Отчёт по теме самообразования: “ Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения разным видам чтения в средней и старшей школе”


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
‘’ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1’’
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Отчёт по теме самообразования:
“ Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения разным видам чтения в средней и старшей школе”

Учитель английского языка
Новикова Елена Дмитриевна

2015год
Формирование коммуникативных УУД в процесс обучения разным видам чтения в средней и старшей школе
Основная цель обучения иностранному языку в школе – формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции, то есть умение учащихся установить контакт с другими людьми, овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора, умение заинтересовать собеседника или слушателя, а также развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли.
Чтение, выступая как цель обучения, предусматривает формирование и развитие всех основных УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Процесс формирования познавательных УУД заключается в том, что работа с текстом формирует читательскую культуру и информационную компетенцию, развивает исследовательские умения, умения обобщать, выделять главное, реферировать и структурировать информацию. Успешная реализация коммуникативных УУД связана с выполнением интегрированных коммуникативных (направленных на развитие навыков говорения, письма, аудирования) заданий. Процесс формирования регулятивных УУД связан с определением смысла чтения для себя, рационального планирования и оценки, а также с повышением интереса и мотивации, проявлением волевого усилия, осознанием качества. Таким образом, чтение становится опорой для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста - разного жанра и функциональных стилей. Работа с аутентичными текстами способствует развитию у учащихся критического мышления и универсальных учебных действий. При этом их отбор и организация должны осуществляться с учетом этапов обучения:
 В начальной школе это могут быть стихи, рифмовки, короткие рассказы, сказки; личное письмо ровесника из страны изучаемого языка, письмо в газету и детский журнал, открытка, простой кулинарный рецепт, билеты (в театр, на транспорт), программы телепередач, афиши, карта страны изучаемого языка и др.
В 5--7 классах - названные выше типы текстов, а также указатели, вывески в магазинах, на вокзалах, этикетки к товарам, расписание поездов, указатели в городах, объявления, прогноз погоды, журнальные и газетные статьи страноведческого характера, отрывки из художественной литературы.
В 8-9 классах - названные в предыдущем пункте типы текстов, а также реклама, проспекты, публикации из подростковых газет и журналов различного характера (сообщения, обзор, очерки, интервью, статистика) и др.
В 10-11 классах - указанные для предыдущих классов тексты, а также инструкции, публикации в периодике страноведческого и культуроведческого характера, по проблемам межличностных отношений
Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом.
Н.Д. Гальская выделяет следующие группы умений:
1. Умения определять и выделять основную информацию текста, устанавливать связь событий, делать вывод по прочитанному.
2. Умения извлекать полную информации из текста: полно и точно понимать факты, выделять информацию, подтверждающую что-либо, сравнивать информацию;
3. Умения понимание необходимую информацию: определять в общих чертах тему текста, определять жанр текста, определять важность информации.
Учащиеся должны быть в состоянии
- сканировать текст, т. е. находить нужную информацию в тексте. Это умение предполагает, что не нужно читать все, каждое слово и каждую строчку; нахождение слова в словаре, номера в телефонной книге и т. д
- осуществлять чтение текста, включающее понимание основного содержания текста, о чем, на какую тему. Если на этой стадии обращать внимание на все детали, то можно увязнуть и не понять тему и основную мысль текста.
Согласно стандарту у учащихся должны быть сформированы такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. При этом используются различные стратегии чтения: ознакомительное, поисковое, изучающее, просмотровое.
При работе с текстами на уроке учителю требуется учитывать эти виды чтения, их особенности, цели и задачи, поставленные к работе с данным текстом.
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.
Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение — читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.
Примерный алгоритм обучения просмотровому чтению.
1. Внимательно прочитайте заголовок текста, постарайтесь вникнуть в его смысл, определить главную мысль текста.
2. Прочитайте первое предложение текста. Сопоставьте его содержание с заголовком.
3. Прочитайте первый абзац. Сопоставьте его содержание со своим представлением о главной мысли текста.
4. Просмотрите все остальные абзацы, сопоставляя их содержание с представлением главной мысли текста и обращая особое внимание на содержание первых предложений абзацев.
5. Сформулируйте ответ на вопрос: «О чем повествуется в тексте?»[Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором школьники учатся понимать текст в целом, выделять основные факты и отделять их от второстепенных, осмысливать главную идею текста. В данном случае текст читается только один раз. Ученики должны прочитать текст про себя и понять его содержание. На чтение отводится 6-7 минут. Перед началом чтения прочитывается формулировка задания и уясняется его суть. Учащиеся должны понять содержание текста в целом. Материал, помещённый в сносках, помогает в преодолении языковых трудностей. О значении части незнакомых слов учащиеся должны догадаться по контексту. После чтения текста - контроль его понимания на основе заданий.
Для этого вида чтения обычно используют небольшие тексты научно-популярного характера. Работа над текстом осуществляется в следующей последовательности:
Беглый просмотр всего текста;
Чтение заглавия (с целью определения темы текста);
Повторное внимательное чтение теста;
В качестве контроля понимания- перевод, который имеет выборочный характер;
Предложения, где возникают трудности с переводом, подвергаются лексическому и грамматическому анализу;
Понимание содержания проверяется при помощи вопросов либо заданий.
Упражнения, используемые для обучения ознакомительному чтению:
1. прочитать план, определить соответствует ли он последовательности изложенных в тексте фактов;
2. расположить вопросы, данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;
3. выбрать правильный ответ из 3-4 вариантов;
4. найти в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;
5. составить план текста;
6. найти основную мысль в начале, середине и в конце текста;
7. подчеркнуть в каждом абзаце 1-2 предложения, которые можно было бы
опустить как несущественные;
8. просмотреть текст и озаглавить его;
9. перечислить факты, которые необходимо запомнить;
10. составить аннотацию;
11. передать содержание текста в устной \ письменной форме;
12. составить выводы на основе прочитанного;
13. назвать наиболее интересные вопросы, содержащиеся в тексте;
14. указать, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;
15. прочитать текст и составить на основе содержания схему;
16. высказать свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии.
Изучающее чтение (reading for detailed comprehension) предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является формирование у обучаемого умения детального понимания прочитанного с целью дальнейшего использования полученной информации при решении различных коммуникативных задач (в процессе устного и письменного общения).
Упражнения, используемые для обучения изучающему чтению.
1. распределить факты, содержащиеся в тексте по степени важности;
2. назвать данные, которые являются особенно важными. Обосновать свое решение;
3. добавить факты, не меняя структуру;
4. составить аннотацию/реферат;
5. поставить вопросы к основной и детализирующей информации;
6. составить рецензию;
7. прочитать сокращенный вариант текста, заполнить пропуски недостающими словами;
8.перевести на родной язык указанные абзацы.
Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации.
Упражнения для обучения поисковому чтению.
·         определите тему    или проблему текста (статьи);
·        прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;
·         найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;
·        прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.);
·        найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;
·        просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;
·        найдите абзацы, посвященные указанной теме;
·        найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);
·        просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;
·        найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным,  отрицательным;
·        разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;
·        выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.
Этапы работы с текстом и задания на каждом этапе.
Предтекстовый этап предполагает:
- создание необходимого уровня мотивации
- определение речевой задачи для первого прочтения
- сокращение уровня языковых и речевых трудностей
Возможные упражнения:
1.  По заголовку догадайтесь, о чём текст
2.  По имеющимся иллюстрациям догадайтесь, о чём текст
3. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику
5. Прочесть вопросы к тексту  и определить тематику текста.
6.«Ассоциации и предположения» Учащиеся индивидуально, либо по подгруппам получают задание ответить на следующие вопросы:
-    О чем, по-вашему мнению, этот текст (статья)? А) нейтральная информация                  Б) событие   В) юмористическая беседа     Г) советы и указания
-Откуда возможно взят данный текст (статья)?   А) из романа        Б) из дневника  В) из журнала        Г) из газеты
7.  «Mind  Map» Учитель пишет на доске ключевое слово. Учащимся нужно подобрать к данному слову спонтанные ассоциации, которые записываются на доске в форме списка. Затем текст, в котором речь идет о выше названном ключевом слове, раздается учащимся.
8. Найти пары: слово и его дефиниция. Учащимся даны 2 колонки, их задача соединить пары стрелочками.
9. Выбрать антоним слова из данного ряда слов.
10. Выбрать синоним слова из предлагаемой группы.
11. Объяснить слово или фразу, идиому, не переводя ее.

Текстовый этап:
Цели текстового этапа:    проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений;
продолжить формирование соответствующих навыков и умений
Возможные упражнения:
1. Найти ответы на предложенные вопросы.
2. Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.
3.Найти соответствия.
4. Расположить предложения по порядку
5. Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, пропущенное в тексте.
6. Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями/ идиоматическими выражениями и так далее.
7. Догадаться о значении слова или слов по контексту,  какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.
8. Выполнить задание на множественный выбор
9. Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
10.Прочесть описание внешности, места события,  иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.
 11. Текст с пропущенными словами
Вариант А: Учитель раздает лист с текстом, где пропущены слова. Учащиеся работают в парах и заполняют пропуски самостоятельно.
Вариант Б: Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами, которые расположены в алфавитном порядке. Учащиеся работают над текстом в маленьких группах.
12. «Puzzle»
Учитель предварительно разрезает несколько текстов и перемешивает их. Ученики работают в маленьких группах и реконструируют данные тексты в нужной последовательности. Учитель может также к данным текстам добавить сюжетные фотографии, картинки, отрывки из других текстов.
Послетекстовый этап:  
Цели послетекстового этапа: использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Возможные упражнения:
1. Задания, связанные с вопросно-ответными упражнениями. Они занимают большое место среди упражнений, стимулирующих и контролирующих понимание текста
2. Выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного
3. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
4. Составить план текста, выделив его основные мысли.
5. Доказать или охарактеризовать что-то
6. Пересказать/кратко изложить содержание текста, возможно письменно. Рассказать текст от лица главного героя
7. Придумать, что могло бы случиться, если бы… Придумать новый конец текста.
8.Прочитайте текст и предложения под чертой. На листке бумаги с номерами предложений поставьте знак +, если предложение соответствует содержанию текста, и знак - если не соответствует. Прочитайте текст и предложения под чертой. Укажите с помощью сигнальной карты номер предложения, которое не соответствует содержанию текста.
9. Доказать, что…
10. Составить план текста.
11. Составить аннотацию, дать рецензию на текст.
12.Подобрать пословицу, подходящую по смыслу к тексту.
13. Придумать новое название для текста.
14.  «Редукция текста»
Учитель раздает лист с текстом (15--26 предложений). Учащиеся читают текст и сокращают предложенный текст до 8- 10 предложений.
15.«Дефиниция» Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и заменяют выделенные слова дефинициями.
16. «Придумай концовку текста!»
Учащиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше идет речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста.
17.«Телеграмма»
Учащиеся читают текст и, работая в маленьких группах, разрабатывают изложение содержания, используя ключевые слова (учащиеся вычеркивают все малозначимые слова и оставляют только самое важное). Рабочие листы собираются и обмениваются между маленькими группами. На основе " Телеграмм" реконструируется текст. Далее идет обсуждение результатов.
18.  «Реклама»
Учащиеся читают текст, рисуют на тему текста красивую рекламу и подбирают к рисунку подходящий слоган.
20. «Совершенствование стиля»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и пишут к нему вывод. Затем  ученик обменивается со своим соседом своим выводом и улучшает свой стиль, т.е. " приукрашивают" свои выводы именами прилагательными.
21. “Expand the text”. Придумать и предложить ученикам 5-7 предложений, которые могли бы расширить прочитанный текст. Они ищут наиболее подходящие места в тексте, куда можно было бы вставить эти предложения. Другой вариант – учащиеся сами придумывают такие предложения (в группах или в парах).
22. “Deduce the story”. Распечатайте текст в формате А-4, оторвите справа и слева по полоске текста около 4 см. Положите этот лист на чистый лист А-4 и сделайте ксерокопию. Оставшуюся среднюю часть текста предложите студентам. Их задача – восстановить содержание текста по имеющемуся материалу
23.«Questions to the characters»:  Учащиеся  придумывают вопросык героям прочитанного ими на уроке отрывка из произведения. По-очереди студенты играют роль одного из персонажей, остальные задают персонажу свои вопросы, «персонажи» отвечают на эти, используя изученную лексику.
24.«Make up riddles»: Ученики  придумывают загадки на английском языке по прочитанному (a name, a person, a thing, somebody’s words).
Представленные формы работы с текстом в данной статье, способствуют овладению приемами чтения, повышают уровень общего речевого развития, помогают обучающимся достигнуть уровня, позволяющего пользоваться чтением как речевым умением, практически. А это не что иное, как достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Список  литературы:
1.Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычной культуре общения.- М.: Русский язык,2007.
2. Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности//Иностранные языки в школе. - 1997.
3.Судворг Галина Ефимовна - Обучение различным видам чтения на английском языке с целью подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по разделу «чтение»-2015
4.http://www.english-magazine.org/english-reading/Приложение№1
Before you start
What do you know about William Shakespeare? Choose between a) b) c)
William Shakespeare lived a) in the 15th century b) in the 16th century c) in the 17th century
He wrote a) novels b) stories c) plays
A playwright is a person who writes a) stories b) poems c) plays
Now read the text and check your answers.
A day in the life of William Shakespeare
Nobody knows for sure what William Shakespeare was doing for living in his early twenties, but by 1592 he was earning money as an actor and a playwright in London. What was his life like in those days? We’ve imagined his typical day in Elizabethan London.
Breakfast
Breakfast in Shakespeare’s England was a large meal. A typical breakfast for William included bread, butter, eggs, pancakes, fish, cold meat and beer or wine to drink. Nobody drank tea or coffee in those days (they were brought to England in the 17th century).
Barber’s
After breakfast the playwright walked to the barber’s shop. Hair-dos were as important to men as to women. It was fashionable for men to wear beards.
Work
The Globe Theatre where many of Shakespeare’s plays were performed was south of the river Thames. He had to cross London Bridge the only bridge across the river at that time.
William Shakespeare was an actor and often directed his plays. There was little time for group rehearsals and actors only had the texts of their own parts. That’s why the most important scenes in Shakespeare’s plays were usually between two or three characters only. Women in those days were not allowed to play in public and women’s parts were played by young men.
Show
Plays were shown in the afternoon because the theatres had no artificial light. The light came through the open roof. The audience ate and drank during the performance, moved around and talked to each other. If they didn’t like the play, they threw fruit at the actors.
After the show
After the show William Shakespeare and his friends walked to the tavern to enjoy a good meal, listen to the latest news and have fun. They often sang songs and played cards.
Before going to bed Shakespeare sat down at his desk to work on his next play. If he felt particularly inspired, he could continue writing the whole night…
Match the highlighted words with their definition.
1. hair-do(s) not natural
2. barber’s shop actors do this before the show
3. beard(s) public in the theatre
4. audience hair on men’s faces
5. rehearsal(s) place where men care about their hair
6.artificial hair (long, short, neat)
Now read the text again and answer the questions.
Breakfast was a large meal in Shakespeare’s England, wasn’t it?
Why did Shakespeare spend much time in the barber’s shop?
Where Shakespeare’s were plays performed?
How many actors were there in the scenes?
Who played women’s parts?
Where did William Shakespeare and his friends walk after the show?
What did Shakespeare do at home before going to bed?
Give the beginning to the following sentences. Work in pairs.
---------------included bread, butter, eggs, pancakes, fish, cold meat and beer or wine to drink.
---------------were important to men.
---------------fashionable to wear beards.
---------------and often directed his plays.
--------------- ate and drank during the performance.
----------------they threw fruit at the actors.
----------------to enjoy a good meal and have fun.
----------------to work on his next play.
What’s your typical day? Write it down. Use 5-7 sentences.
Приложение№2
Before you start
How can people communicate with each other?
How can we express our thoughts?
Now read the text and check your guesses.
BODY LANGUAGE
When we communicate with others, we express our thoughts and feelings not only through the words we choose, but also through our tone of voice, facial expression and body language. In fact, many communications experts believe that far more information is communicated non-verbally (without words) than verbally (with words). "Body language" is an important part of non-verbal communication.
Body language includes many different aspects of our every day physical behavior: the way we greet one another; how we stand, how we sit or walk; the way we position our arms and legs or use our hands and eyes are some of the most basic.
To learn another language is more than just learning words and grammar, it involves learning about another culture, too. We learn much of our own culture's body language before we learn to speak, from the time we are children, usually without even being aware of it.  And that body language varies from culture to culture, so it's something to which second language learners should pay attention.
So, how attuned are you to other people's body language?  Try this little experiment.  Turn the volume on the television right down while you watch people interact on the screen. You may find it is more difficult to understand what's happening between people from unfamiliar cultures.
Sometimes, cultural differences in appropriate body language can cause discomfort or misunderstandings too. For example, there are definite cultural differences in how much distance should be kept between two people who are speaking together. If you are used to people keeping their distance, you will feel very uncomfortable, and probably move away repeatedly, if someone keeps trying to stand closer to you at a party!  We call this the "personal comfort zone".
Another common example of misunderstanding is the use of a smile. In some Asian cultures, a smile can show embarrassment or apology. However, smiling back at a teacher who is unhappy with you, or a stranger whose foot you accidentally stepped upon is probably not a good idea in most English speaking cultures! Also, you should not assume that nodding your head means "yes" or that shaking your head means "no" or vice versa.  Yes, you can even get that wrong, with potentially disastrous consequences.
Even speakers of the same language, such as British, American, or Australian people, may not use the same body language and must adapt if they wish to communicate successfully.  British people are said to be more reserved and formal, in general, and this is reflected in their body language.  Americans are considered more open and outgoing, while Australians are seen as casual and relaxed.
It's worth learning, understanding any underlying cultural or regional attitudes can help you learn how to understand and use body language to improve your communicative abilities.
Just as you should not allow a fear of making language mistakes prevent you from speaking, you should not be overly afraid of using inappropriate body language in an unfamiliar culture. Most people will understand that people from different cultures may not always use body language in the same ways. All the same, it's definitely advisable to learn as much as possible about the body language of a new culture, and to use careful observation to avoid making any mistakes.
1-Identify, in the text, four different ways we can communicate.
2- What do the underlined words refer to in the text?
a) it b) who c) whose
d) they e) their
3- Say whether the following sentences are TRUE or FALSE. Quote from the text to justify your choice.
When we learn a new language we should only care about the grammar and vocabulary.
Body language is the same all over the world.
Sometimes it’s difficult to understand the body language from people from a different culture.
Smiling doesn’t mean the same thing in different countries.
When you nod your head, people understand you agree with them.
Speaking the same language doesn’t mean using the same body language.
4- Find the synonyms of the following words in the text.
a changes b) shame c) terrible d) get better e) permit

5- Complete the sentences with the right question tag.
5.1- A smile can show embarrassment, ___?
5.2- Shaking our head means “no”, ___?
5.3- I’m very reserved, ___?
5.4- Let’s learn how to use our body language, ___?
5.5- You didn’t learn how to communicate well, ___?
5.6- People will understand my body language, ___?
5.7- Speak louder, ___?
5.8- He crossed his arms, ___?
6- Complete the sentences with the following words.
humble, selfish, insensitive, coward, outgoing, cheerful
a) Michael is very ___. He always wants things just for himself.
b) You are such a ___! This is just a spider.
c) She was very ___ with his problem.
d) I’m a shy person, not an ___ one.
e) He is so ___. He never mentions how rich he is.
f) Kate is a very ___ person. She is always in a good mood.
7- Work in pairs. Choose the key words from the text, make a plan of it.
8- Retell the text.