Работа с текстом на уроке английского языка

Текст на уроках английского языка.

Доклад на семинаре Районного МО учителей англ.языка

Дзестелова Т.Т,
учительница английского языка
ГБОУ СОШ г. Беслана


В данной работе мы коснемся некоторых вопросов, связанных с использованием текстов на уроках английского языка, и осмелимся дать советы которые, надеемся, будут не бесполезны учителям.

Характеристика текста
Планирование текстового урока английского языка
Что должны знать и уметь ученики, чтобы работа над текстом была эффективной?
Примеры заданий при работе с текстами.


Характеристика текста
Одно из преимуществ Интернета – доступность огромного количества текстов для работы в классе. Но от нахождения текста до его эффективного использования – дистанция огромного размера. Давайте посмотрим на различные подходы к использованию текстов на уроках языка.
Краткий экскурс в историю.
Сто лет назад учитель приносил текст в класс и переводил его вместе с учениками слово в слово, обращая их внимание на сходство и различия с родным языком. Это был метод grammar-translation.
Пятьдесят лет назад тексты представляли собой диалоги примерно следующего содержания:
Is this a pen?
Yes, this is a pen.
Is that a pen?
No, that is a pencil.
Текст специально писался для отработки языковых явлений (в данном случае, разницы между this/that и глагольной формы is). Ученики читали текст сначала про себя, затем хором вслед за диктором и потом отрабатывали в парах. Это был аудиолингвальный метод.
Пятнадцать лет назад коммуникативный подход предпочитал тексты аутентичные. Учитель сосредотачивался на понимании содержания текста в целом.

Как видим, в разные времена предпочтение отдавалось разным текстам. Как же обстоит дело сейчас?
Выбор текста зависит от цели чтения. В современной методической литературе различают три типа текста.
TALO: text as a linguistic object.
Такие тексты используются для работы над языковыми явлениями: грамматикой, словарем. Они специально пишутся с этой целью, но могут быть и аутентичными текстами, которые содержат большое количество примеров того или иного явления языка.
Вот некоторые примеры заданий, используемых при работе с текстами данного типа:
Найдите примеры Х в тексте (грамматической структуры, глагольной формы, синонимов слова и т.д.)
Найдите слова, связанные тематически, или лексические группы слов.
Определите причины употребления грамматической формы (например, условных предложений и т.д.)
TAVI: Text as a vehicle for information.
Информация, содержащаяся в текстах такого типа, важнее языка текста. Вместо или перед разбором текста, ученикам предлагается понять общее содержание текста.
Эти тексты должны быть обязательно интересны ученикам и чаще всего, это аутентичные тексты.
Примеры заданий для работы с текстами такого типа:
Предсказать содержания текста по рисунку, первому предложению и т.д.
Обсуждение проблем и вопросов, связанных с текстом
Отметить в тексте то, что ученики знали или не знали до чтения
Ответы на вопросы по содержанию текста
Расставить события в хронологической или логической последовательности.
TASP: text as a stimulus for production.
Это означает, что текст используется как трамплин для другого задания – обычно говорения или письма.
Примеры заданий:
Ролевая игра на базе текста
Обсуждение проблем, поднятых текстом
Написание подобного текста с использованием жизненного опыта учеников
Написание отзыва о тексте

Планирование текстового урока английского языка

Как видим, методы grammar translation и аудиолингвальный используют тексты TALO, а коммуникативный метод использует тексты типа TAVI и TASP. Какому типу текста отдать предпочтение при подготовке и планировании урока, зависит от цели урока. Если мы планируем урок, на котором львиная доля времени отводится на отработку каких-то грамматических явлений или закреплению лексики, выбираем текст типа TALO и соответствующие задания. Если же на уроке главным образом ставится цель развития навыка говорения, выбираем тексты TAVI & TASP и планируем соответствующие задания. Однако так как почти на каждом уроке мы чаще всего отрабатываем все языковые навыки и умения, то логично было бы комбинировать различные подходы. Поэтому, на мой взгляд, план урока от начала до конца выглядит примерно так.
Выбираем текст, интересный и мотивационный для учеников (не слишком сложный и длинный). Делаем это, имея в виду информацию, содержащуюся в тексте, а не только язык (т.е. TAVI). Продумываем задания, которые помогут лучше понять текст и усвоить информацию.
Смотрим, есть ли возможность заострить внимание учеников на каких-то грамматических или лексических явлениях, и продумываем задания для работы с ними.
Продумываем задания по развитию навыков говорения или письма, которые мы могли бы предложить ученикам после чтения текста.
В классе, начинаем с заданий типа TAVI, проверяя усвоение информации содержащейся в тексте, затем переходим к детальному разбору через задания типа TALO и, наконец, завершаем урок заданиями типа TASP.

Что должны знать учителя и уметь ученики, чтобы работа над текстом была эффективной?
Иногда стандартные методы и подходы могут оказать негативное влияние на учебу. Ответы на вопросы могут просто стать повторением того, что написано в тексте. Простой пересказ содержания может стать орудием убийства языка, т.н. “drill and kill”. Для того, чтобы ученики получили удовольствие от чтения, они должны быть вовлечены в процесс.
Чтобы сделать из учеников хороших читателей, учителю следует научить учеников приемам и методам эффективной работы с текстом. Учителю следует дать советы ученикам, что делать перед чтением, во время чтения и после чтения текста.

Перед чтением текста учитель обычно снимает языковые и грамматические трудности, дает ученикам т.н. “background information” для того, чтобы помочь понять содержание текста. Это может быть сделано прямо, когда учитель сам дает все необходимые разъяснения. Учитель может также начать дискуссию, в которой использует информацию, связанную с содержанием текста и известную уже ученикам, попутно впрыскивая новую информацию, необходимую для понимания содержания, таким образом перекидывая мостик между старым и новым знанием. Учителю также следует научить учеников сознательно применять различные виды чтения:
Skimming: reading rapidly for main points
Scanning: reading rapidly to find a specific piece of information
Extensive reading: reading a longer text, often for pleasure with emphasis on overall meaning
Intensive reading: reading a short text for detailed information.
Читатель/ученик должен знать, что даже взгляд на рисунок, сопровождающий текст, на год публикации или имя автора может кое-что прояснить в содержании текста еще до начала чтения. Эти советы призваны к одному – чтобы ученик не начинал сразу же интенсивно читать текст, обращаясь к словарю всякий раз встречая незнакомое слово.

Вот два примера предтекстовых задания:
Найдите рисунок, подходящий к тексту.
Покажите его ученикам и скажите что он относится к тексту, который они собираются прочитать. Повесьте его на доску.
Разбейте учеников на пары. Выпишите два ключевых слова из текста на доске рядом с рисунком. Попросите одних учеников из пары (А) сказать своим партнерам (ученикам Б) о чем по их мнению будет текст, основываясь на рисунке и ключевых словах. Напишите еще два слова и попросите учеников Б сделать то же самое, используя ключевые слова.
Повторите 3-4 раза, каждый раз добавляя по два новых слова.
Раздайте текст ученикам для чтения про себя. Чьи предсказания были точнее?
Второй пример:
Выпишите заголовок или название рассказа на доске. Попросите учеников поработать в группах по 4 человека и придумать по пять слов, которые, на их взгляд, могут встретиться в тексте. Затем по 1 человеку от каждой группы выходят к доске и пишут свои слова.
Раздайте текст для просмотрового чтения и выясните, какая группа была точнее в предсказаниях.

Во время чтения текста ученик может выполнить следующие задания:
Найти информацию (описание) персонажа в тексте и соотнести ее с именем персонажа, выписанным на доске
Расставить картинки, изображающие события в тексте, по порядку.
Расставить абзацы, предложения, части текста по порядку.
Найти расхождения или неточности между текстом и иллюстрацией.
Выберите несколько простых предложений из различных частей текста и напишите их на доске. Ученики расставляют их в правильной (хронологической или логической) последовательности и предсказывают дальнейший ход событий в тексте группами.
Дайте ученикам первое и последнее предложение из текста. Ученики предлагают свои истории с одним и тем же началом и концом.

Ученик должен читать активно, т.е. делать выводы во время чтения, ставить вопросы, спорить с автором, оценивать, соотносить текст со своим опытом и знаниями.
Этому служат т.н. DARTs – directed activities related to texts. Они бывают двух видов: восстановительные и аналитические.


Восстановительные
Аналитические

Определение
Виды деятельности, которые требуют от учащихся восстановления текста или диаграммы путем заполнения пропусков словами, фразами, предложениями, или восстановления логической или хронологической последовательности событий в тексте, который был предварительно изменен
Виды деятельности, которые требуют от учащихся найти и классифицировать информацию или отнести ее к какой-либо категории с помощью диаграммы или схемы.

Виды деятельности
Восстановление текста (Заполнение пропусков).
Восстановление порядка событий.
Группирование (отнесение частей текста к определенным категориям).
Восстановление таблиц (заполнение в таблице шапки по содержанию колонок или колонок по шапке).
Составление диаграмм (завершить незаконченную диаграмму или сделать надписи на законченной диаграмме).
Пометки в тексте (найти и подчеркнуть информацию).
Разбивка текста (Разбить текст на смысловые абзацы и озаглавить каждый абзац.)
Составление таблицы (Нарисовать таблицу. Использовать текст для заголовков и колонок таблицы и заполнить таблицу).
Составление диаграммы*.
Ответы на вопросы учителя или составление своих вопросов по тексту.
Передача краткого содержания текста.


*Составление диаграммы. Если в тексте сравниваются или противопоставляются две или более вещи – нарисуйте таблицу. Если в тексте описывается процесс, последовательность событий реальных или вымышленных – нарисуйте таблицу-каскад. Если в тексте дается классификация чего-либо – нарисуйте диаграмму в виде дерева. Если в тексте описывается один предмет – сделайте надписи (лейблы) к этому предмету. Если в тексте представлены аргументы – нарисуйте диаграмму в виде паука или ментальную карту.

DARTs дают возможность ученикам лучше усвоить текст, научиться самим писать подобные тексты, а также пересказывать тексты, не подглядывая в них.

Что еще могут делать ученики во время чтения текста? Чему их следует научить?
Предсказание того, что произойдет в следующем абзаце, главе и т.д. на основе уже прочитанного.
Опускание второстепенных деталей, концентрируясь на наиболее важном и существенном.
Перечитывание с целью лучшего понимания и уточнения деталей.
Использование догадки и контекста для определения значения незнакомых слов и лексических единиц.
Умение морфологически членить слова, что улучшает понимание значения слов без словаря.
Чтение смысловыми синтагмами, для увеличения скорости чтения и улучшения понимания. При этом паузы дают дополнительное время для осмысления прочитанного и сортировки информации.
Умение перифразировать прочитанное. Кстати, при формулировке вопросов и заданий учителю также лучше избегать точных формулировок из текста.
Мониторинг чтения, т.е. ученик должен уметь оценивать, где и в какой ситуации информация и языковые единицы из текста могут ему пригодиться.

Послетекстовые задания зависят от цели чтения и типа текста. Они в первую очередь, контролируют понимание учениками содержания текста, а затем подводят к более глубокому анализу текста (TAVI, TALO, TASP activities).
Примеры послетекстовых заданий:
Ученики читают и разыгрывают рассказ в лицах.
Ученики работают в группах и задают друг другу вопросы по тексту.
“Jigsaw reading” – эта методика использует умение учеников говорить и делать обобщения и выводы. Работа может проводиться двумя способами.

Если у вас два рассказа по одной теме, подготовьте вопросы на контроль понимания содержания для каждого рассказа. Дайте один из рассказов одной группе учеников, другой рассказ второй группе. Ученики читают свои рассказы, отвечают внутри группы на вопросы по тексту и проверяют понимание друг у друга. Затем каждый ученик из первой группы находит себе партнера из второй группы, рассказывает ему свою историю и слушает его историю. При этом учителю необходимо следить, чтобы ученики не просто читали свои рассказы и не просто давали партнеру ее прочитать.

Некоторые рассказы легко делятся на две части. Ход работы такой же как в первом варианте, но каждой группе дается только половина рассказа. В конце концов каждая пара партнеров должна рассказывать всю историю. Когда ученики обменялись своими историями устно, они читают историю другой группы.
Эта методика помогает внести элементы говорения в типичный урок по чтению и предоставляет условия для реального общения.

И в заключение, несколько рекомендаций учителю.
1/ Task before text. Формулируйте задания перед чтением текста и ограничивайте учеников во времени. Например: Now read quickly and find the answer to the question on the board. You just have two minutes. В этом случае ученик сосредотачивается на выполнении задания, а не на тексте.
2/ Level tasks appropriately, so that they are achievable. Соотносите возможности учеников и уровень трудности заданий, чтобы их выполнение давало ребенку чувство удовлетворения от выполненного задания.
3/ Teaching, not testing. Шире применяйте групповые формы работы, при которых ученики смогут помогать друг другу. Тогда мы будем развивать навыки чтения у детей, а не контролировать способности отдельных учеников. Не спрашивайте у отдельных учеников в группе «How many did you get right?”.



Примеры заданий при работе с текстами.

Pre reading activities

Predicting from first or last lines, visuals, a key word, the title
Matching titles of books with extracts
Ordering pictures from the story and predicting the order in which they will appear
Asking about the pictures
Brainstorming related vocabulary

During reading activities

Filling in the missing information from the text and produce a table, a chart, a diagram etc. (См. раздел о DARTs).

Post reading activities

Matching pictures and quotations from the text
Casting film stars to act the different characters
Interviewing the characters
Creating a timeline of the story
Dramatizing a part of the story
Questioning the author of the book
Creating a new character
Writing a diary of one of the characters
Writing a review for a specialized magazine
Designing a poster to advertise the story
Changing the end of the story
Comprehension activities:
Reordering sequences from the story
Writing questions on the text
Taking notes
Inventing another title
Un-jumbling texts
Correcting or writing a summary.
Filling out forms and charts






13PAGE 15


13PAGE 14115