«Социально-психологическая адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене».


ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»
ДОКЛАД НА мо классных руководителей
«Социально-психологическая адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене».






Педагог-психолог Е.Н.СоломенцеваНоябрь 2016 г.
Наблюдения за обучающимися 5 класса в начале учебного года показали, что проблемы адаптации пятиклассников в среднем звене имеют актуальность. Поэтому и была определена тема: «Социально-психологическая адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене».
 Были определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы адаптации школьников в процессе перехода из начального звена в основную школу в теории и практике.
2. Проверить эффективность структуры успешной адаптации обучающихся 5-го класса в основной школе и влияние рекомендаций на адаптацию пятиклассников.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения.
Проблемы пятиклассников связаны с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками. Все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
Поэтому важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении и помочь ему преодолеть их. Это, прежде всего недостатки учебной подготовки: пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и несформированные учебные умения и навыки. Причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности. Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему.
У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер, и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой.
Изменения происходят в учебной деятельности подростка с началом этапаполового созревания:
1. Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания).
2. Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания.
3. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.
Необходимо: смена учебной деятельности ребенка; создание условий для двигательной активности детей; наблюдение за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания. Забота о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в группе спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к новым учителям, быстро теряют к ним интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
Заключение
Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.
Проанализировав мотивацию обучающихся и социологический опрос «Опрос по выявлению интересов обучающихся и рейтинга предметов» хочется отметить, что в 5 классе преобладает школьно-социальная мотивация и интерес вызывают предметы не требующие высокой познавательной деятельности (думать не надо) – дети на этих уроках чувствуют себя комфортно и спокойно.
Самым интересным предметом ученики считают: физкультуру; следующими по значимости являются: рисование, математика, труды. Самым важнымпредметом по мнению учеников и бесспорным лидером является: русский язык. Самым трудным предметом выбрали: чтение.
С целью определения эмоционального состояния и отношения к учебным предметам педагогом-психологом проводилась диагностика тревожности по методике С.В.Левченко, которая состоит из опросников: «Отношение к учебным предметам», «Чувства в школе». Для более полной картины процесса адаптации проводились беседы с учителями-предметниками, воспитателями.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что процесс адаптации, в основном, проходит в пределах нормы.
Психологический анализ уроков показал, что эмоциональная обстановка на уроках благоприятная. Учителя-предметники весьма доброжелательны по отношению к обучающимся, поддерживают в случаях затруднений (задают наводящие вопросы, помогают вспомнить правило или определение). Педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся путем подбора и дифференциации заданий, разнообразят виды деятельности, регулярно проводят физминутки.
Учащиеся на уроках неплохо работают, свободно высказывают свое мнение по любому вопросу. Отклоняющее поведение (рассеянное внимание, навязчивые движения, вызывающее поведение, грубость) у Жигина В., Яковлевой А.
Об эмоциональном благополучии большей части пятиклассников свидетельствуют и результаты диагностик «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам»:100% учащихся чувствуют себя в пятом классе спокойно, они уверены в себе, испытывают чувство симпатии к учителям – предметникам.
По результатам оценки школьной мотивации воспитанники 5 класса имеют низкую или среднюю школьную мотивацию, что является нормой для детей с диагнозом F-70. 100% (7 чел.) имеют позитивное отношение к школе. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в новом статусе, но познавательные мотивы у них сформированы в меньшей мере.У 24.3% (3 чел.- Жигин В, Лыткин М.Сосин Н.) низкая школьная мотивация. Эти дети на уроке часто занимаются посторонними делами и имеют затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии нестойкой адаптации к школьным условиям.
На основании диагностических данных можно сделать вывод, что в целом учащиеся 5 класса хорошо прошли адаптацию при переходе в среднее звено.
Выводы.
Адаптация к условиям обучения в среднем звене школы проходит в пределах допустимой нормы.
Учителя, ведущие уроки, учитывают возрастные особенности учащихся 5 класса при работе с ними.
Общий настрой класса, его «эмоциональный портрет» позитивный.
Отсутствуют «проблемные» предметы и негативное отношение к учителям, работающим в классе.
Все учителя используют различные формы и методы преподавания для успешной адаптации учащихся к условиям обучения в среднем звене школы,
Рекомендовать:
Психологу:
1.Познакомить педагогов с результатами исследования процесса адаптации и результатами диагностики с обучающимися.
2.Проводить индивидуальные консультирования с родителями и оказывать психологическую поддержку родителям учащихся.
3.Провести мониторинг динамики развития познавательной деятельности обучающихся (Срок: май 2015г.).
Педагогам:
1. Формировать позитивную мотивацию к занятиям.
3. Контролировать учебную нагрузку обучающихся, не допускать перегрузок.
4. В целях профилактики сохранения психологического здоровья выработать на процесс обучения и воспитания единый подход со стороны учителей и родителей, исключив противоречивые требования5.Неперегружатьобучающихся.6.Формировать положительную учебную мотивацию и интерес к учебе.7. Выработать единую систему требований в организации учебно-воспитательного процесса к Яковлевой А., Жигина В., с целью формирования адекватного поведения.