Выступление по теме Математика как основа для интеграции на межмуниципальном Круглом столе Эффективные методы,формы и средства обучения в условиях модернизации российской школы


Математика как основа для интеграции ( выступление на межрегиональном круглом столе)
Беспалова Ирина Васильевна
учитель математики МОУ СОШ с. Данилкино ,Балашовского района
Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования. Но решить такую задачу невозможно в рамках одного учебного предмета. Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин, которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к пониманию общей картины мира. Это особенно важно для преподавания математики, методы которой используются во многих областях знаний и человеческой деятельности. Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов воспринимать мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Неоспорима значимость поставленных задач перед современным образованием. Однако их практическая реализация связана с определенными трудностями. Приходилось часто отмечать, что процесс интеграции усложнен несогласованностью тем в программах математики, физики, биологии, химии, географии.
Цель процесса интеграции – формирование математического аппарата, обеспечивающего связанность естественнонаучных дисциплин. Основные задачи -
1) создание реальных возможностей применения учащимися знаний, полученных на уроках математики в изучении естественнонаучных дисциплин.
2) обеспечение практической направленности учебного процесса,
3) установление межпредметных связей, способствующих повышению качества знаний учащихся.
4) включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность
Интегрированные уроки математики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся. Ни для кого уже не секрет, что, к сожалению, знания современных учащихся зачастую представляют собой так называемое «лоскутное одеяло», когда русский язык усваивается сам по себе, физика – сама по себе, математика также и так далее. Опора на математические понятия раскрывают новые аспекты физических, химических, биологических знаний, одновременно математические знания приобретают обобщенный смысл. Не зря говорят: «Математика – царица наук». Она дает методы изучения другим наукам. Применение математических методов в курсах физики, биологии, химии, географии формирует у учащихся обобщенные измерительно-вычислительные, графические умения. Я работаю в малокомплектной сельской школе , где кроме математики на протяжении 30 лет в разные годы мне пришлось преподавать физику ,астрономию, черчение,а последние 18 лет я преподаю еще и географию в 5-9 классах . Интеграция математики с перечисленными предметами происходила в моей практике, на отдельных этапах урока практически на подсознательном уровне . Мне бы хотелось осветить отдельные темы , при изучении которых интеграция предметов география и математика прослеживается особенно четко.
В 6 классе при изучении темы «Масштаб» по географии провожу 2-х часовой интегрированный урок, целью которого является установление интеграционных связей между понятием «масштаб» в географии и математике. В первую очередь знакомимся с детьми со словом интеграция( лат. Integration-восстановление, восполнение)-процесс сближения. В процессе урока сначала решаем географические задачи с применением масштаба в группах на карточках , затем адаптируем понятие «масштаб» к математике, находим неизвестную величину (длину) ,составив пропорцию. Закрепляем материал игрой по отысканию клада. Следует отметить, что на изучение фундаментальных понятий физической географии в 5-6 классах отводится по 1 часу в неделю. Пользуясь «служебным положением» отрабатываю навыки работы с планом и картой посредством решения задач на нахождение расстояний между географическими объектами на уроках математики. На уроках математики стараюсь предлагать ребятам решать больше задач практической направленности, используя местный материал. Обязательно предлагаю шестиклассникам построить план своего дома, используя масштаб, при этом каждый раз убеждаюсь, что такого рода задания выполняются учащимися с удовольствием. При изучении темы «Атмосфера» в том же 6 классе в 3 четверти сталкиваемся с заданием по построению графика годового хода температуры воздуха, построение «розы ветров», тогда как тема «Координаты на плоскости» , изучается в курсе математики гораздо позже. Поэтому урок географии снова интегрирую с уроком математики ,введя вначале понятие координатной плоскости, а только потом отрабатываем навыки построения графиков. При подготовке учащихся к ОГЭ по географии учимся строить профиль местности, применяя правила ортогонального проектирования, которые также учащимся основной школы еще не известны, что лишний раз подтверждает несогласованность изучения тем по различным предметам ЕМЦ. Математические навыки необходимы учащимся при изучении темы «Внутренние воды» в 8 классе при выполнении практической работы по описанию реки, где учащимся необходимо рассчитать уклон и падение, в 9 классе при изучении темы «Население» при расчете плотности населения, естественного прироста и т.д. Учащиеся, плохо усвоившие тему « Координатная плоскость» .не могут безошибочно определять географические координаты по карте и глобусу, поэтому всякий раз пытаюсь донести до учеников мысль о том, что хорошо познать предмет география невозможно ,не зная математики. При изучении географии широко используется метод математического моделирования, системного анализа, статистический метод и др. Но ,справедливости ради, должна отметить, что не только владение математическими навыками делает процесс изучения географии более доступным и простым, но и наоборот, придавая математической задаче дополнительную «географическую окраску», резко повышается интерес и мотивация к ее решению у обучающихся. Приведу пример. В преддверии празднования 70-летия Дня Победы в нашей школе проходили открытые уроки и мероприятия ,посвященные этой дате. Мы вместе с 5-тиклассниками подготовили проект «Числа в Великой Отечественной Войне», проведя вначале исследовательскую работу «Война в жизни моей семьи». Одним из заданий проекта было составить реалистичную математическую задачу , используя факты военной биографии своего прадедушки. Конечно, задачи были составлены под руководством учителя, но осознание авторства осталось за детьми. Так, один из учеников составил задачу на движение вражеского танка «Тигр» и советского Т-34 ,на котором прошел войну его прадед. Необходимо было рассчитать кто быстрее доберется до передовой, если известны были их скорости и расстояния до линии фронта, но на пути у деда возникало болото, и скорость на этом участке пути была меньшей.
Я попросила детей сделать рисунок к задаче, используя условные обозначения воображаемых географических объектов. Решение задачи превратилось сразу в творческий процесс ( наши ,конечно ,же победили!) к общему восторгу ребят. В другой задаче необходимо было кроме скорости истребителя «ЯК-3» , на котором совершал боевые вылеты прадедушка другого ученика, определить азимут ,если маршрут проходил из Саратова в Москву. В подготовке данного проекта приняли участие и другие учителя –консультанты: учитель истории, информатики, ОБЖ. Организация подобных совместных мероприятий способствует воспитанию патриотизма, духовному и нравственному воспитанию личности .Применение математических методов в курсах физики, биологии географии формирует у учащихся обобщенные аналитические, измерительно-вычислительные, графические и др. умения. Практическая реализация идей опыта осуществляется с помощью следующих методик.
​ проектное обучение;
​ проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Главным условием достижения устойчивых положительных результатов использования интеграции является оптимизация процесса обучения математике, которая создается благодаря использованию ИКТ.
В преподавании математики ИКТ использую в виде:
​ мультимедийных презентаций;
​ ​ компьютерного тестирования в режиме тренинга и контроля.
Применение мультимедийных презентаций является неотъемлемой частью современного урока. С программой Power Point умеет работать каждый школьник. Поэтому дети являются моими помощниками при создании презентаций к некоторым урокам.
Результативность интеграции математики с предметами естественнонаучного цикла:
​ формируется у учащихся целостное представление о научной картине мира,
​ повышается качество знаний учащихся по математике и предметам
естественнонаучного цикла;
​ использование ИКТ в течение урока позволяет поддерживать внимание
учеников на высоком уровне, снижает утомляемость, снимает усталость и перенапряжение;
​ интегрированный урок вовлекает учителей – предметников в совместную
работу;
Данная проблема мне очень интересна. В моих планах продолжать работать над этой темой и открывать новые возможности интеграции математики с самыми разными предметами .