Программа коррекционных занятий для учащихся, находящихся в сложной жизненной ситуации.


Педагогический университет
«Первое сентября»
____________________________________________________
Итоговая работа по курсу
«Кризисные состояния у детей и подростков: направления
работы школьного психолога»
Программа коррекционных занятий с учащимися,
оказавшимися в трудной жизненной ситуацииСоставитель Богачева Т.А.
Москва 2017
Пояснительная записка
Данная программа предполагает оказание психологической поддержки и помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Трудные жизненные ситуации, с которыми сталкивается человек на протяжении всего жизненного пути, характеризуются многообразием, и представляют собой испытание для всех жизненных сил человека. Переживания человека в данный период жизни приобретают негативную окраску из-за невозможности достичь своих целей привычными способами. Преодоление такой ситуации сопровождается перестройкой не только личности самого подростка, но и изменениями в его окружении, изменениями в характере связей с другими людьми. Особенность подросткового возраста заключается в том, что подросток не обладает достаточным жизненным опытом, и поэтому сила воздействия на личность подростка трудной для него ситуации может оказаться чрезмерной. Тем не менее, удачное преодоление трудностей создает основу для укрепления веры в себя, повышает шансы на успешное совладание с подобными ситуациями в будущем. Групповые занятия с психологом – одна из возможностей оказания поддержки подростку в трудной ситуации, позволяющая минимизировать отрицательные последствия этой ситуации для развития его личности.
Программа составлена на основе материалов курса Шнейдер Л.Б. «Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога», разработок психолога Центра экстренной психологической помощи МГППУ Синицыной Т.Ю. (Матафоновой Т.Ю.) («Современные методы реабилитации детей и подростков, переживших экстремальные ситуации»), рекомендаций по проведению групповой работы Копытина А.И., Вачкова И.В.Цель программы: формирование и развитие навыков конструктивного разрешения кризисных ситуаций у подростков.
Задачи программы:
Создание безопасной, дружественной, основанной на уважении атмосферы, благоприятных условий для доверительного общения и самораскрытия подростков.
Преодоление исключительности трудной ситуации и включение ситуации в контекст жизненного пути подростка;
Обучение подростков техникам совладания со стрессом, приемам самопомощи;
Развитие способности подростка к осознанию, выражению и управлению эмоциями;
Интеллектуальное овладение ситуацией;
Формирование представления подростка о себе, как о личности, способной к преодолению трудностей; поиск личностных ресурсов учащихся в области коммуникативных умений и навыков, расширение репертуара конструктивных способов (моделей) поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях.
Возраст учащихся, общее количество часов
Данный курс состоит из 8 занятий по 1,5 – 2 часа каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс рассчитан на 2 месяца. Всего 12 - 16 часов. При необходимости количество занятий может увеличиваться по определенным темам в зависимости от ситуации и необходимости проработки определенных навыков. Занятие начинается с упражнения, которое снимает излишне эмоциональное напряжение и способствует установлению доверительной атмосферы в группе. Затем в основной части занятия происходит работа с заявленной темой. Завершается встреча рефлексивным кругом, в ходе которого участники делятся своими впечатлениями от занятия.
Программа рассчитана на возраст учащихся от 12 до 14 лет. Максимальное наполнение группы 7-10 человек.
Формы и методы работы:
- психогимнастические упражнения;
- групповая дискуссия;
- ролевая игра;
- «мозговой штурм»;
- элементы арттерапии;
- элементы сказкотерапии;
- элементы символдрамы;
- рефлексивный круг.
Психогимнастические упражнения разработаны на основе теоретических положений социально-психологического тренинга о необходимости создания особым образом организованной среды, в которой становятся возможны изменения как группы в целом, так и отдельных ее участников. В психогимнастических упражнениях у подростков формируются положительное отношение к своему имени, своим личностным качествам и т.д. (Хухлаева О.В.)
Групповая дискуссия используется для выявления различий во взглядах, дает возможность выработать решение, новое для каждого из участников, обогащающее его точку зрения. Участие в дискуссии позволяет осмыслить полученные знание и тем усвоить их как собственный опыт, а не преподнесенный другими, отчужденный от личности.
Ролевые методы предполагают принятие ребенком или подростком ролей, различных по содержанию и статусу, проигрывание ролей, противоположных обычным, проигрывание своей роли в гротескном варианте. Роли могут выражаться как с помощью мимики и жестов, так и озвучиваться. В ролевых играх подростки сталкиваются с ситуациями, типичными для реальной жизни. В заданных условиях они учатся общению, у них формируются более гибкие коммуникативные навыки.
Арттерапия – мощный инструмент, позволяющий выразить чувства и эмоции, в том числе и негативные, в символической форме. Она позволяет проработать подавляемые чувства и мысли и диагностировать внутреннее состояние подростка. Непосредственная работа с переживанием, процесс творческой работы, феноменологическое интуитивное познание способствуют более глубокому пониманию происходящего. Арттерапевтический метод:
обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование в социально премлемой форме,
облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных и слабоориентированных на общение подростков,
дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
создает предпосылки для развития произвольности и способности к саморегуляции;
способствует осознанию подростком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, и создает возможности для совладания с негативными чувствами;
повышает личностную ценность, способствует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уеренности в себе за счет признания ценности продукта, созданного подростком (Синицына Т.Ю.)
Сказкотерапия – это метод, использующий сказку для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. В понимании  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.Как пишет Вачков И.В., главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми. В самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам личности, что очень важно в ситуации, которая воспринимается подростком трудноразрешимой обычными средствами.
Организационные условия проведения занятий
Для проведения занятий необходимое просторное помещение (класс) для комфортного размещения участников, как в кругу, так и за столами, например, при работе с изобразительными средствами, доска, материалы для творчества (бумага, краски, карандаши, маркеры, скотч и др.) Набор детей в группу осуществляется по запросу, после предварительного собеседования, с письменным согласием родителей на проведения психологической работы с ребенком.
Примерная структура занятия
1.  Начало работы. Приветствие (5-10 мин.)
Цель: обозначить начало занятия, создать безопасную атмосферу, самоопределение участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают).
Задача психолога: обеспечение для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу, помочь участникам осознать свои переживаниями, принять свои чувства.
2.  Разминка. Предполагает психогимнастические упражнения (5-10 мин.)
Цели: объединение, сплочение группы; развитие межличностных связей; включение в совместную деятельность.
Задача психолога: обозначение правил игры, обеспечить безопасность участников.
3.  Основная работа. Предполагает работу по теме занятия (30-50 минут).  Включает в себя самые разнообразные формы активности (ролевые игры, элементы арттерапи, сказкотерапи и т.д.).
Цель соответствует теме занятия.
Задача психолога: дать определенную информацию в доступной форме, предоставить возможность выразить свои чувства; помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации.
4. Завершение работы. Рефлексивный круг (10 минут).
Цель: вербализация участниками своих чувств и мыслей по поводу занятия, и возможность «выплеснуть» накопившееся напряжение; завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии, рефлексия.
Задача психолога: обеспечить безопасность участников.
Прощание.
Цель: обозначить конец занятия.
Задача психолога: эмоциональная поддержка.
Тематический план

№ занятия Название
Содержание Кол-во часов
1 Знакомство Представления программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами группы. 1,5 часа
2 Кто я? Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто Ты? Что есть во мне и в тебе? Осознание различных проявлений личности. 1,5 часа
3 Палитра чувств Чувства. Многообразие чувств. Понимание чувств. Выражение чувств. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние. 1,5 часа
4 Управление собой Осознание телесных проявлений эмоциональных состояний. Овладение приемами самоконтроля. 1,5 часа
5 Учимся договариваться Формирование навыков общения. Овладение навыками конструктивного поведения в трудных ситуациях: выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять внешнему давлению. 1,5 часа
6 Мои удачи и неудачи Формирование умений позитивно мыслить, развитие положительного самоотношения. 1,5 часа
7 Путешествие в сказку внутреннего мира Самопознание, осознание личностных ценностей, овладение творческими способами решения ситуаций, актуализация ресурсов личности, перенаправление энергии конфликта в творчество. 1,5 часа
8 Подведем итоги Подведение итогов работы группы, осуществление взаимной поддержки 1,5 часа
Содержание программы с описанием используемых игр, упражнений и психотехник.
.
Занятие 1. «Знакомство»
Цель занятия:  установление контакта с учениками. Создание доверительной атмосферы. Достижение взаимопонимания в целях работы программы.
Начало работы. Приветствие. Введение. (10 – 15 мин.)
Цель: создать дружелюбный и безопасный настрой, продемонстрировать открытый стиль общения.
Оборудование: доска, ватман, маркер.
Данный этап включает  представление ведущего, информацию о программе, целях и задачах, о том, как будут построены занятия. Важно озвучить, чем отличаются данные занятия от других видов деятельности, к которым привыкли подростки. Озвучиваются и принимаются групповые правила:
- уважительного отношения к участникам;
- слушать друг друга, не перебивая;
- говорить только о себе, своих чувствах, мыслях, убеждениях, используя «Я-высказывания», так как основная задача – обратиться к самопознанию и научиться принимать ответственность на себя.
- право сказать «нет», если участник не готов озвучить свое состояние, он может сделать это позже; это важно, если идет глубокая внутренняя работа;
- активность, участие всех участников в групповой работе;
- конфиденциальность, подразумевающая, что одним из условий создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия является сохранение всей информации о конкретных участниках внутри группы. В то время, что конкретные психологические приемы, упражнения и игры могут быть использованы в повседневной жизни, в общении с друзьями и близкими людьми.
Разминка (10 мин.)
Цель: знакомство, сплочение группы, активизация творческого потенциала участников.
Оборудование: мяч.
«Запомни имя» Участники выстраиваются в круг, ведущий называет свое имя и передает (кидает) мяч любому из участников. Участник, получивший мяч, называет свое имя и передает мяч следующему участнику. Задача участников – запомнить имена других членов группы. Когда мяч снова оказывается у ведущего, ведущий усложняет задачу, предлагая выполнить это упражнение на время. Темп увеличивается. Затем, ведущий предлагает еще больше сократить время. В этот момент участники начинают задумываться о стратегии передачи мяча, выстраиваются в порядке произнесения имен или придумывают другие творческие решения. Группа оживляется, а дистанция между участниками стремительно сокращается.
Можно использовать второе упражнение.
Цель: снятие напряжения, активизация участников.
Метод: подвижная игра.
Собственное участие в игре даст возможность группе быстрее преодолеть барьеры в общении.
Упражнение Кто из вас…»
Участники садятся в круг, причем стульев на один меньше, чем участников. Ведущий предлагает пересесть тем, у кого есть какое-то сходство, например;
«Пересядьте те, у кого имя начинается с гласной буквы»
«Пересядьте те, у кого есть брат или сестра»
При этом участник, оставшийся без места, становится следующим ведущим.
По мере игры характер вопросов можно усложнять
«Пересядьте те, кому приходилось решать конфликты между одноклассниками» или
«Пересядьте те, кто иногда испытывал ярость!»
Основной этап работы (30-40 мин.)
Цель этапа: углубление знакомства, активизация процессов осознания, связанных с темой занятий.
Цель упражнения: представление себя группе, не прибегая к словам, используя только рисунки.
Оборудование: ватман, маркеры, цветные мелки.
«Автопортрет»
- нарисуйте плакат, иллюстрирующий ваш образ жизни;
- постарайтесь изобразить на рисунке свои интересы, ценности, семью, друзей, увлечения, хобби.
- изобразите с помощью цветов, форм и линий особенности своего мироощущения.
После завершения работы участники садятся в круг, идет обсуждение увиденного. Можно задавать уточняющие вопросы, делится своим откликом на представленные работы других участников.
В завершении этого упражнения можно разместить работы на полу, при этом каждый может выбрать место рядом с тем из участников, кто ему ближе по своему внутреннему миру или отношению к жизни.
Завершение работы. Рефлексивный круг. (10 мин.)
Цель:   овладение   навыками   открытого   стиля   общения,   навыками разговора о чувствах, Выработать совместно ритуал прощания данной группы.
Методы: завершающий обмен впечатления от занятия.
Заметки для тренера: можно оказать помощь участникам и показать на собственном примере, как говорить о чувствах.
Прощание (2 мин.)
Ритуал прощания.
Занятие 2. «Кто я?»
Начало работы. Приветствие. (5 мин.)
Цель: создать дружелюбной и безопасной атмосферы.
Обмен чувствами, ожиданиями от занятий, с которыми каждый из участников пришел на занятие.
Разминка (10 мин.)
Цель: активизация участников, создание благоприятной атмосферы, сплочение группы.
Упражнения «Путаница»
Участникам предлагают встать кругом, закрыть глаза, вытянуть вперед правую руку и наощупь взяться за руку любого другого участника. Выбирать можно только одного человека. Затем то же сделать левой рукой. В результате получается запутанная цепочка. Задача участников распутать ее, образуя круг.
Основная часть (65-70 минут)
Упражнение «Кто я?»
Цель: самоопределение участников.
Участникам предлагается написать 20 предложений, каждое из которых начинается с местоимения «Я». Писать нужно как можно быстрее, не задумываясь.
Далее каждый из участников озвучивает, кем и как он себя представляет. На какой строке появились трудности в определении своего «Я»? Какие роли и характеристики появились после того, как эти трудности были преодолены?
Упражнение «Говорящие вещи»
Цель: развитие умения перевоплощаться и входить в необычную роль, помощь участникам в самораскрытии, развитие эмпатии, формирование навыков самосознания.
Материалы: личные вещи участников, листы бумаги А4, ручки.
Ведущий говорит участникам, что сегодня они узнают нечто новое о себе и других участниках группы. И в этом им поможет волшебство! Ведущий просит участников подумать и выбрать из их личных вещей какую-то вещь, которая находится с ними уже давно, чем-то им памятна, симпатична, чем-то привлекает. С ней могут быть связаны воспоминания о каких-то особенных событиях в их жизни. После того, как участники возьмут в руки каждый свою вещь, ведущий произносит следующее:
«Посмотрите на вещи, которые находятся у Вас в руках и в руках у ваших товарищей. Это не простые вещи! Сейчас произойдет чудо! После того, как я произнесу заклинание, вещи оживут! Люди, сидящие в кругу исчезнут, и останутся только предметы, которые смогут поговорить друг с другом! Они могут рассказать о себе, своей судьбе, своей истории, может быть расскажут о своем хозяине или хозяйке, об отношениях, которые складываются между ними. Итак, внимание! (Вачков И.В.)
Шорох-морох, в серых норах
Слово вспыхнуло, как порох!
Слово ярко и светло,
Словом утро расцвело.
До небес огонь горит.
ВЕЩИ МОГУТ ГОВОРИТЬ!
Итак, у вас есть 30 волшебных минут на то, чтобы вещи могли говорить. А теперь тот человек, до которого я дотронусь, окажется первым, превратившимся в предмет. Он должен начать говорить примерно так: « Я записная книжка Галины, живу у нее уже два месяца и за это время…» Когда записная книжка закончит рассказ, остальные предметы могут задавать ей вопросы – именно записной книжке! И если она сочтет нужным, то ответит на них».
Ведущий следит, чтобы все участники уложились в отведенное время, и по истечении 30 минут повторяет заклинание:

Шорох-морох, шелест трав,
Шепот затихает,
Успокоен шумный нрав,
Голос умолкает.
Чтобы мысль была слышна,
НАСТУПАЕТ ТИШИНА!
Вещи стали обычными вещами… Они не говорят… Однако они остаются с вами, и только от вас зависит, в какой момент жизни они смогут подать голос.»
Участники возвращаются в круг, и начинается обсуждение.
- Сложно ли было выполнять упражнение?
- Было ли что-то неожиданное и интересное в рассказе вещей?
- Что нового вы узнали о себе и о других?
- Какая вещь вас особенно удивила?
- Изменилось ли отношение к вещи, от лица которой вам пришлось говорить?
На втором этапе упражнения ведущий предлагает разделить лист бумаги вертикальной чертой на 2 равные части, и написать в столбик слева 5-7 качеств, которыми обладает вещь. А в правом столбце – противоположные им качества. Это не обязательно должны быть антонимы, они должны быть именно противоположными на уровне ощущений, понимания качеств. А затем найти среди принадлежащих участникам вещей (или может быть дома, в квартире) такой предмет. Как правило, все участники находят такие вещи! Некоторые участники проводят параллель между предметами и разными ипостасями их собственной личности. А для некоторых это оказывается настоящим инсайтом!
Завершение работы. Рефлексивный круг. (10 мин.)
Цель:   закрепление   навыков   открытого   стиля   общения,   навыка вербализации чувствах.
Методы: завершающий обмен впечатления от занятия.
Прощание (2 мин.)
Занятие 3. «Палитра чувств»
Начало работы. Приветствие. (5 мин.)
Цель: создать дружелюбной и безопасной атмосферы.
Обмен чувствами, ожиданиями от занятий, с которыми каждый из участников пришел на занятие.
Разминка (15 мин.)
Цель: активизация участников, актуализация творческого потенциала.
Упражнение «Как если бы». Участника предлагается выполнить знакомое действие, например, постоять у стены, при разных обстоятельствах и из разных эмоциональных состояний (Гиппиус С.В.).
- вам плохо и у вас болит живот;
- вы ждете друга, который должен появиться с минуты на минуту;
- вы собираетесь испугать того, кто появится из-за угла;
- как если бы вас вызвали к доске, и вы единственный из класса, кто знает ответ;
- вы прячетесь от полицейского;
- вы в отчаянии и не знаете, что делать;
- вас попросили нарисовать на стене забавную рожицу и др.
Сидеть так,
- чтоб спрятаться, притаиться, чтоб не нашли,
- чтоб слушать, что делается в соседней комнате,
- чтоб смотреть, как бегут облака,
- чтоб ожидать своей очереди к доктору в поликлинике;
- чтоб караулить больного или спящего ребенка,
- чтоб курить хорошую сигару или папиросу,
- чтоб читать книгу, газету или чистить ногти,
- чтоб наблюдать то, что делается кругом...
Представьте, что на столе лежит яблоко. Посмотрите на воображаемое яблоко глазами
- очень голодного человека;
- болеющего, которому ничего не хочется;
- как если бы вы выбирали яблоко для своей любимой девушки;
- как на яблоко, которое вы украли, но были пойманы с поличным;
- как на гниющее яблоко;
- как на запеченное с корице и сахаром, только что вынутое из духовки;
- как будто вы откусили кусочек, а яблоко оказалось кислым;
- глазами ребенка, который впервые увидел яблоко и др.
Упражнение «мяч» участникам предлагается перебрасывать друг другу воображаемый мяч, а ведущий или любой из участников может по ходу задавать условия: мяч меховой, мягкий, скользкий, мокрый, измазанный клеем, горячий, холодный, огромный, очень маленький, каучуковый и т.д.Основная часть (50 - 60 минут)
Упражнение «Маски».
Материалы: ватман по ½ листа на каждого участника, краски, карандаши, пастель, фломастеры, клей, ластики, ножницы, зеркало.Ведущий говорит о том, какие разные чувства пришлось испытать участникам в ходе предыдущих упражнений: от самых приятных до не очень приятных, и даже совсем неприятных! Затем участникам предлагается материализовать чувства в виде масок, которые могут быть выполнены с использованием различным материалов (красок, карандашей, пастели, фломастеров) и техник (рисования, аппликации, бумагопластики). Маски вырезаются по контуру, а в самих масках вырезаются отверстия для глаз таким образом, чтобы маску можно было надеть. Участникам предлагается рассмотреть маски, обменяться впечатлениями. Далее производится ритуальная драматизация – создаются условия для «публичного» проживания различных состояний в «спонтанном театре». Предлагается проговорить от «лица» своей маски. С разрешения участников можно примерить другие маски. При желании маски могут вести диалог между собой. Можно придумать название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими персонажами. Если возникают групповые истории, то каждая группа выходит на импровизированную сцену, остальные участники становятся зрителями.
Завершение работы. Рефлексивный круг. (10 - 15 мин.)
Цель:   овладение   навыками   вербализации чувств, закрепление навыка построения «Я-высказываний». Соблюдение психологический границ в общении.
В ходе рефлексии участникам можно задать вопросы:
- Что ты чувствовал, когда работал над своей маской? Каково тебе было работать одному? С группой? Какие чувства ты испытываешь сейчас?
- Какая из масок отозвалась больше всего?
- Какой сюжет показался наиболее близким тебе?
- Как можно использовать опыт, полученный в упражнении, в реальной жизни?
Прощание (2 мин.)
Ритуал прощания.
Занятие 4. «Управление собой»
Начало работы. Приветствие. (5 мин.)
Цель: создать дружелюбной и безопасной атмосферы.
Обмен чувствами, ожиданиями от занятий, с которыми каждый из участников пришел на занятие.
Разминка (10 - 15 мин.)
Цель: активизация способности к осознанию телесных проявлений эмоциональных состояний.
Упражнение «Эмоции в моем теле»
Материалы: листок со схематичным изображением человеческого тела для каждого участника, цветные карандаши.
Инструкция «Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на кого-то или на что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть вам легче будет представить, если вы вспомните какой-нибудь недавний случай, когда вы сильно на кого-то разозлились. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Может быть, это похоже на жар в животе? Или у вас чешутся кулаки? Подберите подходящий по цвету карандаш и заштрихуйте эти участки теля этим цветом. Под рисунком сделайте отметку, что этот цвет для вас означает злость. Теперь представьте, что вы вдруг чего-то сильно испугались. Где находится ваш страх? На что он похож? Выберите цвет, который будет означать для вас страх и закрасьте эти цветом место на рисунке. Под рисунком сделайте пометку, что этот цвет означает именно для вас страх. (Аналогично можно предложить участникам обозначить место, в котором ощущается грусть, радость, обида). Какое из чувств было легче всего представить и ощутить в своем теле? Были у кого-то похожие ощущения?
Основная часть (60-65 минут)
Ведущий говорит о том, что иногда чувства бывают настолько сильными, что мешают нам адекватно воспринимать ситуацию, делать необходимые, но не очень приятные дела. Но природа человека такова, что он не может не испытывать чувства. Более того, они необходимы человеку, так как сигнализируют о том, что для человека важно. Однако можно и нужно контролировать проявления чувств вовне, что всем нам все равно приходится делать. Существует множество полезных способов справляться с неприятными чувствами.
Упражнение «Забор Тома Сойера»
Цель: научиться снижать эмоциональный накал в трудной ситуации, позитивно мыслить.
Задание участникам: есть дела, которые сами по себе способны испортить настроение – мойка полов и посуды, уборка квартиры в воскресный день, когда хочется гулять, езда в душном транспорте в час-пик… Зная заранее, что вам предстоит такое дело, не ждите момента, когда ухудшиться ваше расположение духа, а включите воображение и начните фантазировать.
Представьте, что вы живете в волшебном мире, в котором эти малоприятные дела становятся веселыми и интересными.
Если мыть посуду, то представлять, что вы археолог, счищающий грязь с античных амфор, когда под струей воды проявляются древние письмена.
Если моете пол, представьте, что снимаетесь в рекламе моющего средства, на вас направлены софиты, а в завершении ожидает огромный гонорар.
Если читаете скучный учебник, представьте, что это волшебная книга с заклинаниями, которые мгновенно сбываются, если их произнести вслух. Попробуйте прочитать текст голосом вашего любимого телеведущего или актера, играющего в вашем любимом фильме главную роль.
Итак, придумайте для каждого скучного дела не одну, а две-три «легенды», делающие эти занятия чем-то занимательным, чтобы получать удовольствие от даже не очень приятной работы. Можно составить коллективный список дел, а затем, разбившись на группы по 3-4 человека, придумывать решения. Решения можно не только озвучить, но и изобразить! Используйте фантазию!
Упражнение «Волшебная книга»
Цель: овладение речевыми приемами снижения эмоционального накала, овладение навыками самоконтроля и ведения диалога в трудных ситуации и ситуациях конкуренции.
Оборудование: доска, маркер.
Ведущий рассказывает следующую историю.
Вы долго путешествовали по пустыне в поисках волшебной книги. Сегодня на аукционе подобных книг она стоит баснословных денег.
Вас сопровождали различные трудности: неимоверная дневная жара и ночной холод, аборигены, ветра, змеи и скорпионы. Вы получали травмы. Вы уже давно в пути.
Ваше путешествие закончилось успехом: вы все вместе нашли волшебную книгу. И вот теперь каждый из вас заявляет другим участникам экспедиции, что книга по праву принадлежит только ему.
Задача № 1 для каждого участника. Доказать, что книга лишь его И никаких альтернатив нет. Время – 5 минут.
Задача № 2: Продолжать убеждать в этом других, но при этом использовать шаблоны речи (пишем на доске):
- Вы говорите, что…
- Иными словами…
- Предположим, что Вы заберете книгу…
- Посмотрим на это с вашей точки зрения…
- Представим на минуту, что…
- То есть Вы хотите сказать, что…
- Если бы что-то могло повлиять на Ваше решение…
- Если я Вас правильно понял…
- Представим на минуту, как если бы решение было уже принято…
- Что нам нужно сделать для этого…
В ходе обсуждения следует отметить, как накал спора снижается при использовании следующих фраз. Какие еще фразы можно использовать? А какие слова и фразы – никогда?
Мотив (символдрама) “Безопасное место” 
Цель: насыщение ресурсом, актуализация ощущения безопасности, снятие тревоги и стресса, активизация межполушарного взаимодействия.
Оснащение: легкая медитативная музыка.
Ведущий предлагает участникам удобно сесть, закрыть глаза и следовать за образами, которые буду возникать в воображении.
« А теперь представьте, что волшебная книга из предыдущего упражнения досталась именно вам, и с ее помощью вы можете переноситься в любое место, какое захотите.
Попробуйте представить себе какое-нибудь защищенное надёжное место, где вы были бы в полной безопасности…
Здесь вы могли бы себя чувствовать защищённым и в полной безопасности?
Это ваше место, только вы можете кого-нибудь допускать туда, это место абсолютно надёжно и защищено…
Осмотритесь, что вы видите? есть ли здесь какие-то звуки? чем пахнет здесь?
Только вы контролируете, кто может сюда прийти и на какое время. Кого бы вы хотели пригласить сюда?
Сколько вам нужно человек, чтобы чувствовать себя в полной безопасности и защищённости?
Что бы вам хотелось сейчас? Что вы чувствуете?
Просто побудьте в этом состоянии, вы ощущаете себя в полной безопасности, вы в надёжном, защищённом месте… Почувствуйте спокойствие в каждом участке тела… Это ваше пространство, только вы контролируете, что здесь может происходить…
Запомните, как вы сейчас сидите, вы можете, когда будет необходимо, сесть и каждый раз представить себе, что вы находитесь здесь, в этом защищённом месте, оно всегда внутри вас, вы можете побыть здесь, где бы вы ни находились…
Когда будете готовы, можете попрощаться с образом и возвращаться сюда.
 Участникам предлагается порисовать то, что представлялось в образе, левой рукой (для правши). Символдраматический образ, воздействуя непрямым способом, помогает вывести на уровень осознания ресурсы, необходимые для проживания трудной ситуации; последующее рисование образа помогает закрепить работу. Рисование не ведущей рукой или двумя руками активизирует межполушарное взаимодействие.
Завершение работы. Рефлексивный круг. (10 мин.)
Цель:   закрепление   навыков   открытого   стиля   общения,   навыка вербализации чувствах.
Методы: завершающий обмен впечатления от занятия.
Прощание (2 мин.)
Ритуал прощания.
Занятие 5. «Учимся договариваться»
Начало работы. Приветствие. (5 мин.)
Цель: создать дружелюбной и безопасной атмосферы.
Обмен чувствами, ожиданиями от занятий, с которыми каждый из участников пришел на занятие.
Разминка (15 мин.)
Цель: активизация участников, подведение к теме об агрессии в поведении и необходимости контролировать ее проявления.
Упражнение «Повтори». Каждый из участников называет себя по имени и при этом выполнит какое-нибудь движение или действия, но так, чтобы все сидящие в кругу смогли повторить его действия.
Упражнение «Щепки плывут по реке». Участники становятся в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – это берега. Один участник – Щепка. Он медленно проплывает между «берегами», они мягкими прикосновениями помогают «щепке». Упражнение можно повторить с закрытыми и открытыми глазами.
После упражнения можно задать участникам вопросы: какими были прикосновения? Мягкими? Резкими?
Основная часть.
Цель: осознание участниками проявления агрессии в собственном поведении, снижение конфликтности, овладение навыками конструктивного решения конфликтной ситуации.
Упражнение "Тумба-Юмба"
Ни одно поведение не вызывает так много противоречивых мнений, как агрессия. Одни осуждают любое проявление агрессивности, считают его недостойным, другие - боятся и стараются избежать, третьи рады любой возможности подраться и показать свою силу. Но, поскольку чувство злости осуждается социумом, агрессивность проявляется неосознанно и неконтролируемо. Это упражнение дает возможность исследовать не только хорошо известное, но и вытесняемое поведение.
Цель: Исследовать индивидуальные стратегии агрессивного поведения.
Оборудование: Для работы понадобятся легкие покрывала или шарфы. В помещении должно быть достаточно места.
Участникам предлагается разделиться на две группы и встать в линейку напротив друг друга. Все участники из покрывал делают скатки (скатать в валик).
Инструкция:
Жили два первобытных племени - Тумба и Юмба. Неплохие, в целом были ребята, но дикари. И время от времени выходили они на поле битвы за раздел территории… Сейчас вы будите изображать эту битву. Биться можно тем, что у вас в руках, и при этом обязательно говорить. Представители племени Тумба будут говорить: "Вот тебе Юмба!" и наоборот. Бить можно противника по нижней части туловища. Нельзя наносить удары по лицу и голове. Готовы? Начали!
            "Битва" длится 1,5-2 минуты. За это время, как правило, участники забывают, где свои, где чужие, и битва перерастает в массовую потасовку. Тренеру желательно наблюдать за поведением участников и запоминать, кто как действует.            Подать сигнал "Стоп!" и задать вопросы:
- Что я чувствовал в процессе битвы?
- Как я себя вел?
- Выполнял ли инструкции? (не бить своих, бить противника по нижней части туловища, приговаривать во время удара).
Вопросы к участникам:- Стратегии вашего поведения?- как ваше поведение в конфликте отражается на вашей жизни?- Где и с кем вы ведете себя по жизни подобным образом?- Является ли это для вас проблемой?            Внимание участников обращается, что в упражнении проявлялась физическая и вербальная агрессия. Проявления в жизни могут быть иными, но суть от этого меняется мало.
Ролевая игра «Путешествие через Сахару»
Цель: поиск и реализация конструктивных стратегий разрешения конфликтных ситуаций.
Оборудование: бланки с заданиями участникам. Доска с условной картой.
Участники делятся на две команды. Одна команда – бедуины, другая – крестоносцы. Каждая группа получает задание с описанием ситуации и цели. Дается время на подготовку, в течение которого участники должны выбирать предводителя, который будет вести переговоры, и выработать стратегию поведения. По мере готовности предводители каждого отряда садятся за стол переговоров. У каждого предводителя имеется помощник от команды. Если возникает тупиковая ситуация, предводители имеют право удалиться а свой стол и продолжить выработку стратегии совместно со своей командой.
Задание для группы № 1.
Вы являетесь предводителем воинствующего племени бедуинов, в настоящее время совершающего паломничество в город Акбар, лежащий на севере великой пустыни Сахара. Эта пустыня знаменита тем, что человек, оставшийся в ней без воды, погибает в течение 2-х часов. Небольшой отряд храбрый воинов сопровождает Вас в этом путешествии, он хорошо обучен навыкам выживания в пустыне и расходует всего один литр воды в сутки.
Вы вошли в пустыню с юга, и за пять суток прошли ровно половину пути, почти достигнув оазиса, лежащего в центре Сахары. Но ночная песчаная буря огромной силы внезапно накрыла ваш отряд. Приложив все свои знания, вам удалось спасти отряд, не потеряв ни одного воина. Но, к сожалению, была утрачена самая большая ценность в пустыне – емкости с водой. Все, что удалось сохранить из емкостей, это пустой сосуд, вмещающий ровно 3 литра воды.
Утром разведчики принесли две новости – хорошую и плохую. Хорошая новость заключалась в том, что в одном из заброшенных храмов оазиса обнаружена выемка, в которой скопилось ровно 10 литров воды.
Плохая новость – оазис окружен отрядом крестоносцев, тоже изрядно потрепанных бурей, но, тем не менее воинственно настроенных. Силы равны, и вступив в бой, рискуют погибнуть оба отряда, Вы рискуете полностью потерять отряд, погибнуть самому и не достигнуть главной цели – прийти в тот город, который ждал их в завершении пути, сохранив весь отряд.
Солнце припекает, и Вы решили вступить в переговоры с предводителем отряда крестоносцев.
Как бы Вы вели переговоры, чтобы достигнуть результата?
Задание для команды № 2.
Вы являетесь предводителем отряда крестоносцев, в настоящее время возвращающегося из крестового похода с востока на запад через великую пустыню Сахара. Эта пустыня знаменита тем, что человек, оставшийся в ней без воды, погибает в течение 2-х часов. Для того, чтобы благополучно вернуться домой, Вы договорились объединить свой отряд с более крупным. Местом встречи был назначен оазис в центре пустыни.
Путь был долгим и утомительным, вы израсходовали всю воду и выбросили весь лишний груз, кроме одного пустого сосуда, емкостью 7 литров. На подходе к оазису вы получили известие, что крупный отряд, с которым вы встречаетесь, задерживается на 5 суток. В качестве компенсации за свою задержку предводитель крупного отряда готов обеспечить Вас водой и продовольствием на весь оставшийся путь. Ожидать подхода отряда Вам следует в оазисе.
Чтобы Вы не испытывали жажды, в одном из заброшенных храмов оазиса в выемке оставлено 10 литров воды. Этого вполне достаточно, потому что Вы и Ваш отряд обучены обходиться всего одним литром воды в сутки. Когда оазис был совсем близко, отряд внезапно накрыла песчаная буря огромной силы. Бурю удалось пережить без потерь. Но Вы очень сильно удивились, подойдя к оазису, что к нему подходит банда бедуинов.
Оценив ее силы, Вы пришли к выводу, что силы равны, и, вступив с бедуинами в бой, Вы рискуете полностью потерять отряд, погибнуть самому и не достигнуть главной цели – дождаться подхода через 5 дней крупного отряда, сохранив своих воинов. Поэтому Вы решили для начала окружить оазис, но придется вести переговоры для решения проблемы не воинственным путем.
Солнце припекает. Необходимы переговоры.
Как бы Вы вели переговоры, чтобы достигнуть результата?
После игры участников оценивают результат:
- удалось ли достичь цели?
- как принимались решения? Все ли участники команды были активны?
- что участники чувствовали в ходе игры?
- какие приемы помогли справиться с волнением, досадой и др. чувствами?
- в чем секрет успеха?
Завершение работы. Рефлексивный круг. (10 мин.)
Цель:   овладение   навыками   открытого   стиля   общения,   навыками разговора о чувствах. Закрепление навыка построения «Я-высказываний». Соблюдение психологический границ в общении.
Можно предложить участникам подарить друг другу (или по кругу, например, соседу права) символический волшебный подарок, который поможет ему в жизни.
Прощание (2 мин.)
Ритуал прощания.
Занятие 6. «Мои удачи и неудачи»
Цель: формирование у подростков умений позитивно мыслить, развитие положительного самоотношения.
Начало работы. Приветствие. (5 мин.)
Цель: создать дружелюбной и безопасной атмосферы.
Обмен чувствами, ожиданиями от занятий, с которыми каждый из участников пришел на занятие.
Основная часть (70-75 минут)
Оборудование: столы для рисования, бумага, краски, кисти, стаканчики с водой, карандаши.Ведущий сообщает участникам, что на сегодняшнем занятии им предстоит ненадолго погрузиться в воспоминания, и просит их развернуть свои стулья спинкой к центру круга. Такое расположение представляется наиболее соответствующим задаче символического уединения. Ведущий говорит, что при желании участники могут закрыть глаза.
Ведущий: Прошу вас вспомнить свою жизнь, прошедшую до настоящего момента. Невидимый волшебный фонарь, горящий в центре нашего круга, помогает высветить самые важные события. Конечно, абсолютно все вспомнить невозможно, да и не нужно. Представьте, что луч фонаря осветил самое первое запомнившееся событие. Сколько вам тогда было лет? Что произошло с тобой, что ты помнишь до сих пор? Это было твоим успехом или неудачей? Не всякое событие можно отнести к успеху или неудаче, но если оно запомнилось, значит было важным.
Волшебный фонарь может осветить и другие события. Что приходит на ум? Давайте пройдем дальше по маршруту вашей жизни. Ты можешь выбирать – воссоздавать ли подробности или, не задерживаясь идти дальше. Были ли мгновения, очень удачные для вас, когда вы переживали триумф!
Но есть воспоминания, от которых хочется бежать… Такие моменты вспоминаются как потери, моменты неудачи…Можете ли вы что-то вспомнить? Как эти события изменили вас?
Свет волшебного фонаря становится бледнее, его перебивает свет настоящего дня.
А теперь я прошу открыть глаза тех, кто их закрывал. Не делайте резких движений, можете потянуться, глубоко вдохнуть. На столе лежат листы бумаги и краски. Попробуйте, не мешая друг другу, отразить в рисунке свой жизненный путь до сегодняшнего момента. На рисование примерно 15 минут.
Рисование является одним из способов реализации метода символического самовыражения.
Участники, закончившие рисунки, возвращаются в круг. Обсуждение рисунков проводить не следует, тем более их интерпретировать. Ведущий предлагает молча рассмотреть рисунки других участников и выбрать среди рисунков других участников те, которые кажутся им чем-то похожими на их собственные, созвучны по тематике, по настроению. У участников есть возможность задать вопросы, уточнить, правильно ли понять образ на рисунке. По желанию участники могут рассказать о своем рисунке, об ощущения, возникавших по ходу.
Упражнение «Радость неудачи»
Участников просят отложить рисунки, встать спиной к кругу и закрыть глаза. По команде ведущего нужно начать двигаться спиной вперед в центр круга. По хлопку – объединиться в тройки, при этом глаза открывать нельзя! Ведущий предлагает, не открывая глаза, разобраться, сколько человек оказалось в группах. При необходимости участники могут покинуть одну группу и присоединиться к другой.
После того, как участники откроют глаза и вернуться на свои места в кругу, ведущий просит их вспомнить какое-то событие, какое сначала выглядело как неудача, а потом оказалось, что оно имело для участника очень благоприятное значение. Ведущий предлагает участникам понять «радость неудачи» и рассказать об этом группе.
Упражнение «Стул хвастовства»
Ведущий ставит пустой стул так, чтобы он немного выступал из круга. Это не простой стул. Каждый, кто захочет на него сесть, получает возможность чем-то похвастаться. Чем угодно, что имеет для участника значение! Может быть в глазах других людей это не выглядело чем-то значительным, но для вас это стало достижением, чем-то очень важным. Фразу можно начать таким образом «Я хочу похвастаться тем, что …» Каждый из хвастающихся получает заслуженный аплодисменты.

Упражнение «Благодарность за опыт»
Ведущий говорит о том, что сегодня участники много узнали друг о друге и обменялись ценным опытом. Подарили друг другу новые переживания. Просит каждого участника кого-то одного, кого он хочет поблагодарить персонально, и обращаясь к человеку, пояснить, почему он выбрал именно его.
Завершение работы. Рефлексивный круг. (10 - 15 мин.)
Цель:   закрепление   навыков   открытого   стиля   общения,   навыка вербализации чувствах.
Методы: завершающий обмен впечатления от занятия.
Ведущий задает вопросы:
Что вы чувствуете сейчас?
Менялись ли ваши чувства на протяжении занятия?
Какое из упражнений оказалось самым сложным?
Трудно ли было что-то вспомнить?
Какие события – связанные с удачей или неудачей – чаще вспоминались?
Изменилось ли ваше отношение к каким либо событиям вашей жизни?
Удалось ли понять, что такое «радость неудачи»?
Что дало вам сидение на «стуле хвастовства»? Легко ли было хвастаться?
Изменили бы вы что-то в своих рисунках или нет? Почему?
Прощание (2 мин.)
Ритуал прощания.
Занятие 7. «Путешествие в сказку внутреннего мира»
Начало работы. Приветствие. (5 мин.)
Цель: создать дружелюбной и безопасной атмосферы.
Обмен чувствами, ожиданиями от занятий, с которыми каждый из участников пришел на занятие.
Разминка (10 мин.)
Цель: сплочение группы, активизация творческого потенциала участников.
Оборудование: мяч.
«Назови качество» Участники выстраиваются в круг, ведущий называет какой либо предмет, персонажа или животное. Задача участников назвать какое-то его качество, отвечая на вопрос «Какой». Например, медведь – мягкий, свирепый, игрушечный, сказочный, белый и др.
Основной этап работы (50 - 65 мин.)
Цель этапа: активизация процессов осознания, связанных с самопознанием. Решение проблем на символическом уровне, с использованием метафор.
Цель упражнения: описание своего внутреннего мира с помощью образов.
Оборудование: листы бумаги, ручки, цветные карандаши.
«Что в имени моем?»
Каждый из участников вертикально на листе записывает свое имя. Причем это может быть как полное имя, так и уменьшительно-ласкательное, каким называют подростка его близкие люди (Катенька, Лапушок, Иришка и др.)
Затем к каждой букве имени подбирается какое-то качество, свойственное ребенку. После чего для каждого качества выбирается герой сказки или мультфильма, который этим качеством обладает (Хижнякова Г.А.)
Красивая -------------- Принцесса
Аккуратная----------- Мальвина
Терпеливая------------ Золушка
Егоза---------------------Пятачок
Неуверенная-------------Зайчик
УдивителЬная------------------------Аленький цветочек
Критичная---------------Ворона
Агрессивная------------Огнедышащий дракон
Следующим шагом становится сочинение сказки с этими персонажами. Для облегчения вхождения в сказку можно предложит участникам вспомнить сказочные зачины «Жили-были», «Давным-давно…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и др.
После завершения работы участники садятся в круг и зачитывают сказки. По желанию участников, сказку вместо автора может зачитать ведущий. Таким образом у участника появляется возможность услышать свою сказку со стороны. Ведущий и участники могут задавать уточняющие вопросы, делится своим откликом на представленные работы других участников. Ведущий может задать вопрос, каким образом сказочный сюжет отражает реальную ситуацию ребенка? На что это похоже в жизни ребенка? Какой из героев самый важный во всем этом действии? В данной работе важно, какой смысл придает своему творению сам автор, что это означает для него самого, какими чувствами наполнены для него герои сказок, насколько его устраивает конец? Если бы была возможность переписать сказку, что он хотел бы изменить? Т.е. важен именно субъективный мир ребенка. Участники могут озвучить, какая из сказок им отозвалась больше всего.
В ходе обсуждения сказки можно акцентировать внимание на различных сторонах:
Тема обсуждения Цель для подростка Вопрос к подростку
(к группе) Психокоррекцион-ная цель
Основная тема сказки Понять, в чем основная идея сказки? Что с ее помощью хотел сказать автор, какой опыт передать? О чем эта сказка? Какие знания о мире, какой опыт передает? Осознание ценностей, стилей поведения и особенностей взаимодействия с окружающими, этические и экзистенциальные вопросы – о добре и зле, о дружбе и предательстве, о жизни и смерти и др.
Мотивы поступков героев Понять видимую и скрытую мотивацию героев Зачем герой совершает тот или иной поступок? Чего он хотел? Для чего один герой нужен другому? Осознание взаимосвязи поступков и мотивов деятельности
Способы преодоления трудностей «Составить список» способов преодоления трудностей Как герой решает проблему? Какой способ решения – активный или пассивный – выбирает? Решает ли он проблему сам или передает ответственность другому? Осознание стратегий поведения в проблемной ситуации и перенос знаний в реальную жизнь
Отношение к миру и самому себе Понять направленность героев: они созидатели или разрушители по отношению к миру, к другим героям? Что привносит в мир поведение героев – радость или горе, мир или вражду? В каких ситуациях он действует ка созидатель, а в каких как разрушитель? Как это похоже на наше реальное поведение? Подвести к понимаю того, что в жизни присутствуют обе тенденции, преобладание которой зависит как о самого человека, так и от ситуации
Актуализиро-ванные чувства Осознать, какие чувства вызывают у автора те или иные ситуации Какие чувства вызывает сказка? Отдельные эпизоды? Почему герой реагирует именно так? Формирование умения осознавать, понимать и контролировать свои чувства, развитие эмпатии.
Образы и символы в сказках Какие способы поведения, какие уроки несет в себе каждый герой сказки Какое качество олицетворяет той или иной герой? Развитие способности понимать метафоры и внутреннюю сущность людей
В завершении этого упражнения можно разместить работы на столе, чтобы создать общую «картину» богатства передаваемого опыта – поле сказок.
Завершение работы. Рефлексивный круг. (10 мин.)
Цель:   овладение   навыками   открытого   стиля   общения,   навыками разговора о чувствах. Закрепление навыка построения «Я-высказываний». Соблюдение психологический границ в общении.
Можно предложить участникам подарить друг другу (или по кругу, например, соседу права) символический волшебный подарок, который поможет ему в жизни.
Прощание (2 мин.)
Ритуал прощания.
Занятие 8. «Подводим итоги»
Начало работы. Приветствие. (5 мин.)
Цель: создать дружелюбной и безопасной атмосферы.
Обмен чувствами, ожиданиями от занятий, с которыми каждый из участников пришел на занятие.
Разминка (10 мин.)
Цель: активизация творческого потенциала участников.
Упражнение «Угадай, что я видел?»
Ведущий просит участников вспомнить что-то, что привлекло их внимание по дороге на занятие, и без слов показать это с помощью мимики и жестов. Задача других участников угадать задуманное.
Основная часть (50-60 минут)
Упражнение «Круг ассоциаций»
Цель: организация обратной связи каждому участнику группы
Ведущий говорит о том, что группа прошла долгий путь, в течение которого у каждого из участников была возможность узнать друг друга лучше. И сейчас у каждого участника будет возможность проверить, насколько ваше мнение о ком-то совпадает с тем, что этот человек думает о себе. Участникам предлагается составить целый список ассоциаций для себя и соседа справа. Ведущий задает вопросы, на которые участники дают письменные ответы. Совещаться друг с другом не надо.
Материалы: на каждого участника 2 листа А4, ручки по количеству участников.
На одном листе участник пишет сове имя и оставляет у себя. А на другом листе пишет имя другого участника и отвечает на вопросы про человека, чьим именем подписан второй лист. (Этот лист может передаваться по кругу после каждого вопроса, а может заполняться одним человеком).
Если бы этот человек был цветком, то каким бы цветком он был?
Если бы этот человек был животным?
Если бы этот человек был деревом?
Если бы этот человек был предметом одежды?
Если бы этот человек был птицей?
Если бы этот человек был напитком?
Если бы этот человек был явлением природы?
Если бы этот человек был музыкальным жанром?
Если бы этот человек был временем года?
Если бы этот человек был книгой?
Если бы этот человек был фильмом?
Если бы этот человек был телевизионной программой?
Если бы этот человек был сказочным персонажем?
Если бы этот человек был геометрической фигурой?
Если бы этот человек был лекарством?
Если бы этот человек был транспортным средством?
Если бы этот человек был чем-то съедобным?
Затем каждый участник получает лист со своим именем и проводится обсуждение.
- Какие впечатления от прочитанного?
- Совпало ли ваше представление о себе с мнением другого человека?
- Какие чувства это вызвало? Что удивило? Разочаровало? Порадовало?
- О чем хотелось бы спросить других участников?
Метафорический портрет группы
Цель: подведение итогов путем создания символического образа группы, обратная связь для ведущего.
Материалы: листы ватмана, краски, карандаши, ножницы, пастельные мелки, клей.
Участникам предлагается на общем поле (которое может состоять из одного или нескольких ватманов) отразить впечатления от работы в группе. Это задание может нести и диагностический аспект (отражать, насколько каждый из участников чувствовал себя включенным в группу, претендовал ли на лидерство, работал совместно с другими или предпочитал сохранять свое личное пространство и др., а также показывать общий эмоциональный фон), и служить ритуалом завершения групповой работы.
Упражнение «Я – в прошлом, сейчас и в будущем»
Цель: создание временной перспективы для участников. Отражение изменений в состоянии участников до посещения занятий, во время и по окончании занятий в группе.
Участникам предлагается в любой форме (в виде пантомимы, скульптуры или вербально) изобразить себя до посещения занятий, во время и по окончании занятий в группе.
Упражнение «Вес души» (Есельсон С.Б.)
Ведущий говорит о том, что ученые считают, что у души есть вес и он составляет 21 грамм. Однако все мы знаем, что субъективно ее вес постоянно меняется. Недаром человек может сказать «тяжесть на душе», «с тяжелым сердцем» или «с легкой душой», «душа парит!» Попробуйте оценить, сколько весила ваша душа, когда вы пришли в группу, и сколько она весит сейчас. Изменения в восприятии, как правило, говорят о том, что у человека в ходе участия в группе проходила внутренняя работа.
Завершение работы. Рефлексивный круг. (10 мин.)
Цель:   овладение   навыками   открытого   стиля   общения,   навыками разговора о чувствах. Закрепление навыка построения «Я-высказываний». Соблюдение психологический границ в общении.
Можно предложить участникам подарить друг другу (или по кругу, например, соседу права) символический волшебный подарок, который поможет ему в жизни.
Прощание (2 мин.)
Ритуал прощания.
Список использованной при подготовке программы литературы
Вачков И.В. психология тренинговой работы: содержательные, организационный и методические аспекты ведения тренинговой группы/ И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб: Издательство "Речь", 2001.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с. ISBN 5-9268-0022-6
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Речь, 2010, - 176 с.
Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.
Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: справочное руководство психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 896 с.
Матафонова Т.Ю. Экстренная психологическая помощь в образовательном учреждении учащимся с суицидальным поведением: Учебно-методическое пособие для психологов образовательных учреждений/ Под.ред. О.В. Вихристюк. – М.: НИИ Школьных технологий, 2013. – 376 с.
Обухов Я.Л. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. — М., "Эйдос", 1997.
Синицына Т.Ю. Современные методы реабилитации детей и подростков, переживших экстремальные ситуации: учебно-методическое пособие/Т.Ю. Синицына. – М.:НИИ Школьных технологий, 2013. – 530 с.
Шнейдер Л.Б. Материалы курса «Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога»: лекции 1-8.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/10/14/programma-profilakticheskikh-zanyatiy-po-preodoleniyu" http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/10/14/programma-profilakticheskikh-zanyatiy-po-preodoleniyu
"http://iemcko.ru/2533.html" http://iemcko.ru/2533.html
"https://www.b17.ru/article/46406/" https://www.b17.ru/article/46406/