Разработка открытого урока по ОБЖ Вредные привычки. Профилактика вредных привычек

Открытый урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки. Профилактика вредных привычек"
Учитель ОБЖ: Ондуун В.В.
Дата:__________________
Класс: 10 класс
Цель: Усвоение школьниками знаний о вреде и влиянии вредных привычек на организм человека, формирование стратегии противостояния вредным привычкам, а также развитие у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Задачи
образовательная – обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).
развивающая – создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством: освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки; развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям;
воспитательная – воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.
Форма урока: комбинированный урок с использованием следующих педагогических и воспитательных технологий:
информационно-коммуникационные технологии;
личностно – ориентированная технология;
игровые технологии;
проблемное обучение;
технология саморазвития;
здоровьесберегающая технология.
Материально-техническое обеспечение:
раздаточный материал;
Карточки обратной связи 3 цветов: зеленого, желтого и красного (по количеству участников);
карточки с разрезанными частями пословиц и поговорок
;
План урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Индивидуальная работа.
Конкурс пословиц (командное соревнование).
Игра «Буриме» (командное соревнование).
Подведение итогов урока.
Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений учащихся о проведённом уроке.












Эпиграф:
“Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра”
Конфуций
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте!
Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить на уроке.
– Что означает слово «привычка»? – ПРИВЫЧКА – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. То есть, привычка – это то, что мы делаем постоянно. Ведь не зря наши далекие предки подметили и выразили в слове о том, что привычка – вторая натура. – Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Например, я привыкла рано ложиться спать, а кто-то наоборот, ложиться поздно; кто-то привык терпеть боль, а кто-то – нет. Можно привыкнуть к определенному месту, одежде, занятиям. Привычки бывают полезными и вредными. Привычки способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Перечислите пожалуйста полезные привычки? Ответы детей: чистить зубы, заниматься спортом, соблюдать режим) – Привычки наносящие вред здоровью, называются вредными. Иногда человек совсем не задумывается над тем, читать лежа это вредная привычка, которая наносит серьезный вред здоровью. Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков. Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы(сердце, легкие, желудок, сосуды, головной мозг). Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется и поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого могут не успеть узнать в жизни. Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них очень трудно отказаться, т.к. они вызывают зависимость (болезнь). Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ними сам, и в результате погибает.
В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек.
Учитель: Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?
Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?
Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?
На эти вопросы попытайтесь ответить самостоятельно:
причины курения;
последствия курения;
меры для предупреждения курения;
причины употребления алкоголя, пива;
последствия употребления алкоголя, пива;
меры для предупреждения употребления алкоголя, пива.
Работаем 5 минут.
Краткие выступления обучающихся и комментарии учителя. Результаты работы оформляются на доске на бумажном носителе (раздаточный материал - бумага).
Примерные ответы обучающихся:
Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя:
- любопытство,
- желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”,
- быть “крутым”; “легкое” общение,
- заниженная самооценка,
- неумение отдыхать без допинга,
- неумение отказать,
- просто так,
- удовольствие,
- развлечение,
- пример друзей и взрослых,
- наличие свободных денег;
- влияние кино, телевидения, рекламы;
-баловство,
-от нечего делать,
- уйти от проблем.
Наиболее характерные последствия табакокурения:
Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.
Раковые заболевания легких, гортани.
Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.
Спазм артерий, облитерирующий эндоартрит, инфаркт, инсульт, мигрень.
Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.
Расстроена работа потовых и сальных желез.
Волосы истончены, секутся и выпадают.
Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция (заячья губа).
Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.
Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.
Понижается острота слуха.
Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.
“Синдром хронической усталости”.
Последствия употребления алкоголя:
Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).
Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.
Сердечно - сосудистые заболевания, инфаркт.
Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.
Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление).
“Синдром хронической усталости”.
Снижение иммунитета.
Раннее старение (особенно девушек).
Ухудшение работы желез внутренней секреции.
Меры для предупреждения:
Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.
Запретить рекламу сигарет.
Запрет со стороны родителей.
Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.
Получать достоверную информацию о вреде.
Принятие самостоятельного решения: да или нет!

Учитель: А сейчас разделимся на две команды (можно по рядам). Нам нужно выбрать жюри, которое будет оценивать работу команд. Предлагаю это сделать гостям урока. Даю 1 минуту на обдумывание названия команд. Приступаем к работе.
Итак, первый конкурс пословиц.
В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная мудрость. Группам предлагается составить по 3 пословиц; начало каждой из них написано на одном листе, конец – на другом. За каждый правильный ответ – 1 балл. Работаем 5 минут.
Пословицы:
Без ума пьет - без угла живет.
В стакане тонут больше, чем в море
Курить здоровью вредить
Обжорство приводит к расстройству желудка, болтливость приводит к бедам
Табак уму не товарищ
Веселая голова живет спустя рукава.

Проверка правильности ответов, фиксация количества баллов.
Учитель: А сейчас поиграем в игру, которая называется “буриме”. Я предлагаю вам готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение. Время работы 5 минут.
Если хочешь долго жить, Умей не пить и не курить! Здоровый образ жизни моден, От куренья стань свободен.

Алкоголь нам всем опасен, Без него наш мир прекрасен. Давайте люди всех планет Вредным привычкам скажем: "Нет!"
Группы зачитывают получившиеся стихотворения. Жюри оценивает в баллах.
Учитель: Мы заканчиваем свое соревнование, дадим возможность жюри подвести итоги. А мы пока с вами подведем итоги нашего урока.
Мы с вами выяснили, что лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!”
Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.
Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить...
Я прошу вас оценить проведённый урок поднятием карточки того цвета, который соответствует вашему настроению. Зеленый цвет – я принял решение вести здоровый образ жизни; желтый – я задумался о выборе здорового образа жизни; красный – я не собираюсь отказываться от соблазнов.
Цель урока – содействие формированию ЗОЖ – достигнута. Замечательно!
Обратимся к эпиграфу нашего урока: “Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра” – сказал Конфуций.
Вредные привычки, это порождение варварства, мёртвой хваткой держат человечество со времён седой старины и собирают с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет мира.
Я думаю, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам избежать этой участи.
Выставление оценок по группам, выявление наиболее активных учащихся в группах. Сообщение домашнего задания.
Благодарность за урок.



15