Проект Пушкин в Соляном городке


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №181 Центрального района Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ
«А.С.Пушкин в Соляном городке»
Ситникова Татьяна Александровна
Заместитель директора по ВР
Санкт-Петербург
2017 год
1
Проект предполагает совместную деятельность учителей литературы, заведующей музея истории школы и детей, направленную на изучение культурного и исторического наследия А.С.Пушкина, связанного с историей микрорайона школы.
Завершается проект созданием виртуальной экскурсией «Пушкин в Соляном городке» для учащихся 7-8 классов.
Элемент Краткое раскрытие
Аннотация проекта Дорогие друзья! Мы с вами живем в самом центре Санкт-Петербурга. Каждый день по пути в школу мы видим Спасо- Преображенский собор, Гангутскую церковь, Летний сад. Напротив нашей школы располагается Рисовальное училище Барона Штиглица, Мемориальный музей истории и обороны Санкт-Петербурга. Буквально каждое здание, окружающее нашу школу – это памятники архитектуры, на которых расположены мемориальные доски «В этом доме жил знаменитый музыкант, писатель, видный государственный деятель…». Даже наша школа является памятником архитектуры, построенном по проекту архитектора Шишко в 1912 году.
Петербург–Пушкин, Пушкин–Петербург, – два неразрывных имени.
Да, Петербург – это город, в котором прошла почти вся взрослая, сознательная жизнь величайшего русского поэта. Много раз он уезжал из него, по своей и не по своей воле, и возвращался опять. Его поэзия вместила в себя всё многообразие ликов и красок нашего удивительного города, который стал личной судьбой поэта, настоящей творческой средой, а в последние годы жизни и домашним, семейным очагом.
Каждому из вас, без сомнения, известен последний петербургский адрес поэта, набережная Мойки, 12, где он жил со своей семьёй последние трагические 5 месяцев своей жизни, откуда отправился 27 января 1837 года на место дуэли за Черной речкой, и в который его привезли смертельно раненым, и где через два дня Пушкин и скончался. Об этом, наверное. большинство из вас знает, и, возможно, даже вы посетили мемориальный музей-квартиру поэта.
А знаете ли вы, что буквально в нескольких шагах от нашей школы, в соседнем доме по Соляному переулку, дом 14 находилась квартира, в которой жил А.С.Пушкин со своими родителями и няней, когда ему было всего 2 года. Каждый день маленький Пушкин проходил со своей няней мимо нашей школы по пути в Летний сад, который спустя годы он назовет «Мой огород».
2
Если вы хотите больше узнать о жизни и творчестве А.С.Пушкина, предлагаем вас присоединиться к работе творческой группы членов Совета музея школы и расширить свое информационное поле об истории и культуре своего микрорайона, связанном с А.С.Пушкиным в период его жизни в непосредственной близости с нашей школой…
Цель Создать условия для раскрытия представления школьников об истории и культуре своего микрорайона, связанной с именем А.С.Пушкина.
Задачи Вовлечь учащихся в познавательную, творческую, исследовательскую деятельность.
Развивать у учащихся мотивацию к исследовательской деятельности.
Создать образное представление о культурном и литературном своеобразии своего микрорайона.
Расширить информационное поле учащихся об истории и культуре своего микрорайона, связанной с А.С.Пушкиным.
Проектируемый результат Повышение знаний учащихся в области культуры, литературы, истории.
Создание проектного продукта, который может быть использован при изучении культурного наследия своего микрорайона.
Приобретение учащимися навыков проектной деятельности, повышение уровня их познавательной активности.
Адресная группа Учащиеся 7-8 классов.
Продолжительность проекта В течение учебного года.
Классификация проекта Культурологический
Подготовитель-ный этап Разработка материалов проекта с привлечением инициативной группы.
Распределение ролей в инициативной группе.
Планирование деятельности каждого участника инициативной группы.
Осуществление проекта Исследовательский этап: изучение микрорайона на предмет нахождения на его территории мест, связанных с А.С.Пушкиным.
Изучение творчества поэта в период его жизни на территории микрорайона школы.
Производственный этап: создание презентации- виртуальной экскурсии по Соляному городку.
3
Заключительный этап: представление готового продукта Совету школьного музея , проведение викторины, награждение наиболее активных участников.
Ресурсное обеспечение проекта Список литературы о жизни поэта.
Кадровое: заведующая школьного музея, Совет музея, учителя литературы.
Материально-техническое: канцелярские принадлежности, компьютер, мультимедиа.
Информационное: школьная газета «Солянка», школьный сайт.
Презентация результатов проекта Выступление группы проекта с виртуальной экскурсией «Пушкин в Соляном городке», викторина для зрителей.
Дидактические материалы 1 этап. Введение в проект. Листовка о будущем проекте, чтобы заинтересовать детей.
2 этап. Творческое задание. Раздать детям фрагменты фотографий домов, где жил А.С.Пушкин на территории микрорайона школы. Дети должны:
Найти эти дома.
Назвать их адреса.
Найти место положения этих домов на карте микрорайона школы.

4
ул. Гагаринская, д.16
41910412115
302260568960ул. Гагаринкская, д.23
-43815283845наб. Кутузова, д.32
121285283210Летний сад
Соляной переулок, д.14
4191055245 Улица Пестеля, д.5
340360-1375410
5
3 этап. Исследование.
Необходимо вглядеться в каждый объект подробно и выяснить:
Есть ли на фасаде данного здания год его постройки. Если нет, то как можно это выяснить?
Определить стиль архитектуры дома по характерным деталям.
Обратить внимание на наличие мемориальной доски на данном доме.
Определить, какие знаменитые люди жили в данном доме (при наличии мемориальной доски).
Выяснить, мог ли А.С.Пушкин быть причастен к истории этих домов, используя фонды школьного музея.
5 этап. Представление виртуальной экскурсии «Пушкин в Соляном городке» для учащихся 7-8 классов.
Петербург–Пушкин, Пушкин–Петербург, – два неразрывных имени.
Да, Петербург – это город, в котором прошла почти вся взрослая, сознательная жизнь величайшего русского поэта. Много раз он уезжал из него, по своей и не по своей воле, и возвращался опять. Его поэзия вместила в себя всё многообразие ликов и красок нашего удивительного города, который стал личной судьбой поэта, настоящей творческой средой, а в последние годы жизни и домашним, семейным очагом.
-2800351070610 Каждому из вас, без сомнения, известен последний петербургский адрес поэта, набережная Мойки, 12, где он жил со своей семьёй последние трагические 5 месяцев своей жизни, откуда отправился 27 января 1837 года на место дуэли за Черной речкой, и в который его привезли смертельно раненым, и где через два дня Пушкин и скончался. Об этом, наверное. большинство из вас знает, и, возможно, даже вы посетили мемориальный музей-квартиру поэта.
Но знаете ли вы, что первый петербургский адрес, связанный с его именем находится буквально в двух шагах от нашей школы, школы
6
181. Это дом № 14 по Соляному переулку. Как известно, А.С. Пушкин родился в Москве
(помните ли вы его дату рождения? – да, 6 июня 1799 года.) Но уже осенью того же года родители будущего поэта приехали в Петербург по делам продажи одного из поместных владений Осипа Ганнибала, деда поэта, деревни Кобрино под Петербургом. С ними был и пятимесячный Александр. Сергей Львович и Надежда Осиповна, родители поэта, остановились, как тогда говорили, в «Литейной части», в доме, где жила бабушка Александра Сергеевича.
И каким бы ни был малым возраст Пушкина в то время, оно ознаменовалось для него событием историческим – его первой встречей с императором. Тогда это был Павел I. Поэт был склонен считать эту, не совсем обычную, встречу неким предзнаменованием тех бурных событий, которыми в дальнейшем была отмечена его жизнь. А произошло следующее. Во время прогулки малолетнего Александра с няней близ Летнего сада, а также и близ нового замка (ныне Михайловский замок), который возводил для себя император Павел I, няня с малолетним подданным попались на глаза императору и были уличены в несоблюдении этикета. А дело в том, что на голове маленького Саши (так как дело было ранней осенью) надет был картузик; то есть шапка. Император, заметив это, был разгневан. Он строго отчитал нерасторопную няню, – ведь в виду императорской особы все лица мужского пола обязаны были снимать головные уборы. По требованию императора картуз был сдернут с головы малолетнего подданного. Таким образом будущий великий поэт уже на втором году жизни сумел заслужить недовольство первого из царей на своем веку.
Вы должны помнить и о том, что А.С.Пушкин во время царствования следующего императора, своего высокородного тёзки Александра I, заслужив и его недовольство, был выслан из Петербурга за вольнолюбивые стихи на 7 лет (сначала в Южную ссылку, а затем в село Михайловское).
3663315631190 Но наш следующий Пушкинский адрес и следующий период жизни великого поэта приходится на время царствования третьего современного Пушкину императора, Николая I.
Итак, Пантелеймоновская улица, дом Оливье, ныне улица Пестеля, дом №5.
7
Именно здесь поэт поселился в ноябре 1833 года по возвращении из села Болдина, Нижегородского имения своего отца. Там, в Болдине, вдали от Петербурга он написал поэму «Медный всадник», которая стала лучшим из всего того, что написал Пушкин о Петербурге, где он воплотил всё богатство своих впечатлений от жизни этого красивейшего города Российской империи, всё многообразие его ликов.
Жизнь поэта в этом доме с ноября 1833 года по август 1834 года ознаменовалась следующими событиями. Именно здесь он начал вести свой последний дневник, который стал его постоянным спутником в течение 1833 – 1835 годов.
В начале же 1834 года Николаем I был подписан указ о пожаловании 35-летнему тогда уже поэту, известному всей читающей России, звания придворного камер-юнкера. Пушкин был донельзя оскорблён этой «высочайшей милостью». 1-го января 1834 года он записал в своем дневнике: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры, что довольно неприлично моим летам». Здесь следует пояснить, что звание камер-юнкера было низшим придворным званием, которое обычно давалось молодым статским (т. е. штатским) людям дворянского происхождения только начинающим свою карьеру при дворе. Кроме того, это звание обязывало Пушкина являться на все балы, даваемые не только в Зимнем, но и также для более узкого круга приближённых в Аничковом дворце. А это означало, что Двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна, жена поэта, уже ставшая центром внимания великосветского Петербурга, благодаря своей исключительной красоте и грации, танцевала в Аничковом. Звание камер-юнкера также обязывало поэта являться на все официальные церемонии в придворном мундире, соблюдать правила придворного этикета, выслушивать поучения царя
(Николая I), а также своего начальника по службе, церемонимейстера Литта. Поэту всё это было тягостно, и он пользовался разными предлогами, чтобы пропустить придворные церемонии, рискуя навлечь на себя недовольство царя, что зачастую и случалось.
3768090796290 Но отрадой для Пушкина в период проживания в доме Оливье было непосредственное его соседство с Летним садом. Сразу за Фонтанкой, как и в нынешнее время, был вход в него со стороны Пантелеймоновской улицы.
8
«Летний сад, мой огород, – пишет Пушкин в одном из писем жене в Москву (куда она уехала вместе с детьми к родителям). – Я, вставши ото сна, иду туда в туфлях и халате. После обеда сплю в нём, читаю и пишу». Это, естественно, было летом. Поэт в отсутствии жены и детей старался использовать свободное от необходимости являться при дворе время для литературного труда, на который он в последние годы рассчитывал, как на основное средство к существованию и содержанию своей семьи. Но пока Пушкин был на службе при дворе, надежды на «покой и волю» оставались несбыточными. Вот почему уже в начале лета 1834 года, ещё в период проживания в доме Оливье, близ Летнего сада, у поэта зародилась мысль об отставке. Тогда он мог бы целиком посвятить себя литературной работе. Но, увы, этому желанию не суждено было сбыться. Император Николай I, встретил это намерение поэта очень резко. И даже дал ему понять, что в случае отставки Пушкину будет закрыт доступ к историческим архивам. Поэт же как раз в это время задумал написание грандиозного труда, «Истории Петра I». И вот теперь этот замысел мог быть разрушен. По этой причине Пушкин и вынужден был отказаться от мысли об отставке и столь желанной свободе, свободе от придворной службы и царского надзора, от враждебных поэту интриг.
-228600146685 А тем временем жена поэта, Наталья Николаевна, вернулась из Москвы в Петербург с двумя своими сестрами, Екатериной и Александриной, чтобы устроить их судьбу в столице, ввести их в свет, может быть, устроить фрейлинами во дворце и постараться выдать замуж.
В связи с таким пополнением семейства Пушкину вновь нужно было думать о смене квартиры в доме Оливье на большую. Новая квартира, которую он снял в начале августа 1835 года, помещалась в бельэтаже дома Баташова на Гагаринской набережной вблизи Фонтанки, у Прачечного моста, (ныне наб. Кутузова, дом № 32). В мае же 1836 года семья поэта переселяется в верхний этаж этого дома (впоследствии в нём был надстроен ещё один этаж). Здесь Пушкины прожили всего лишь до августа того же года, так как вынуждены были покинуть его в связи с несложившимися отношениями между Пушкиным и управляющим домом. Это был последний переезд поэта на
9
новый петербургский адрес, наб. Мойки, дом 12, где и развернулись трагические события последних пяти месяцев его жизни.
Но чтобы закончить нашу экскурсию по пушкинским местам вокруг Соляного городка следует вспомнить ещё один адрес, связанный с именем поэта. Это дом № 16 по Гагаринской улице. В этом доме после смерти главы семейства, известного российского историка Николая Михайловича Карамзина, поселились его вдова Екатерина Андреевна и дочь Софья Николаевна Карамзины. 3314700162560
Литературный салон, учреждённый в своей квартире Софьей Николаевной был чрезвычайно популярен среди петербургских писателей и поэтов. Кроме того, А. С. Пушкин был давним другом Карамзиных и охотно посещал званые вечера в их доме. Но последние месяцы жизни поэта, преследуемого светскими интригами и сплетнями, даже в этом дружественном ему доме он не мог отогнать от себя мрачные мысли. Вот воспоминания Софьи Николаевны о вечере 17 сентября, в день её ангела:
«Получился настоящий бал, и очень весёлый, если судить по лицам гостей, всех, за исключением Александра Пушкина, который всё время грустен, задумчив и чем-то озабочен. Он своей тоской и на меня тоску наводит». «Озабоченность» Пушкина летом 1836 года объяснялась в первую очередь поведением Дантеса, приёмного сына голландского посланника барона Геккерна, в отношении Натальи Николаевны, дававшего пищу светским пересудам и бросавшего тень на репутацию жены поэта и задевавшего честь самого Пушкина и его семьи. И тогда, как никогда, он понимал, что только порвав с Петербургом, когда то столь любимым им, он может отвратить от дома своего светские пересуды, а кроме того, сбросить иго долгов и обрести независимость. Увы, последнему не суждено было сбыться.
Вот здесь, на Гагаринской улице, близ другого здания нашей школы, построенного в 1812 году, мы и заканчиваем нашу экскурсию. Но хочется добавить ещё несколько слов к нашему рассказу. На фронтоне здания мы можем видеть число 1823. Это год основания нашей школы, бывшей 3-й Санкт-Петербургской гимназии. За 200 лет со времени его постройки внешний вид
10
здания почти не изменился, и Александр Сергеевич, когда неоднократно ходил по Гагаринской к Карамзиным, видел его таким, каким его видим сейчас и мы. Так что, можно сказать, что оно, это здание, помимо бессмертной поэзии Пушкина, является ещё одной связью между ним, родившемся на стыке 18-го и 19-го веков, и нами, петербуржцами шагнувшими в 21-й век.
1257300183515