Исследовательская работа Ребенок — инвалид полноценный член общества 9 класс


СОДЕРЖАНИЕ:
Введение............................................................................................................... 2-3
Характеристика понятий «инвалид», «инвалидность» и «реабилитация».................................................................................... 4-8
Ребенок - инвалид в обществе.............................................................. 8
Дети с ограниченными возможностями, но огромными способностями!.................................................................................. 9-10
Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в РФ… 10-12
Мониторинг результатов общественного мнения «Отношение общества к детям-инвалидам в РФ» в период с 2014 по 2015 гг.12-17
Заключение............................................................ ........ .............................. 17-18
Литература....................................................................................................... 18-19
Приложения....... ......................................................................................... 20-25
Введение.
«Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности».
Ромен Ролан
Актуальность темы: Все говорят, что детство – это счастливая пора, потому что не надо принимать никаких решений, не надо решать сложные проблемы или взваливать на себя груз ответственности, а надо смело смотреть в будущее, радоваться жизни и мечтать. А я вдруг выбираю тему исследовательской работы – «Ребенок-инвалид - полноценный член общества».
Наверное, это потому, что в любой семье, в любой точке мира может родиться ребенок-инвалид. А может быть ещё и потому, что с каждым годом число родившихся детей-инвалидов растет, а проблемы остаются те же? А ответ мой очень простой, я сама ребенок-инвалид, поэтому мне и моей семье, как многим другим семьям, которых в России около 561 тысячи человек, а в мире, по данным ООН, - более 200 млн. человек, постоянно приходится доказывать, что мы такие же дети, как наши сверстники, не имеющие такого статуса.
Экологический кризис, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а вплоть до 1990-х годов работа с ними осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества; вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то «за границами» жизни здорового человека. Сейчас «оживились» и наука, и практика, и общественное сознание в отношении детей-инвалидов. Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» имеют другое значение: они приобрели не только медицинский, но и социальный смысл.
Цель работы: изучение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране и выявление отношения родителей и учащихся школы к детям-инвалидам.
Задачи:
Проанализировать литературу по данной теме.
Изучить статистику детей-инвалидов в Хабаровском крае, р-не им. Лазо, в п. Сидима.
Провести анкетирование у обучающихся нашей школы и родителей с целью выявить их отношение к детям-инвалидам.
Выявить подтверждения активного участия детей-инвалидов в жизни общества.
Провести в рамках общешкольного мероприятия конференцию с целью довести результаты анкетирования до обучающихся, рассказать о целесообразности оказания помощи детям-инвалидам.Практическая значимость работы заключается в возможности доведения до обучающихся более подробной информации о детях-инвалидах и оказания им посильной помощи.Гипотеза: при правильной реабилитации ребенок с ОВЗ способен достигнуть успехов в развитии и быть включен в нормальную жизнь.
Методы исследования: анализ литературных источников, интервью, анкетирование, наблюдение, анализ полученных данных.
Объект исследования: социальная ситуация детей-инвалидов. Предмет исследования: проблемы детей-инвалидов в современном обществе.
Характеристика понятий «инвалид», «инвалидность» и «реабилитация».
Сейчас многие специалисты работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия «инвалид», «инвалидность». Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН,1975) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и /или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей. В СССР понятие «инвалид» отражало потерю трудоспособности. Это отражено в присвоении групп инвалидности при обязательном медицинском освидетельствовании и традиционно сохраняется в наше время.
Но, очевидно, что несовершеннолетний ребенок трудоспособность потерять не может – он ее просто еще не имеет. Детьми - инвалидами сейчас принято называть, имеющих «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем». А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре».
Однако, нужно заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. В отношении детей теперь нормой считается говорить не «слепой», а «ребенок с ослабленным зрением», не «умственно отсталый», а «ребенок с неспособностями». Термины «идиотия», «имбецильность», «дебильность», по мнению ВОЗ, должны остаться сугубо медицинскими и не должны иметь отношения к общению с инвалидами.
Все это отражает особенную категорию проблем инвалидов: реабилитацию, социальную интеграцию, социальную адаптацию и т.д. Эти проблемы любой инвалид, так или иначе, обдумывает. Никому из этой категории людей не удастся не решать эти проблемы в той или иной форме. Детям это особенно сложно. И им необходима помощь не только со стороны родителей, но и со стороны всего общества в целом.
По словарю В.И. Даля инвалидом называют «заслуженного воина, утратившего трудоспособность вследствие увечья или ранения»; по словарям Ефремовой, Ожегова, Ушакова инвалид — это «человек, утративший трудоспособность вследствие увечья, болезни, старости или войны». Причем только у Ожегова упоминаются инвалиды с детства.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других правы и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. В статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяется понятие «инвалида», как лица «имеющего нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» содержит статьи, регулирующие воспитание, обучение и образованиеинвалидов.
Таким образом, даже изучая толкование этого понятия в толковых словарях различных авторов, мы видим, как сознание людей оборачивается в сторону инвалидов, и детей-инвалидов, в частности. В современном российском законодательстве понятие «инвалидность» уже означает социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. При определении инвалидности у ребенка выделяют четыре степени нарушения здоровья: 1 степень — легкое или умеренное нарушение функций организма; 2 степень - выраженные нарушения функций организма, которые несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка; 3 степень - стойкие, выраженной тяжести функциональные нарушения, обусловленные заболеванием, травмой или врожденным дефектом, приводящие к значительному ограничению жизнедеятельности человека, при сохраненной способности к самообслуживанию, и не вызывающие потребности в постоянном постороннем присмотре, уходе или помощи; 4 степень - резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий.
Каждой степени соответствуют заболевания, которые выделяют в 7 основных групп (нервно-психические; заболевания внутренних органов; поражение глаз и снижение остроты зрения; онкологические; заболевания слуха; хирургические; анатомические дефекты и деформации; эндокринные).
Естественно, что гуманизация отношения к детям-инвалидам, включает в себя необходимость оказания им помощи и поддержки, а также их интеграции в общественную жизнь, что подразумевается под другим понятием «реабилитация»-комплекс медицинских, педагогических, психологических, юридических и иных мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых или врожденных заболеваний, а также в результате травм. Основные виды реабилитации:
- медицинская (диагностика, лечение);
- физическая (ЛФК, механо- и трудотерапия);
- психологическая(ускорениепроцесса адаптации ребенка к новому состоянию); - профессиональная (рабочие навыки и работоспособность);
- экономическая (затраты на восстановление и экономический эффект при разных видах реабилитации);
- социальная (обучение, соцобеспечение и т.д.).
Принципы реабилитации:
- начало реабилитации с момента возникновения болезни или травмы; - комплексное восстановление функционирования органов и систем; - внедрение достижений науки и техники в процесс реабилитации; - доступность реабилитации.
Основные подходы реабилитации:
интеграция всех методов;
гармонизация и сочетаемость средств;
индивидуальный подход к ребенку.
Таким образом, в РФ формируется система реабилитации, направленная на улучшение физического, духовного и социального благополучия ребенка-инвалида.
Ребенок - инвалид в обществе.
Когда ребенок – инвалид вырастает, он переходит в общество не только где такие же люди, как и он, но и другие обыкновенные дети. И тогда начинается неравенство. Следует отметить, что часто дети – инвалиды ощущают к себе пренебрежение со стороны здоровых людей. Дети в большинстве относятся к детям - инвалидам, так же как и к обыкновенным людям. Но родители иногда боятся за своих здоровых детей и предостерегаются общению с больным ребенком.
По результатам проведенного мною анкетирования (Приложение 1) – более 60% учащихся нашей школы относятся к ребенку-инвалиду как к полноценному члену общества, ничем не отличающимся от других детей, разве что небольшой физической неполноценностью. Я рада, что есть такие ребята. Еще я горжусь родителями, которые воспитывают ребенка-инвалида. Они не отказались от него, не стесняются его.
Но нельзя сказать, что все дети положительно это расценивают. Некоторые ребята не хотят учиться с ребенком-инвалидом в одном классе, школе, некоторые их считают особыми и стараются избегать общения, кто-то постоянно жалеет. (Приложение 1)
Средство массовой информации лишь недавно и пока недостаточно стали уделять внимание проблеме детей-инвалидов. Широкое общество еще не готово к принятию таких детей. Часто здоровые дети гораздо легче принимают в общение детей-инвалидов, чем их взрослые родители. У взрослых существуют предвзятые отторжения (по данным соцопроса 80 % родителей не хотят, чтобы их ребенок учился с ребенком-инвалидом). (Приложение 2)
Дети с ограниченными возможностями, но огромными способностями!
Многие люди и сегодня не интересуются и не знают о непростой жизни инвалидов. А ведь дети с ограниченными возможностями зачастую очень талантливы, у них невероятная тяга к жизни, учению, стремление чувствовать себя полноценными членами общества наперекор судьбе.
НИНА МАЛЕР – психолог из Швейцарии. Мужество и энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно, потрясла всех. Она в Швейцарии создала Фонд помощи инвалидам России. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту.
МЭРИ ВЕРДИ – девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один из судей даже открыл рот от удивления. Мэри создала группу «Танцующие колеса».
- Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через танец мы показываем, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно достигнуть всего.
НАТАЛЬЯ ЯНУТО. Можно позавидовать её стойкости и воле. Она родилась и живёт в посёлке Белозёрском Московской области. После несчастного случая девочка, прикованная к постели, сжала кулаки и стала биться за своё право быть счастливой. Сначала увлеклась бисероплетением, а спустя несколько лет на Чемпионате Европы дважды поднялась на самую высокую ступеньку пьедестала по армспорту. Она плакала от бессилия, болей, равнодушия окружающих. Но жизненные трудности лишь закалили её характер. Она завоёвывала золотые, серебряные, бронзовые медали в упорной борьбе. И перед чемпионатом Европы она твёрдо решила: не уступлю, днём и ночью она качала бицепсы, доставая гирю из под своей подушки. Наташа соревновалась с титулованными спортсменами, но сумела всем доказать, что если есть желание и упорство, то можно добиться всего. Она победила. Две золотые медали, два хрустальных кубка, два диплома и звание Чемпионки Европы по армспорту. А ещё она мечтает попробовать свои силы в марафоне. Она верит, что ей покорится любая дистанция, ведь, её возможности неограниченны.
Хочу рассказать о выпускнице 9 класса нашей школы – инвалиде с детства. В 6 лет она перенесла несколько операций на глаза, была на лечении в медицинском учреждении «Микрохирургия глаза». С 7 лет пользуется слуховыми аппаратами. Однако это ей не помешало хорошо учиться, неоднократно становится призером и участником олимпиад по русскому языку и химии, участвовать в конкурсах разных уровней, хорошо владеть компьютером. Сейчас она успешно учится на 3 курсе дальневосточного государственного межрегионального индустриально-экономического колледжа по специальности техник-эколог, принимает активное участие в общественной жизни колледжа, является журналистом студенческой газеты «Стимул». Это самостоятельный, уверенный в себе, общительный, жизнерадостный человек, активная, творческая личность.
Я сама успешно учусь, занимаюсь в спортивных секциях волейболом, футболом, кружке «Искусство, творчество, фантазия», неплохо пою и свою дальнейшую жизнь хочу связать с музыкой. Может быть я стану учителем музыки, чтобы, таким образом, как мои учителя, помогать таким детям как я, быть ближе к своим сверстникам. А может быть я стану музыкальным руководителем, например, в центре творчества для детей.
Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в РФ.
Так как вначале XXI в. сознание людей все более и более обращается к детям-инвалидам, наше государство и общество всячески стремится оказать им помощь и поддержку, устранить барьеры, мешающие им стать частью общества. Прежде всего, Правительство РФ создает различные программы, направленные на социальную интеграцию и отсутствие барьеров в жизни детей-инвалидов. Поворотным моментом в данной области стал Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (1996г.(2003г.)), главной особенностью которого является обозначение понятия «инвалидность», а также предоставление инвалидам гражданских прав и свобод, возможности их безбарьерного существования.
В 1996-1997гг. была разработана президентская программа «Дети России», целью которой было «формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни». В этой программе были предложены меры по выявлению заболеваний детей-инвалидов на ранних стадиях с использованием современных и качественных технологий, использование научно-технических и опытно-конструкторских работ для создания технических изделий для детей-инвалидов, создание домов-интернатов и реабилитационных центров для оказания помощи этим детям, а также повышение квалификации педагогов и иных работников таких учреждений.
Конечно, многое в отношении детей-инвалидов после советской власти изменилось в лучшую сторону: увеличилось число реабилитационных центров для детей-инвалидов в субъектах РФ (в Москве — ФБГУ РЦЦ «Детство»; в г. Хабаровске - Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения; в г. Комсомольск-на-Амуре Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнышко» и т.д.).
Дети – инвалиды получили возможность дистанционного обучения. По всему Хабаровскому краю дистанционное обучение реализуется через проект Телешкола, в котором принимает участие и ученики и учителя нашей школы. Достоинствами Телешколы являются наличие самого современного оборудования, индивидуальный подход к ребенку-инвалиду, общение со сверстниками и учителями, возможность получить необходимые знания и разрешить вопросы трудоустройства, участие в мероприятиях дистанционной школы.
Дети также получили возможность для развития своих творческих способностей (посещение кружков и спортивных секций, участие в различных мероприятиях: круглый стол «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди», урок доброты «Город - удобный для всех», диспут «Толерантность и интолерантность», др. внеклассные мероприятия).
Что же касается инклюзивного образования (процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями), то здесь имеются проблемы, о которых хорошо иллюстрирует следующая цифра. По данным соцопроса 80 % родителей, не хотят, чтобы их ребенок учился с ребенком-инвалидом. (Приложение 2)
Сейчас реализуется новая президентская программа «Доступная среда» (2011-2015 - 2020гг.); цель этой программы — «обеспечение равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению: к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам: открытым или предоставляемым для населения». Согласно программе планируется увеличить число школ, где дети-инвалиды могут учиться вместе с другими детьми, устранить социальную разобщенность путем проведения социологических исследований, выявляющих отношение населения к проблемам детской инвалидности; распространения идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов, создание учебной, справочной и иной литературы, посвященной данной проблеме; предполагается продолжить и расширить возможность проведения мероприятий (фестивалей, спартакиад и т.д.) для детей-инвалидов.
Таким образом, государство всячески стремится решить вопросы детской инвалидности.
V.Мониторинг результатов общественного мнения «Отношение общества к детям-инвалидам в РФ» в период с 2014 по 2015 гг.Так, исследование, проведенное в 2014 году, показало следующие результаты: "Имеющие хронические заболевания, физические дефекты" - так определяли понятие "дети-инвалиды" 83,2% опрошенных в 2014 г. и 83,7% - в 2015 г. Однако, примерно у 10% опрошенных сложился еще один "ассоциативный" образ "дети с умственными отклонениями". 3% определяют детей-инвалидов как "не способных себя обслужить".
Судя по такому "многоаспектному" определению, примерно у 15% респондентов образ детей-инвалидов сочетает в себе одновременно два аспекта: как физические, и как психические недостатки.
Считали, что инвалидов в стране много, 55,5% опрошенных в 2014 г. и 50,5% в 2015 г. В отношении инвалидов у респондентов доминируют два чувства: сострадание (46,6% и 51,3%) и жалость(51,6% и 46,8%). Мнение о том, где должны жить инвалиды в 2014 г. 76,4%, а в 2015 г. - 75,8% опрошенных считали, что дети-инвалиды должны жить с родителями либо в других семьях; 23% в 2014г. и 20,5% в 2015г. - в специальных учреждениях, либо в лечебных интернатах.
В 2015 г. исследование (в основе лежал опросник Ф.Э.Шереги) показало следующие результаты: анализ содержательной характеристики определений респондентами понятия «дети-инвалиды» показывает, что общим в них является указание на наличие недостатков в психофизическом развитии детей, трудностей в самообслуживании и зависимость от помощи взрослых. Большая часть опрошенных (71 %) относит к категории детей-инвалидов лиц с физическими нарушениями. 40 % респондентов обладают опытом личного знакомства с детьми-инвалидами, которые имеют интеллектуальные и физические недостатки. По отношению к лицам с ОВЗ респонденты испытывают разные чувства, преобладающими среди которых являются сострадание (77 %) и жалость (39 %). В качестве основных причин высокой инвалидности среди детей респонденты рассматривают такие, как неблагополучная экологическая обстановка, различные формы зависимого поведения будущих родителей, низкий уровень здравоохранения.
Дети-инвалиды могут проживать, по мнению опрошенных, в семье и специальных учреждениях. Большая часть респондентов (74 %) считают, что дети данной категории должны проживать в семье, обосновывая свой ответ необходимостью родительской заботы, моральной и физической поддержки ребенка. Основная масса опрошенных отмечает, что в интернатных учреждениях о детях-инвалидах заботятся плохо (45 %) или недостаточно хорошо (20%), обосновывая такое мнение недостатком внимания и квалифицированных специалистов для работы с детьми с психофизическими недостатками. Детям, проживающим в специальных учреждениях, не хватает родительской любви, внимания и заботы. 45 % опрошенных считают, что в РФ есть возможности для трудоустройства лиц с ОВЗ. При этом респонденты отмечают наличие трудностей при трудоустройстве инвалидов, которые связаны с нежеланием работодателей принимать на работу лиц с ОВЗ, негативными социальными стереотипами в отношении данной категории людей, необорудованностью рабочих мест и другими причинами. Действия государства по улучшению положения детей-инвалидов смогли обозначить только 25 % респондентов: пенсионное обеспечение, льготы, открытие реабилитационных учреждений и школ-интернатов и другие.
Исследование проведенное в октябре-сентябре 2015 г. Всероссийским центром общественного мнения, показало следующие результаты:
- существование изоляции инвалидов (как детей, так и взрослых) в современном российском обществе является следствием не только слабого развития инфраструктуры для этой категории населения (во многих общественных местах не предусмотрены пандусы, отсутствует в должном объеме специализированный транспорт и т.п.), наличием специализированных, закрытых учебных заведений и пр., но и отношением окружающих к людям с ограниченными возможностями.Согласно опросу населения 62% людей в своем окружении не имеют людей с видимой инвалидностью, лишь 37% имеют. Важным следствием изолированности является тот факт, что отношение населения к детям с ограниченными возможностями формируется, в первую очередь, на основе стереотипов, мифов, закрепившихся в массовом сознании, а не на основе личного опыта взаимодействия с ними.
По результатам качественного этапа исследования были определены стереотипы, которые, по мнению экспертов и родителей детей с ограниченными возможностями, широко распространены в обществе по отношению к детям-инвалидам. А именно:
• «Дети, имеющие врожденную инвалидность, рождаются в неблагополучных семьях»(26%);
• «Дети-инвалиды не могут быть полноправными членами общества, так как ничего не понимают, не могут полноценно общаться с окружающими»(19%);
• «Дети-инвалиды – бесперспективные, бесполезные для общества люди, на которых не следует тратить время и средства»(16%);
• «Дети-инвалиды опасны, могут быть заразны и должны быть изолированы от общества»(8%).
Результаты опроса населения подтвердили, что основными чувствами, которые россияне испытывают по отношению к инвалидам, являются жалость, сочувствие и сострадание (87%). В обществе распространено или, во всяком случае, декларируется уважение к инвалидам, отношение к ним как к людям, преодолевающим свои физические недостатки (66%). Среди негативных эмоций по отношению к инвалидам ключевую роль играют страх за себя, что такое может произойти в их семье (44%) и неловкость (47%).
Отрицательное отношение общества к детям-инвалидам проявляется в следующем:
1. Распространенное в медицинской практике предложение врачей отказаться родителям от детей, имеющих врожденную инвалидность (в частности – синдром Дауна), объясняя это тем, что «этот ребенок испортит им жизнь, что они смогут родить другого, здорового ребенка» (20%).
2.Существование у родителей детей-инвалидов проблем с трудоустройством, поскольку работодатели не заинтересованы в приеме на работу людей, имеющих такого ребенка, потому что не готовы предоставлять им предусмотренные Трудовым кодексом условия работы(58%).
3. Возникающие конфликты в школе (при инклюзивном обучении) между родителями детей-инвалидов и родителями обычных детей. Когда первым приходится сталкиваться с непониманием, а в некоторых случаях и с враждебным отношением родителей обычных детей, полагающих, что дети-инвалиды должны обучаться отдельно, так как могут навредить их детям (вызывать отторжение своим внешним видом и т.п.) (28%).
4. Дети с ограниченными возможностями в качестве примеров негативного, недоброжелательного к ним отношения называют в первую очередь нападки на них со стороны «здоровых» детей (42%).
Результаты опроса населения показали в целом отрицательное отношение российского общества к инклюзивному образованию – прямому взаимодействию «обычных» детей и детей с видимыми серьезными проблемами со здоровьем. При этом наиболее лояльное отношение общества выявлено к совместному обучению детей с ДЦП, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Однако и эта группа составляет всего лишь пятую часть опрошенных (22%). Среди мотивов отказа детям-инвалидам в совместном обучении в обычной школе преобладают факторы неготовности школ и школьной среды для этого (будут обижать – 57%; школы материально не приспособлены – 42%). Оба препятствия относятся к числу устранимых – путем перестройки школ и воспитания обычных детей.
Если рассматривать составные части дружественности общества, то стоит отметить, что россияне в это понятие вкладывают в первую очередь сочувственное отношение населения к инвалидам (52%), за которым следует безразличие (22%).
Доля россиян, потенциально готовых чем-либо помочь детям с ограниченными возможностями, составляет около 42%. При этом большая часть готовы непосредственно общаться с детьми: лично общаться (16%), дистанционно, по Интернету (8%), посидеть с ребенком (6%). В большей степени нацелены на оказание помощи детям с ограниченными возможностями молодежь (18–24 года), люди с высшим образованием и высоким материальным положением. Треть населения (31%) прямо признались в нежелании общаться с детьми-инвалидами.
Таким образом, исследования показали, что в нашей стране условия для социализации детей с ограниченными возможностями, для их успешной интеграции в общество находятся в стадии развития. Дети-инвалиды вынуждены преодолевать большое количество объективных сложностей, связанных, например, с получением профессионального образования, а также постоянно сталкиваются с проблемами, вызванными распространением в обществе стереотипов и предрассудков.
Заключение.
В ходе работы мы систематизировали изученный материал, выяснили:
проблемы детей-инвалидов;
проблема детской инвалидности актуальна и носит острый характер в нашей стране;
долгое время законы государства по данному вопросу не работали, именно поэтому решение этой проблемы является приоритетной задачей нашего государства;
по отношению к детям-инвалидам, как в сознании людей, так и в политике нашего государства и органов местной власти наметился прогресс.
Мы также предлагаем рекомендации по решению проблем детей-инвалидов:
1.Сойдать интернет - сайт для детей инвалидов, красочно оформленный с виртуальными путешествиями, музыкальным разделом, фильмотекой, различными видами виртуальных развлечений, думаю, что это будет стимулировать обучение, повысит успеваемость.
2. 3 декабря во Всемирный день инвалидов проводить классные часы посвященные детям – инвалидам, что позволит преодолеть социальную разобщенность.
3. Приобщать детей – инвалидов «забытых» деревень и поселков к проводимым мероприятиям на уровнях края, района, что даст возможность чувствовать себя кому- то нужным.
Таким образом, ребенок с ОВЗ - полноправный член общества, который при правильной реабилитации способен достигнуть успехов в развитии и быть включен в нормальную жизнь.
Литература:
Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997, №1, С. 6
БайкалИНФОРМ.//www.baikalinform.ru.
Индолев Л.Н. Доступность жилья, социальной инфраструктуры и среды обитания инвалидов в России.
Лисовский В.А. Евсеев С.П. Комплексная профилактика заболеваний больных и инвалидов// Изд. «Советский спорт» - 2004
Марц Э. Инклюзивное трудоустройство: адаптация рабочих мест и барьеры на пути к трудоустройству российских инвалидов//РООИ «Перспектива». 2008.
Паспорт Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015гг.
Президентская программа «Дети России» на 1996-1997гг.
Реабилитационный центр «Сосновая горка»//www.sosnovayagorka.ru.
Руководство по врачебно-трудовой экспертизе в 2-х томах. Том 1//Под ред. Ю.Д. Арабатской. М., 1981 с.282.
Станевский А.Д. Гончарова Р.Д. и др. Методические рекомендации посвящаются наиболее актуальным вопросам организации учебного процесса интегрированного профессионального образования инвалидов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Статья «Зубы дареного коня»// www.disilife.ru.
ФЗ РФ № 181 от 24.11.95 «О социальной защите инвалидов в РФ».
Шац И.К. Психологическое сопровождение тяжелобольного ребенка.//Изд. «Речь»-2011г.

Приложение 1.
Анкета для обучающихся
«Твое отношение, если бы в твоём классе учился ребёнок-инвалид?
Принимали участие ученики 5-11 классов – 50 чел.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
1)Как бы ты отнёсся, если бы в твоём классе учился ребёнок-инвалид?
20574011049000
-30152111304500
11395-28415500
578367-202300
676358890000
-268516-63148500
-3028955461000
54229020510500
Соцопрос родителей
-98396-39756900
Приложение 2.
Анкета для родителей
«Ваше отношение к тому, чтобы Ваши дети обучались с детьми-инвалидами»
Принимали участие родители обучающихся 5-11 классов – 25 чел.
РЕЗУЛЬТАТЫ
оц-140970-56388000769929-57123400
Выводы и рекомендации
Таким образом, анализ результатов анкетного опроса по проблемам инвалидности позволил нам сформулировать следующие выводы:
большая часть опрошенных учащихся не испытывает к инвалидам неприязни и агрессии, наоборот, во многих случаях наблюдается желание помочь в той или иной ситуации.
по отношению к инвалидам опрошенные испытывают разные чувства, преобладающими среди которых являются сострадание и жалость.
обучающиеся имеют в целом неплохое представление о численности инвалидов, их проблемах, возможностях, которые им предоставляет государство.  
у взрослых существуют предвзятые отторжения (80 % родителей не хотят, чтобы их ребенок учился с ребенком-инвалидом).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Исследовательская работа
Ребенок-инвалид – полноценный член общества
Выполнила: Чебанова Лилия, ученица 9 класса
Руководитель: Супрун Валентина Васильевна,
учитель биологии
2016г.