Статья. Опрос-анкета. Диагностика эффективности введения инновационных технологий.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старокрымский УВК № 1 «Школа – гимназия»
Автор: Луценко Л.А.
Диагностика эффективности введения инновационных технологий.
Задача: изучить, с помощью метода опроса, какие инновационные технологии наиболее часто применяются в практике начальной школы на разных этапах урока.
Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. Безусловно, в педагогическом процессе огромную роль играют ИТ, с помощью которых учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету; овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
Что же такое сегодня «инновационное образование»? — это развивающее и развивающееся образование.
Что же такое «инновационная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Исходя из опроса учителей МБОУ Старокрымский УВК № 1 «Школа – гимназия», было выявлено критерии эффективности педагогических технологий:
- оптимальность;
- адаптивность;
- результативность;
- возможность применения в массовом опыте.
Определив критерии эффективности педагогических технологий, педагоги отметили уровни используемости технологий:
Игровая технология – 100%
Дифференцированное обучение-100%
Программированное обучение – 100%
Технология сотрудничества – 100%
Проблемное обучение – 100%
Анализируя, можно сделать выводы, что большинство педагогов выделяют на 1 место технологию критического мышления, игровую технологию. 2 место – технология развивающего мышления и проблемного обучения. 3 место – опережающее обучение, дифференцированное обучение.
Учителям был задан вопрос: Какова эффективность данной технологии? В результате опроса были получены ответы:
Развитие коммуникативной компетентности, критического мышления.
Стимулирует детей к учебе, развитию мышления, нравственному росту, воспитанию общения.
Развитие творческих способностей, умение работать в группе, уважать мнение других, вызывать интерес к обучению.
Заставляет детей мыслить, искать ответы на поставленные вопросы.
Процесс обучения строится так, чтобы происходило формирование личности младшего школьника.
Также, мною была проведена опрос-анкета: «Какие инновационные приёмы вы используете на разных этапах урока?».
Опрос-анкета: «Какие инновационные приёмы вы используете на разных этапах урока?».
№ Этап урока Инновационный приём
1 Проверка д/з Д. игра «Верю – не верю» - 100%
2 Актуализация опорных знаний 1. Ассоциативный куст – 100%
2. Микрофон – 100%
3. Кластер – 70%
3 Изучение нового материала 1. Слепой капитан – 70%
2. Знаю, хочу узнать, узнал – 80%
3. Ассоциативный куст – 80%
4 Закрепление изученного 1. Микрофон – 100%
2. Работа в группах – 100%
3. Проектная деятельность – 90%
5 Итог урока 1. Незаконченное предложение – 80%
2. Журналисты – 90%
3. Дополни предложение – 80%
По всем позициям в статье приведен анализ конкретного образовательного учреждения (МБОУ Старокрымский УВК № 1 «Школа – гимназия», г. Старый Крым).
Использованная литература:
1. Бондаренко О.В. «Современные инновационные технологии в образовании». ж-л «Роно», 2012 г.;
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке.», М.: Просвещение. – 2010.