Конспект урока окружающего мира по теме С чего начинается Родина ( 3 класс)


Цель: осознание многозначности слова «родина».
Задачи:
Познакомить детей с понятиями «Родина», «родина», «Отечество»;
дать первичные представления о том, что такое общество, государство, закон.
2. Развивать речь детей; умение работать с книгой; формировать устойчивость внимания.
3. Воспитывать чувства любви и гордости за свою страну.
Оборудование:
Карточки.
Компьютер, экран, слайды к уроку. Магнитофон.

Ход урока
Оргмомент. Настрой класса.
Я дарю вам свою улыбку,
А в ответ поделитесь своей.
Сразу станет на сердце теплей и светлей,
Ну, а мы сразу станем добрей.
С этими словами и хорошим настроением принимаемся за работу.
- Просигнальте, с каким настроением мы начинаем наш урок.
Актуализация знаний.
- Я предлагаю вам послушать песню. Слайд 2
- О чём поётся в песне?
- Как вы думаете, почему мы именно эту песню слушали ?- Какова тема нашего сегодняшнего урока ?
Постановка проблемы.
-Откройте учебники на странице 16, прочитаем по ролям диалог Ани и папы.
-Какую основную мысль высказала Аня в первой фразе ? Слайд 3
-Какой вопрос возник ?4.Новая тема.
-Рассмотрите фотографии на слайде. Слайд 4
-По каждому рисунку составьте предложение со словом Родина.
РОДИНА
Дом,в котором родился родной город родная страна
- Родной дом, село, город называют малой Родиной, а страну, в которой ты родился – большой Родиной.
- Как вы можете оъяснить, что такое страна ?-Что есть у каждой страны ?-Работа с толковым словарем. Что означает слово символы ?Символы- это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа важное значение.
5.Работа в группах.
- У вас на столах пазлы, собрав их, вы узнаете символы нашей страны.
6. Первичное закрепление.
- Итак, что же такое герб ? - Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других документах.
-Наши ученики-историки подготовили небольшие сообщения. О гербе нам расскажет Герасименко Никита.
Слайд 5
Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года. Золотой двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой".
-О флаге России нам расскажет Филиппова Екатерина. Слайд 6
- Ещё об одном символе России я хочу вам рассказать. У России есть гимн.
Слово гимн греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня», гимн исполняется в особых торжественных случаях, его слушают и исполняют стоя.
Слайд 7
-Предлагаю вам послушать гимн России.
-Ребята, а как нужно слушать гимн нашей страны ?--Мы познакомились с вами с государственными символами России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.
7. Расширение знаний.
- Но страна это не только символы. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут и связаны друг с другом.
-Как же люди связаны между собой? Слайд 8
- Рассмотрите иллюстрацию на слайде.
Без чьей помощи пассажиры автобуса не смогут добраться до своей работы?
- Чьими услугами должен воспользоваться мальчик, чтобы выполнить поручение мамы и принести к обеду хлеб ?-В чьей помощи нуждается человек, который хочет вылечиться от простуды ?- Как видите, все люди связаны друг с другом. Человек не может обойтись без помощи других людей. У нас одна общая Родина – Россия – страна, в которой мы живем и трудимся. Россияне – это одна большая дружная семья. И все мы – это одно общество.
Слайд 9
Физминутка. Слайд 10
Я, ты, он, она – вместе целая страна,
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» – сто тысяч «я»…
Закрепление и расширение нового знания.
Учащиеся показывают сценку.
Миша: Приснился мне сегодня удивительный сон, как будто я попал в страну, где всем всё можно – ходи, где хочешь, делай, что хочешь. И никто тебе ничего не запрещает. Все весёлые, довольные, ведь никто никого не воспитывает , не наказывает. Никаких тебе правил поведения ! Вот бы там по настоящему пожить. Я бы тогда гордился- моя Родина – страна удовольствий.
Саша : Хороший тебе сон приснился, да только на самом деле такая страна долго не продержалась бы. Это же получается, что каждый там живет сам для себя.
-Ребята, а как вы думаете был бы порядок в такой стране ?
- Для того, чтобы в обществе был порядок, у нас в России существует государство. Это значит, что у нас есть армия, чтобы защищать границы государства. Слайд 11

- У нас есть правительство, которое управляет страной.
- У нас есть полиция, чтобы следить за порядком в стране, затем, чтобы никто не нарушал законы. Законы – это обязательные для всех правила поведения в обществе. Всё это вместе и есть – государство.
- Ребята. А что каждый из вас считает малой Родиной ?- Правильно, наша малая Родина – это Злынка. Слайд 12
- Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения, которое написал учитель нашей школы Марухленко С.А. : Злынка родная – милая земля,
Часть большой России – Родина моя,
Ты земли певучей звонкий голосок,
Ты полей бескрайних хлебный колосок.
- В нашем городе много достопримечательностей , о которых нужно знать. Сейчас ребята-исследователи нам немного о них расскажут.
- Злынка славилась домовой резьбой. Слайд 13
( по щелчку)

- В Злынке жили и мастера-строители. Слайд 14
- Славился наш город и во времена ВОВ. Сейчас Конохов Роман нам расскажет о пушке Смолякова.
Слайд 15

- Одним из главных памятников города является монумент памяти. Слайд 16
- Ребята, у нашей малой Родины тоже есть свой символ – герб. Рассмотрите его.
Как вы думаете, о чем нам рассказывает наш герб? Слайд 17
Выражение решения проблемы.
- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить ?- Что человек называет своей Родиной ? Какой ответ на этот вопрос вы можете дать ?- Сейчас каждая из групп посоветуется и один из представителей даст ответ на этот вопрос.
- Итак. Родиной можно назвать не только родной дом, город, но и всю страну. В стране, как и в доме. Должен быть порядок, который поддерживается на государственном уровне.
Применение знаний.
Игра «Собери слово» по группам, которая поможет нам понять, как вы запомнили новые слова и что они обозначают.
1 группа – государство
2 группа – правительство
Домашнее задание. ( на выбор )
- Нарисуй, какой ты видишь свою Родину. Слайд 18
- Подбери пословицы о Родине.
13. Рефлексия.
- Перед вами условная карта нашей великой страны – России и смайлы.
- Оцените свою работу на уроке любым из смайлов и прикрепите его к карте.

- Посмотрите, какая улыбающаяся страна у нас получилась. Очень хочется, чтобы люди в нашей стране так же улыбались друг другу и , конечно, мы должны беречь нашу страну.
Итог урока. Слайд 19
-Закончить наш урок я попрошу Багомедову Алину стихотворением А.Прокофьева
«Нет на свете Родины милее» .
- Спасибо за урок.