ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Метод проектов в педагогике используется достаточно длительное время. Любой учитель сегодня может поделиться разнообразием сферы применения данной образовательной технологии. В моей педагогической практике использование метода проектов направлено на формирование успешной социализации личности.
Сущность социализации можно определить и таким образом: “это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны усвоение индивидом (ребенком) социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны – это процесс активного включения в социальную среду. То есть через свою активность ребенок приспосабливается к определенным занятиям, получает навыки, участвует в обмене опытом . Ключевым фактором формирования успешной социализации личности является информационно-коммуникативная компетенция учащегося. Поэтому при реализации какого-либо социально-образовательного проекта предполагается не только стимулирование развития личностного потенциала ребенка, но и создание условий становления информационно-коммуникативной компетенции.
«Проектирование курса «Экология для малышей» для учащихся начальной школы» – один из таких социально-образовательных проектов, в рамках которого обучающиеся приобретают умения, являющимися предпосылкой успешной самореализации личности.
Cконструирована новая форма педагогической деятельности. Группа учащихся под руководством учителя – координатора (руководителя) исследует актуальность экологического воспитания в начальной школе, разрабатывает образовательную программу курса занятий по экологии «Экология для малышей» с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Новизна заключается в том, что старшеклассники не только проектируют образовательную программу, отбирают содержание курса, разрабатывают информационное обеспечение занятий. Очень ценно то, что авторы выступают в роли тьюторов для учащихся начальных классов, самостоятельно организуя и реализуя образовательную программу.
Проект разработан в соответствии с концепцией программы развития муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа «п. Возрождение». Хвалынского района Саратовской области Темой инновационного опыта программы « Возрождение» является « Социализация личности школьника через создание здоровой социокультурной среды и психолого – коммуникативного микроклимата в школе. А так же в соответствии с программой экологического клуба «Росинка» и направлен на решение задач, обозначенных в программе.
Цель проекта
Создание условий для формирования в школе новой формы образовательной деятельности (ученик – тьютор), способствующей реализации и совершенствованию информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи проекта
1.Повышение мотивации к изучению экологии .2.Формирование информационно-коммуникационной грамотности: умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий.
3. Совершенствование технических знаний и навыков: создать и обработать графические объекты, анимационные ролики, кроссворды ; мультимедийные презентации.
4. Воспитание значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности; самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.
5. Развитие исследовательских и творческих способностей личности.
Данный Проект является комплексным. Возникающие перед авторами практические задачи или проблемы требуют интеграции таких предметных областей, как: биология, краеведение, информационные технологии, педагогика, психология.
Средства реализации Проекта
1. Работа с учащимися
Проведение открытых уроков и образовательных мероприятий:
(уроки экологии, для учащихся старших классов).
Внеклассная образовательная деятельность:
(занятия кружка «Росинка», занятия курса «экология для малышей» конкурсы, акции).
Поисковая и исследовательская деятельность учащихся:
Районные и областные научно-практические конференции ;Методическое сопровождение:
Представление педагогического опыта на семинаре в рамках МО и РМО учителей естественных наук
2. Работа с родителями:
Проведено анкетирование, опросы родителей о значимости образовательной программы по экологии в начальной школе. Получены положительные отзывы.
Ресурсное обеспечение Проекта
Включает в себя основные типы ресурсов:
-методическая литература;
-художественная литература (описания различных ситуаций, которые могут с успехом быть использованы при проведении занятий);
-компьютерные модели (приложение «Информационное обеспечение уроков курса «Экология для малышей)
-статистика (результаты анкетирования, опроса обучающихся, родителей);
-контролирующие, развивающие задания, тесты, задачи, ролевые игры и т.д. (приложение «Конспекты уроков»).-мультимедийные презентации к урокам и образовательным мероприятиям.
-Современное образование характеризуется переходом от установленных норм «ребенок – субъект воспитания» к системе саморазвития личности, как помощи ребенку в самостоятельном решении своих жизненных проблем. Учась в школе, дети должны овладеть умениями, которые будут помогать успешной самореализации личности, ее социализации. Сегодня от выпускника требуется умение использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. «Цель современного образования – формирование ключевых компетенций – останется на словах, если не будут созданы механизмы их формирования ».
Представленный социально-образовательный проект успешно (как было выявлено на практике) позволяет реализовать данную цель.
Литература
1.Гузеев А. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. – 128 с.
2.Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.
3.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000.
Прилажение1Программа курса "Экология для малышей"
Мурашкова Галина Андреевна, учитель биологии/экологии, руководитель экологического клуба «Росинка»
Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
-систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических),
-экологическое мышление,
-культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
-культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения -экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком.
Программа клуба “ Экология для малышей ” разработана для детей 5-9-ти лет.
Цель программы:
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать культуру поведения в природе.
Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Актуальность программы
Подготовттельная ступень детского сада и начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Мой опыт работы в школе показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя об этом говориться не мало. Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комлексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Содержание программы
1 – “Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 – Братья наши меньшие”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3– “Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
4 – “Лесные тайны”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 – “Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными Костромской области, занесенными в Красную книгу. Каждый год в нашем городе работает привозная выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей животного мира теплых стран.
6 – “Растения на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
7 – “Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
8 – “Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
9 – “Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.
10 – “Экологические мероприятия”
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей. Проводятся экологические акции.
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя клуба.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя клуба.
Литература
Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец “Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №10
Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”
Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.
Ростов н/Д:ТИ “Учитель”, 2002.
Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
Прилажение2Проведение старшеклассниками занятий по курсу «Экология для малышей»
Подготовительная группа д/с « Солнышко» п. Возрождение


Проведение акции «Кормушка» в д/с « Солнышко» п. Возрождение


Проведение старшеклассниками занятий по курсу «Экология для малышей»
Раздел «Пернатые друзья»