Работа с текстом на уроке английского языка


РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКЕАНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА По целевой направленности деятельностиознакомительноепросмотровоеизучающеепоисковоеПо характеру организации деятельностиподготовленноенеподготовленноетренировочноеконтрольноеПо способу раскрытия содержанияаналитическоесинтетическоепереводноебеспереводноеВиды чтения Функции чтенияцель обучения, т.е. вид речевой деятельности (средство извлечения информации)средство обучения другим видам речевой деятельностимодель речевого высказывания, сообщения или речевого общенияиллюстрация функционирования языковых единицобучение аспектам языка: фонетика., лексика, грамматика, интонацияФункции текста Этапы работы с текстомпредтекстовыйтекстовыйпослетекстовыйпредназначается для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, тренировки сиюминутной их семантизации, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т. д.) и языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования.предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текстанаправлен на выявление основных элементов содержания текста. предтекстовыйУпражнения на узнавание слова по формальному признаку:Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова.Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы.Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку:Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов.Прочитайте и выпишите из текста все слова обозначающие: предметы, действия и т. д.Выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме.Упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц:Найдите в ряду слов существительное (глагол, прилагательное … …).Найдите самое общее или самое конкретное по значению слово. предтекстовыйПодстановочные упражнения:Составьте предложения из слов, данных вразбивку.Замените выделенную форму по образцу.Трансформационные упражнения:Составьте из двух предложений одно простое.Образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых.Выразите ту же мысль другими средствами.Упражнения для обучения работе со словарной статьёй:Быстро сориентируйтесь в алфавите и найдите указанное слово.Определите значение сложного слова по его элементам.Трансформируйте грамматическую форму слова, встречающуюся в тексте, в словарную, исходную. предтекстовыйУпражнения на прогнозирование содержания читаемого:Прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном текстеПрочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.Упражнения на различение грамматических явлений:Выпишите из текста изучаемые явления и сгруппируйте их.Выпишите предложения с данной грамматической формой.Объясните употребление данной грамматической формы.Предтекстовая ориентировка читающего:Ответьте на предтекстовые вопросы.Определите верные и неверные утверждения. текстовыйУпражнения на свёртывание текста:Найдите в предложении элементы, несущие информацию.Расположите предложения абзаца по степени важности информации.Сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации.Упражнения на реконструкцию текста:Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу.Расположите разрозненные предложения в соответствии со схемой.Составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20.Упражнения на перефразирование:Замените слово синонимом по образцу.Преобразуйте действительный залог в страдательный, и наоборот по образцу.Расположите разрозненные пункты плана в соответствии с содержанием.Воспроизведите текст по плануУпражнения на обобщения материала:Сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста. послетекстовыйУпражнения на выявление темы текста:Выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев, в тексте.Найдите обобщающие слова и сформулируйте тему.Сформулируйте тему самостоятельно.Упражнения на передачу сюжета:Оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета.Определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте. Упражнения на составление характеристики персонажей:Выделите авторские характеристики.Ответьте на вопросы к фрагментам текста.Поставьте вопросы к фрагментам текста.Прокомментируйте авторскую характеристику героев.Дайте свою характеристику героям. Предтекстовый этаппрочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;прочтите абзац и постарайтесь понять его без словаря;разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку);попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу);скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложениюОзнакомительное чтение Послетекстовый этаппрочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями;ответьте на вопросы по тексту;перескажите текст на родном /английском языке;выразите свое отношение к прочитанному;скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в текстеОзнакомительное чтениепрочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение,содержащее основную информацию;назовите основные проблемы, затронутые в тексте;найдите главные факты текста;расположите следующие предложения текста в логической последовательности;составьте список вопросов к тексту;подготовьте план пересказа текста;подтвердите достоверность суждений о …;поясните главную мысль текста своими словамиТекстовый этап Поисковое чтениеПредтекстовый этапустановите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней.Текстовый этаппросмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы.Послетекстовый этапзачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;подчеркните в тексте определение (вывод, термин).При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута. Предтекстовый этапВыполните частичный перевод предложений на родной язык.Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного).Выберите предложения, содержащие пассивный залог (сложное дополнение и т.д.), объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму.Назовите исходную форму данных слов.Изучающее чтение Послетекстовый этаписпользуя материал текста, ответьте на вопросы;расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;используя факты из текста, расскажите о …;перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания;охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами;выразите свое отношение к прочитанному;прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него;составьте аннотацию к тексту.Изучающее чтениепрочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нем;прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования;прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования;выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания…;прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениямиТекстовый этап Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Надо потрудиться, чтобы научиться читать. И в силах учителя сделать так, что бы этоттруд был для учащихся наиболее интересным и эффективным.