тем учащиесяся знакомятся с различными социальными институтами и их ролью. Молодой человек может и должен представлять предстоящие ему социальные роли, претендовать на определённый статус. Большое внимание уделяется проблеме современной семьи, что может способствовать у молодого человека формированию личных, качественных представлений и повлиять на его планы. В условиях серьёзного социального расслоения представляется необходимым знать тенденции развития общества и существующие представления о социальной справедливости и политике государствава в этой области.
Все это поможет более чётко представлять проблемы стоящие перед ним и обществом в условиях дальнейшей послешкольной социализации.
Курс призванспособствовать развитию знаний ребенка о современных социальных процессах.
Через знакомство с современными научными разработками и статистическими данными, а также обработке документов сделать понятным для уч-ся структуру, проблемы и основные тенденции развития общества. В основном на примере нашей страны.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
-  способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
-  передать учащимся сумму систематических умений по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться  адаптироваться в современном мире;
-  формировать у учащихся представление о взаимодействиях людей в окружающем мире при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человеком;
-  развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
-  способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
-  помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;
- помочь выработать собственную жизненную позицию;
Структура курса.
Курс нацеливает ребёнка на выражение собственного видения проблемы после ознакомления.
Работа строится на научно обоснованных алгоритмах деятельности, с которыми учащиесяся знакомятся или уточняют на первых уроках.
Курс способствует расширению представлений школьника и готовит его к дальнейшему после школьному образованию, где навыки работы с различными источниками информации позволят ему значительно экономить своё время.
Курс способствует росту уверенности ученика в своих силах, активному использованию своего субъектного опыта, получению современных знаний при работе с разными компьютерными программами по выбранным темам.
Активное использование ресурсов Интернета и знаний детей, полученных на уроках информатики, позволяют работать с высокой эффективностью.
Работа охватывает не только время урока, но и нацеливает учащихся на продолжение работы самостоятельно.
В основу содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
•  структурирование заданий  учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.
Планируемые результаты обучения:
-  оценивать собственное продвижение в развитии знаний, умений, навыков;;-  уметь грамотно и лаконично излагать  собственную позицию по изучаемым проблемам;
-  уметь эффективно использовать ИКТ-ресурсы;
- уметь действовать по алгоритму;
-  строить межпредметные связи, на основании изучаемого материала.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся можно использовать проблемные задания; исторические диктанты; обобщающие вопросы и задания; тесты.
Количество недельных часов - 1 час.    Количество часов в год – 30 часов.
Уровень рабочей программы – базовый

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Социальная дифференциация.
Слово «дифференциация». Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциации.
Теории происхождения неравенства.
Согласно иной точке зрения, неравенство расценивается как положительное явление. Оно заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений. Социальная же однородность приведет общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что и большинстве развитых стран происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются средние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним общественным полюсам.
Неравенство и проблемы современного российского общества.
Концептуализация понятия социального неравенства в ракурсе социологических исследований.
Важнейшие направления изменений социального неравенства в современном российском обществе. Методология социологического анализа социального неравенства.
Социальная структура современной России в ракурсе социологического анализа. Влияние социальной политики на социальное неравенство в современном российском обществе. Динамика изменений в области российского социального неравенства.
Отношение. «Новые русские». «Старые русские».
Основные социальные институты, их характеристика.
Общество, Страна, Государство, Основные институты, Сферы общества, Природа, Культура, Система, Социальные институты, ИнституциализацияОсновные социальные роли человека. Ответственность.
Личность, Нравы, Обычай, Самосознание, Социализация, Свобода, Ответственность
Роль права в жизни человека и общества.
Юриспруденция
Правовая информация, Официальная правовая информация, Информация индивидуально-правового характера, Неофициальная правовая информация, Мононормы, Естественное право, Позитивное право, Основная норма, Право, Социальные нормы, Религиозные нормы, Моральные нормы, Групповые нормы, Корпоративные нормы, Правовые нормыСемья. Виды семейных отношений в истории.
Этнос, Нация, Национальное самосознание, Национализм, Национальная политика, Семья, Бытовые отношения
Основные направления развития семьи. Положение супругов. Детей.
Государственная политика в отношении семьи.
Значение и роль среднего класса, теории.
О понятии «средний класс», Стратификация среднего класса, Средний класс в современной России
Маргинализация российского общества в условиях изменений к 20 –н. 21 вв. Плюсы и минусы.
Люмпены. Деклассированные элементы.
Социальная политика государства в современной России.
Сущность и основные направления социальной политики, Типы социальной политики государства, Политика в формировании доходов.
Образование важнейший «социальный лифт».
Образование, виды, современная система образования. Основные тенденции в выборе профессии
Содержание трудовых правоотношений.
Трудовой договор. Общие характеристики.
Общая характеристика трудового права
Работодатели и работники на рынке труда. Права и обязанности субъектов трудового права.
Трудовой договор, его виды. Заключение трудового договора
Организация безопасности труда. Охрана труда. Трудовые споры.
Задачи и функции государственной службы занятости
Вопросы истории и теории конституционного права.
Принятие Конституции РФ. Государственная символика. Гимн, Герб, Флаг.
Основы конституционного строя в России. Разделение властей.
Права и свободы человека и гражданина. Федеративное устройство. Федерация, конфедерация. Унитарное государство. Основы федеративного устройства РФ.
Президент Российской Федерации, его полномочия.
Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.
Правительство РФ.
Судебная власть.
Органы местного самоуправления.
Мировое сообщество на защите прав человека.

Календарно-тематическое планирование
№, дата Содержание обучения.
Разделы, темы Кол-во
часов Формы проведения
занятий
Вводное занятие 1 Лекция, беседа
Социальная дифференциация. Теории происхождения неравенства. 1 Практикум
Дискуссия с элементами моделирования
Неравенство и проблемы современного российского общества. Отношение.«Новые русские». «Старые русские». 1 Лекция. Практикум
Тестирование: Часть В и С.
Основные социальные институты, их характеристика.Основные социальные роли человека. Ответственность. 1 Лекция, работа с документами. Сообщения.
Роль права в жизни человека и общества. 1 Пресс-конференция
Семья. Виды семейных отношений в истории.Основные направления развития семьи. Положение супругов. Детей. 1 Работа с докум. Материалом. Практикум, Тестирование: А
Государственная политика в отношении семьи. 1 Урок-версия
Значение и роль среднего класса, теории.Маргинализация российского общества в условиях изменений к 20 –н. 21 вв. Плюсы и минусы. 1 Сообщения по теме. Практикум.
Люмпены. Деклассированные элементы. 1 Семинар с использованием видеоматериалов.
Социальная политика гос-ва в современной России. 1 Урок-исследование.
Тестирование: Часть В и С.
Образование важнейший «социальный лифт». 1 Дебаты по теме. Работа с документами.
Содержание трудовых правоотношений.Общая характеристика трудового права 1 Практикум
Деловая игра-обсуждение
Работодатели и работники на рынке труда Права и обязанности субъектов трудового права. 1 Лекция. Урок-альтернатива.
Тестирование: часть В и С.
Трудовой договор, его виды. Заключение трудового договора 1 Дебаты.
Тестирование: часть А и В.
Организация безопасности труда. Охрана труда. 1 Проблемно-проектная дискуссия.
Трудовые споры. 1 Дискуссия в форме «круглого стола».
Тестирование: Часть В и С.
Задачи и функции государственной службы занятости 1 Практикум.
Тестирование: Часть В и С.
Вопросы истории и теории конституционного права. 1 Лекция. Обсуждение.
Принятие Конституции РФ.Государственная символика. Гимн, Герб, Флаг. 1 Коллоквиум
Основы конституционного строя в России. Разделение властей.Права и свободы человека и гражданина. 1 Проекты. Семинар.
Федеративное устройство. Федерация, конфедерация. Унитарное государство. 1 Практикум
Дискуссия с элементами моделирования
Основы федеративного устройства РФ. 1 Лекция. Практикум
Тестирование: Часть В и С.
Президент Российской Федерации, его полномочия. 1 Лекция, работа с документами
Сообщения.
Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации. 1 Дискуссия с элементами моделирования
Правительство РФ. 1 Проекты. Семинар.
Тестирование: часть В и С.
Судебная власть. 1 Дискуссия в форме «круглого стола»
Органы местного самоуправления 1 Лекция. Сообщения.
Мировое сообщество на защите прав человека. 1 Практикум. Дискуссия.
Тестирование: часть В и С.
Резервный час 1 Резервный час 1 Итого 28 ч. +2 ч. резерв

ЛИТЕРАТУРА
«Обществознание: вопрос и ответ». И.Т. Пархоменко. Пособие для старшеклассников и абитуриентов средних специальных и высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2007
Гуревич П.С. Введение в философию. 10-11 кл.-М.2005 г.
Мухаев Р.Т. Социология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г.
Баранов П.А., Шевченко С.В. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.-М.: АСТ: Астрель, 2009, 2010, 2011.
Обществознание в схемах и таблицах. –СПб.: Тригон, 2008
Медведева В.С. Обществознание. 9-11 классы. Тестовые задания. -Волгоград: Учитель, 2008.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» Часть 2 / Под редакцией Л.Н.Боголюбова/- М.: Просвещение. 2008.
Домашек Е.В. Школьный словарь по обществознанию. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Дыдко С.Н. Обществознание. 8 – 11 классы: справ. Материалы. – М.: АСТ, Астрель, ПолитграфИздат, 2010.
Сазонова Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах. – М.: Виктория Плюс, 2007.
ЕГЭ. Обществознание. Тематическая тетрадь ФИПИ/А.Ю.Лазебникова, Е.С.Королькова, Е.Л.Рутковская. – М.: издательство «Экзамен», 2010.
Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2010. Обществознание. Типовые тестовые задания/А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, Н.И. Городецкая. Е.С., Е.С. Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010 – 159с.
Нормативные документы: Всеобщая декларация прав человека; Декларация прав ребенка; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Наименование ЦОР Разработчик
Интерактивная предметная медиатека Диск №15 - №21 Образование 3 тысячелетие
1С:Школа. Экономика и право , 9-11 классы. Министерство образования РФ. ГУ РЦ ЭМТО. ЗАО «1С». ООО «Дрофа». ООО Издательство «Вита-Пресс». ООО «Физикон»
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.school-collection.HYPERLINK "http://edu.ru"edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения