Конспект урока по русскому языку на тему Значение слова. Слова, называющие предметы, признаки, действия


Урок русского языка по ФГОС в 1 классе
Составитель: Зиятдинова Наталья Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ№28» г. Набережные Челны, РТ
Тема: «Значение слова. Слова, называющие предметы, признаки, действия»
Тип урока: ОНЗ
Цель: ознакомить с обобщённым лексическим значением слов.
Задачи:
-способствовать овладению умением различать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета
-развивать познавательный интерес к русскому языку;
- воспитывать организованность, аккуратность
Планируемые результаты
Предметные:
- умение различать слова называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
- задавать вопросы к словам.
Метапредметные :- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; презентация; карточки для работы в группах и индивидуальной работы.
Ход урока
I Мотивация– Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок!
Постарайтесь все понять!
Учитесь тайны открывать!
Ответы полные давайте! И на уроке не зевайте!
II Актуализация знаний.- Откройте тетради, запишите число.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положуЯ, друзья, от вас не скрою.Ручку я – вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Чистописание.
- Букву для чистописания вы определите из загадки.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит,
К нам пришла ...(Весна)
- С какого звука начинается слово весна? Дайте характеристику звуку.
-Какой буквой он обозначается?
-  Буквой В.
-  Верно, это буква  В( образец на доске)
. Вва Вво Вву Вве (Показ учителем образца на доске. Что заметили?) -Заглавная В, строчная в чередуются с гласными буквами с начала алфавита.
Работа по повторению буквы и элементов букв.
- Какие изменения происходят весной в природе? ( распускаются листья, прилетают птицы,….)
-Какие птицы прилетают? Назовите их.
-Художник Алексей Саврасов нарисовал картину «Грачи прилетели» (грачи, скворцы) (Слайд 1 Картина)
Я предлагаю записать вам предложение :- Вспомните правила записи предложений (Начало с заглавной буквы, в конце ставится точка,?,! знаки)
Весной прилетают грачи из тёплых стран.(Списывание с печатного текста) .(Слайд 2)
-Мы записали предложение?
- Из чего состоят предложения? (из слов.)
-Что такое слово? (предположения учащихся)
-Слово – это маленькая часть нашей многогранной речи, и чтобы научить вас писать каждое слово правильно,  ученые – филологи разделили все слова на большие группы.
III . Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема)
- В своей речи мы используем разные слова.
- Какие слова вы знаете, например, с буквой "в"?(ворона, воробей, ветер)
- Я предлагаю вам поработать в группах(по 4 человека). Вспомните правила работы в группах.
На парте у вас лежат конверты. В них слова- листочки. (Шар, рычит, лимон, смелый, бегает, весёлый)
На столе у каждой группы – рисунок дерева без листочков. Выполните следующее задание:
-Разделите слова и приклейте их на три веточки дерева. Попробуйте подобрать название каждой группе.
- Итак, ребята, мы разделили часто встречающиеся слова в речи
на три группы, давайте подумаем, по каким признакам.
- Какие варианты получились?
- С какой трудностью столкнулись?
- Почему так распределили?
- Что обозначают слова каждой группы?
-Подумайте. Что могут называть слова?
-Попробуйте задать вопрос к словам шар и лимон. (Кто? Что?)-Как одним словом назвать эти слова?(предметы)
-Назовите тему урока. Задачи. (Сегодня мы узнаем, что могут называть слова и будем учиться их различать)
IV Реализация построенного проекта.(Презентация) Слайд 3.
(Запись слов в 3 столбика.)
-Работа по учебнику с.21 упр.6 (устно)
V Физкультминутка.
Грачи
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)Чёрные сидят грачи (присели)Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)Полетели, прилетели (летают)И опять все в гнёзда сели. (присели)
VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Сейчас я буду назвать слова, а вы запишите их в 3 столбика (предмет, признак предмета, действие предмета)
Дождик, душистая, скворец, поёт, яркое, светит, лесная, солнце.
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа на карточках.
Воробышек, душистая, черёмуха, созрела, бегут, чирикает, звонкие, маленький, ручьи.
Раздели слова на группы. Запиши.
Слова - названия предметов: воробышек, черёмуха, ручьи.
Слова - названия действий предметов: чирикает, созрела, бегут.
Слова – названия признаков предметов: маленький, душистая, звонкие.
(Презентация) Слайд 4
VIII Включение в систему знаний и повторение.
- На какие группы делятся слова? Для чего они нужны?
Загадка.
Днём спит,
Ночью летает
И прохожих пугает. (Слайд 5)
- Подчеркни (выпиши слова), которые называют действия совы.
--А зачем нужны слова-признаки? Оказывается, они украшают нашу речь, более точно описывают предметы. Я предлагаю вам в этом убедиться.К слову-предмету можно подобрать много слов-признаков. (Слайд 6)
- Придумайте слова на месте пропусков.
Юля нарисовала цветок. Он получился ________.
Я решил задачу. Она оказалась _______________.
Коле подарили щенка. Щенок был ___________
IX Рефлексия. Итог.- С какими группами слов познакомились на уроке? (Слайд 7)
- На какие вопросы отвечают? Что обозначают?
- Самооценка «Паровозик».( Поставьте свой магнит в соответствующий вагон: в 1-ый - кто всё усвоил, умеет распределять слова по группам; 2-ой – у кого остались ещё вопросы; 3-й – кто ничего не понял)- В русском языке есть ещё несколько групп слов, но о них вы узнаете чуть позже. Сегодня мы познакомились с тремя основными группами.
Урок закончен. Спасибо за урок.
Литература
1.Горецкий В.Г. , Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 класс
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс, - М: Просвещение, 2015
3. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь 1 класс. - М: Просвещение, 2015
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www school-collection.edu/ru
2.Начальная школа. Уроки «Кирилл и Мефодий» http://www nachalka.info/ru3.Школьный портал «Все школы России» http://www proshkolu.ru