Анализ работы психологической службы за 2015/2016 учебный год

Анализ работы
психологической службы МАОУ “Гимназия № 23”
за 2015/2016 учебный год

Работа психологической службы в 2015/2016 учебном году была направлена на выполнение основной цели - обеспечение полноценного психического и личностного развития обучающихся в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.

Задачи 2015/2016 учебного года были следующими:
Совершенствовать систему мониторинга психологического здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности гимназии.
Разработать систему психологического сопровождения образовательной программы в рамках реализации ФГОС ООО.
Совершенствовать систему работы по развитию универсальных учебных действий обучающихся 1-5 классов в рамках реализации ФГОС НОО и ООО.
Совершенствовать систему работы по профилактике психологического здоровья обучающихся адаптационных и выпускных классов гимназии.
Совершенствовать систему работы с одаренными обучающимися, применяя исследовательские и проектные методы в обучении в свете ФГОС.
Участвовать в работе по решению проблемы обучения обучающихся «группы риска».
Участвовать в работе по профилактике профессионального выгорания педагогических работников.
Повышать квалификацию, реализуя персонифицированную программу повышения квалификации педагога-психолога.

Осуществляя задачу совершенствования системы мониторинга психологического здоровья детей и здоровьесберегающей деятельности гимназии, в течение года было проведено 83 групповых скрининговых обследований (см. приложения №№ 1 - 9). Исследовались следующие сферы психологического развития личности учащихся: социальная, мотивационная, познавательная, личностная, эмоционально-волевая.
Итоговая диагностика учащихся показала следующие результаты.
Социальная сфера:
- уровень благополучия взаимоотношений в классах остается по-прежнему высоким. Количество учащихся из групп «Звезды» и «Предпочитаемые» преобладает над количеством «Пренебрегаемых» и «Изолированных». Количество учащихся из группы «Изолированные» стабильно (2014 г. – 8%, 2015 г. – 7%, 2016 г. – 7% учащихся);
- коэффициент взаимности (взаимодействия и общения) в классных коллективах снизился (2014 г. – 52%, 2015 г. – 53%, 2016 г. – 47%);
- адаптация к новым условиям обучения в 1, 5, 10 классах стала ниже. Учащихся с низким уровнем адаптации 9% (2014 г. – 4%, 2015 г. – 5%, 2016 г. – 9% учащихся).
Мотивационная сфера:
- учебная мотивация учащихся стабильна. Но количество учащихся с высокой мотивацией стало меньше (2014 г. – 27%, 2015 г. – 35%, 2016 г. – 21% учащихся), учащихся с низкой мотивацией стало меньше (2014 г. – 21%, 2015 г. – 20%, 2016 г. – 10% учащихся);
Познавательная сфера:
- психологически не готовых к обучению первоклассников стало больше (2014 г. – 32%, 2015 г. – 19%, 2016 г. – 31% учащихся);
- показатели развития мышления учащихся 2-4 классов стабильны. Количество учащихся с высоким уровнем развития логического мышления стало незначительно меньше (2014 г. – 30%, 2015 г. – 38%, 2016 г. - 34% учащихся). Количество учащихся с низким уровнем развития мышления увеличилось (2014 г. – 17%, 2015 г. – 12%, 2016 г. – 20% учащихся).
Эмоционально-волевая сфера:
- количество тревожных учащихся в адаптационных 1, 5, 10 классах стало меньше (2014 г. – 4%, 2015 г. – 18%, 2016 г. – 11% учащихся), в основном это обучающиеся 5-х и 10 классов;
- психологическая готовность учащихся 9, 11 классов к экзаменам повысилась. Количество учащихся с повышенным уровнем тревожности стабильно (2014 г. – 25%, 2015 г. – 8%, 2016 г. – 9% учащихся).
Личностная сфера:
- удовлетворенность работой гимназии среди учащихся стабильна (2014 г. – 91%, 2015 г. – 87%, 2016 г. -87% учащихся). Учащихся с низким уровнем удовлетворенности в этом учебном году - 13%. Большинство учащихся с низким уровнем удовлетворенности из 7 «Б», 8 -х, 9 «А» классов.
Индивидуальных углубленных обследований учащихся проведено – 15 (см. приложение №8). В основном индивидуальные обследования проводились с учащимися с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной коррекционной работы.
По итогам диагностики учащихся составлялись психологические характеристики и мониторинг психологического развития классов, психологические характеристики детей с ОВЗ. Результаты также использовались на совещаниях при директоре и заместителях директора по УВР и ВР, психолого – медико - педагогической комиссии (ПМПК), для планирования коррекционной работы, консультаций с родителями, учащимися и педагогами и т.д.
Кроме внутришкольной диагностики психологическая служба в 2015/2016 уч. г. участвовала в анонимном психологическом тестировании обучающихся образовательных организаций Челябинской области. Тестирование проводилось с целью профилактики потребления наркотических средств. В гимназии обучающихся анкетировали специалисты реабилитационного отделения ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования». Исследование проводилось в 7-10 классах с письменного согласия родителей и учащихся гимназии. В опросе приняли участие 147 учеников.
Таким образом, в течение 2015/2016 учебного года в гимназии было проведено 110 групповых обследований. Из них с обучающимися - 83, с педагогами – 7, с родителями учащихся – 20. Индивидуальных обследований проведено 15.

Задача разработки системы психологического сопровождения образовательной программы в рамках реализации ФГОС ООО решена частично, т.к. она имеет долгосрочный характер. В 2015/2016 учебном году психологическая служба участвовала в разработке системы комплексного психолого-медико-социального (ПМС) сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования. В системе ПМС сопровождения описаны этапы реализации, план работы на каждую четверть учебного года и диагностический инструментарий педагога-психолога.
Кроме системы комплексного ПМС сопровождения, психологическая служба разработала Программу коррекционной работы с детьми с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). В программе определены цели и задачи коррекционной работы, ее направления. Дана характеристика содержания работы, этапы ее реализации. Указывается состав школьного консилиума, формы взаимодействия специалистов, а также требования к условиям реализации программы в гимназии.

Решая задачу совершенствования системы работы по развитию универсальных учебных действий обучающихся 1-5 классов в рамках реализации ФГОС НОО и ООО, в сентябре 2015 г. на основе программ Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» и «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)» разработаны программы дополнительного образования для 1-5 классов. Направленность программ – общеинтеллектуальное развитие.
В коррекционно-развивающие группы начальной школы были набраны 12 обучающихся 1-х классов, попавших по итогам диагностики готовности к школе в группы «условно не готовых» и «не готовых» и 29 учащихся 2-5 классов с недостаточным развитием словесно-логического мышления. В течение всего года с детьми проводились занятия 1 раз в неделю.
Динамика готовности к обучению в школе учащихся 1-х классов




Класс


Классный руководитель
Уровни готовности к школе
Средний балл
по классу



Готов

Условно
готов
Условно
не готов
Не готов




Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года



Ч
%
Ч
%
Ч
%
Ч
%
Ч
%
Ч
%
Ч
%
Ч
%




Сойко С.Н.
13
45
25
86
6
21
2
7
6
21
0
0
4
13
2
7
15.4
20.0


Ермолаева С.В.
16
55
20
77
5
17
4
15
5
17
0
0
3
11
2
8
16.7
19.7

Общее
29
50
45
82
11
19
6
11
11
19
0
0
7
12
4
7
16.1
19.9


Результаты диагностики готовности к обучению в школе учащихся 1-х классов показали, что к концу учебного года учащихся 1-х классов «Не готовых к обучению» «Условно не готовых» и попавших в «группу риска», стало меньше в 4 раза (начало года -31%, конец года – 7%). Результаты коррекционной работы – положительные.

Динамика развития словесно-логического мышления учащихся 2-4 классов


Класс

Классный руководитель
Уровни развития словесно-логического мышления
Средний балл



Высокий
Средний
Низкий
Начало года
Конец года



Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года





Ч
%
Ч
%
Ч
%
Ч
%
Ч
%
Ч
%




Еременко Е.Ф.
-
-
4
17
-
-
13
54
-
-
7
29
-
58.9


Крылова Л.П.
-
-
1
2
-
-
16
59
-
-
10
37
-
53.4


Гливенко О.Ю.
8
29
13
54
15
54
9
38
5
17
2
8
63.9
71.6


Мишина Т.В.
2
7
10
37
17
63
10
37
8
30
7
26
52.3
61.1


Миронова С.В.
8
36
10
48
9
41
8
38
5
23
3
14
61.7
70.6


Сойко Т.А.
14
48
14
48
14
48
13
45
1
4
2
7
71.8
72.2


Динамика развития словесно-логического мышления учащихся 3-4 классов – положительная, средний балл увеличился (2015 г. – 62,4 балла, 2016 г. – 68,9 балла). Учащихся 3-4 классов с низким уровнем развития стало меньше (2015 г. – 19 человек, 2016 г. – 14 человек). Результаты работы по программе развития универсальных учебных действий - положительные.
По прежнему остаются острой проблемой занятия по развитию универсальных учебных действий с учащимися 5 классов. Занятия проводились нерегулярно, т.к. пятиклассники забывали о времени занятий, болели, постоянно нуждались в контроле и пр.

Совершенствуя систему работы по профилактике психологического здоровья учащихся адаптационных и выпускных классов гимназии, психологическая служба проводила работу по адаптации учащихся 1, 5, 10 классов к новым условиям обучения.
Основными формами работы были: диагностика, индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия и беседы с учащимися, просвещение и консультирование педагогов и родителей, психолого-педагогический консилиум.
С учащимися 1-х классов, попавшими в «группу риска», в течение всего учебного года 1 раз в неделю проводились занятия по развитию универсальных учебных действий по программе Локаловой «120 уроков психологического развития». В структуру занятий включались упражнения на снижение тревожности и повышение адаптационных возможностей организма.
Адаптационные классные часы для 5, 10 классов были проведены в октябре 2015 года, на них обсуждались вопросы здоровьесбережения (режим дня, питание, физическая активность, досуг и т.д.), проводились активизирующие диагностические методики «Ваш режим», «Анкета школьника».
В рамках психолого-педагогического лектория, для родителей учащихся были подготовлены информационные тексты (памятки) по вопросам: «Психологические особенности первоклассников», «Время кризиса. Переход из начальной школы». «Тяжело в ученье10 класс». Также информация по проблемам адаптации и развития размещалась на сайте гимназии и информационном стенде у кабинета психолога.
С классными руководителями адаптационных классов и родителями детей «группы риска» поддерживалась тесная связь, педагоги консультировались по проблемам развития некоторых учащихся, взаимодействия с родителями.
По итогам диагностики были составлены психологические характеристики классов для дальнейшего планирования воспитательной работы, информация была предоставлена на совещаниях - консилиумах заместителя директора по УВР.

Динамика тревожности адаптационных классов в 2015/2016 уч. г.

Класс
Уровни тревожности


Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий


Начало
Конец
Начало
Конец
Начало
Конец
Начало
Конец
Начало
Конец


Чел
%
Чел
%
Чел
%
Чел
%
Чел
%
Чел
%
Чел
%
Чел
%
Чел
%
Чел
%

1
3
5
2
3
-
-
-
-
8
13
4
7
-
-
-
-
49
82
52
90

5
1
2
5
8
5
8
5
8
16
27
17
29
-
-
-
-
37
63
32
55

10
0
0
1
4
6
23
4
15
5
19
5
19
5
19
7
27
10
39
9
35

Итог
4
3
8
6
11
8
9
6
29
20
26
18
5
3
7
5
96
66
93
65


Динамика тревожности в 1 классах - положительная, учащихся с высоким уровнем тревожности стало меньше (начало учебного года – 5% учащихся, конец учебного года – 3% учащихся). Динамика тревожности в 5 классах – отрицательная, учащихся с высоким и выше среднего уровнями тревожности стало больше (начало учебного года – 10% учащихся, конец учебного года – 16% учащихся). Динамика тревожности в 10 классе – положительная, учащихся с высоким и повышенными уровнями тревожности больше не стало (начало учебного года – 23% учащихся, конец учебного года – 19% учащихся).

Динамика тревожности адаптационных классов за 3 года



Учебный год
Уровни тревожности


Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий


Начало
Конец
Начало
Конец
Начало
Конец
Начало
Конец
Начало
Конец


Чел
%
Чел
%
Чел
%
Чел
%
Чел
%
Чел
%
Чел
%
Чел
%
Чел
%
Чел
%

2013/2014
5
3
1
1
2
1
5
3
40
27
23
15
9
6
3
2
91
62
117
79

2014/2015
6
4
9
7
19
14
16
13
44
33
29
23
7
5
6
5
59
44
68
52

2015/2016
4
3
8
6
11
8
9
6
29
20
26
18
5
3
7
5
96
66
93
65


Динамика тревожности 1, 5 ,10 классов стабильная, количество учащихся с высоким и выше среднего уровнями тревожности в течение учебного года не увеличилось (11% - в начале года, 12% - в конце года). Сравнивая динамику тревожности начала учебного года в адаптационных классах за 3 года можно сказать, что общее количество тревожных детей снизилось (2013 г. – 4% учащихся, 2014 г. – 18% учащихся, 2015 г. – 11% учащихся).
Результаты адаптации 1, 5, 10 классов в 2015/2016 уч. г.


Классы
Уровни адаптации
Средний
балл


Высокий
Средний
Низкий



Начало
Конец
Начало
Конец
Начало
Конец
Начало
Конец


Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%



1
25
42
25
43
23
38
20
34
12
20
13
23
25.5
24.7

5
35
54
25
38
28
43
40
61
2
3
1
1
26.2
26.8

10
23
74
22
71
8
26
9
29
0
0
0
0
21.0
20.9

Общее
83
53
72
46
59
38
69
45
14
9
14
9
24.9
24.7


Динамика адаптации к обучению в 1 классах – стабильная. Учащихся с низким уровнем адаптации в 1-х классах в начале учебного года было выявлено 20%, в конце учебного года – 23%.
В 5–х классах низкая адаптация к новым условиям обучения была обнаружена в начале учебного года у 3% обучающихся, в конце учебного года осталось 1% учащихся. Динамика – положительная.
Динамика адаптации к новым условиям обучения в 10-м классе – положительная. В начале учебного года было диагностировано 0% учащихся, в конце учебного года – 0% учащихся.
Динамика адаптации 1, 5, 10 классов за 3 года


Учебный год
Уровни адаптации
Средний
балл


Высокий
Средний
Низкий



Начало
Конец
Начало
Конец
Начало
Конец
Начало
Конец


Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%



2013/2014
65
42
71
47
83
54
78
51
5
4
3
2
16.5
16.8

2014/2015
44
30
48
33
94
65
96
66
7
5
2
1
16.2
17.2

2015/2016
83
53
72
46
59
38
69
45
14
9
14
9
24.9
24.7


Динамика адаптации 1, 5, 10 классов за последние 3 года свидетельствует о положительной работе всех субъектов образовательного процесса (2014 г. – 98%, 2015 г. – 99%, 2016 г. – 91% обучающихся с достаточных уровнем адаптации). Но количество учащихся с низкой адаптацией в 1 классах увеличилось в 2 раза (2013 г. – 4%, 2014 г. – 5%, 2015 г. – 9%).
Для учащихся адаптационного 10 класса проводился традиционный курс «Психология». В программу были включены как теоретические, так и практические занятия. На занятиях учащиеся развивали навыки самопознания и саморазвития с помощью игровых, диагностических и практических методов. На уроках применялись медитативные техники, коммуникативные игры, направленные на помощь в решении различных проблем, в том числе и проблем адаптации к обучению в старших классах гимназии.
Динамика успеваемости по учебному предмету «Психология»
в 10 классе за 3 года


Учебный год

Количество учащихся
Успеваемость учащихся
Средний
балл



Абсолютная
Качественная




Начало курса
Окончание
курса
Начало курса
Окончание
курса
Начало курса
Окончание
курса

2013/2014
15
100%
100%
80%
93%
4.0
4.2

2014/2015
24
100%
100%
68%
83%
3.8
4.0

2015/2016
21
100%
100%
100%
100%
4.1
4.4


Абсолютная успеваемость учащихся 10 класса стабильна – 100%, качественная успеваемость повысилась (2014 г. – 93%, 2015 г. – 83%, 2016 г. – 100%).
Продолжая работу по профилактике психологического здоровья учащихся выпускных классов гимназии, психологическая служба гимназии участвовала в тематическом контроле 9, 11 классов, связанном с готовностью учащихся к прохождению государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ). Основными формами работы были диагностика, просвещение в индивидуальном и групповом режиме и психолого-педагогический консилиум.
Готовность к экзаменам учащихся исследовалась по нескольким параметрам: знакомство с процедурой экзамена, уровень тревожности и владение навыками самоконтроля. Результаты анкетирования следующие:

Знакомство с процедурой экзамена

Класс
Количество учащихся
ФИО классного руководителя
Уровни
Средний балл




Высокий
Средний
Низкий





Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%



24
Башкина О.В.
10
42
14
58
0
0
7.4


19
Насрутдинова А.Ф.
4
21
13
68
2
11
6.6

11
25
Мазунина Г.Н.
17
68
8
32
0
0
8.2

Общее
68

31
46
35
51
2
3
7.4


С низким уровнем знакомства с процедурой экзамена – 3% учащихся. Общий уровень осведомленности выпускников о процедуре экзамена – средний. Лучше всего были осведомлены о процедуре экзамена обучающиеся 11 класса.

Тревожность

Класс
Количество учащихся
ФИО классного руководителя
Уровни
Средний балл




Высокий
Средний
Низкий





Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%



24
Башкина О.В.
0
0
9
38
15
62
4.6


19
Насрутдинова А.Ф.
3
16
15
79
1
5
6.0

11
25
Мазунина Г.Н.
3
12
12
48
10
40
4.9

Общее
68

6
9
36
53
26
38
5.2


91% выпускников имели низкий и средний уровни тревожности, 9% - высокий. В «группу риска» с высоким уровнем тревожности вошли обучающиеся 9Б класса и 11 класса. Общий уровень тревожности всех выпускников – средний.

Владение навыками самоконтроля

Класс
Количество учащихся
ФИО классного руководителя
Уровни
Средний балл




Высокий
Средний
Низкий





Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%



24
Башкина О.В.
10
42
12
50
2
8
7.2


19
Насрутдинова А.Ф.
6
32
11
58
2
10
6.6

11
25
Мазунина Г.Н.
18
72
3
12
4
16
7.6

Общее
68

34
50
26
38
8
12
7.1


88% обучающихся 9 и 11 классов были на высоком и среднем уровнях владения навыками самоконтроля и самоорганизации в процессе ГИА. В «группу риска» с низким уровнем владения навыками вошли 12% обучающихся из всех классов. Общий уровень владения навыками самоконтроля и самоорганизации у всех выпускников – средний.

Готовность к экзаменам


Класс
Количество учащихся
Классный руководитель
Уровни готовности




Высокий
Средний
Низкий




Чел
%
Чел
%
Чел
%


24
Башкина О.В.
7
29
17
71
0
0


19
Насрутдинова А.Ф.
1
5
17
90
1
5

11
25
Мазунина Г.Н.
7
28
16
64
2
8

Общее
68

15
22
50
74
3
4

В «группу риска» с низкой психологической готовностью к экзаменам вошли обучающиеся 9 «Б» и 11 класса.

Мониторинг исследования готовности к ГИА 9, 11 классов за 3 года


Учебный год
Количество учащихся
Уровни готовности к ЕГЭ



Высокий
Средний
Низкий



Чел
%
Чел
%
Чел
%

2013/2014
48
12
25
35
73
1
2

2014/2015
56
13 =SUM(ABOVE) 14815
14
13 =SUM(ABOVE) 144815
86
0
0

2015/2016
68
15
22
50
74
3
4


Сравнивая динамику результатов исследования готовности к ГИА за 3 года, можно сделать вывод о том, что наблюдается тенденция к увеличению доли психологически неготовых обучающихся. Наблюдается повышение процента учащихся «группы риска» (2014 г. – 2%, 2015 г. – 0%, 2016 г. – 4%). Но обучающихся с высоким уровнем готовности к ГИА стало больше (2014 г. – 25%, 2015 г. – 14%, 2016 г. – 22%).
С учащимися с высоким уровнем тревожности были проведены беседы-консультации, даны рекомендации по снижению тревожности и мобилизации сил на экзамене. Также учащиеся 9,11 классов могли прочитать рекомендации по подготовке к экзаменам на информационном стенде.

Совершенствуя систему работы с одаренными обучающимися, применяя исследовательские и проектные методы в обучении в свете ФГОС, психологическая служба в 2015/2016 учебном году участвовала в подготовке 10 учащихся 9-10 классов к олимпиадам, конкурсам и конференциям разных уровней по психологии.
Результаты участия в областной олимпиаде по психологии остаются положительно стабильными, обучающиеся 9 класса Нежинская Елена и Белобородова Кристина стали призерами муниципального этапа олимпиады, Белобородова Кристина была участником областного этапа ООШ.

Динамика участия в областной олимпиаде школьников по психологии за 3 года


Фамилия, имя
Тема олимпиады
Класс
Рейтинг
по городу

Рейтинг по области

2013/2014 учебный год

1
Ужегова Анна
Психологический портрет поколения Next в поликультурном пространстве
9
Призер
Участник

2
Швец Ирина

9
Призер
Участник

3
Туленкова Наталья

10
Победитель
Участник

2014/2015 учебный год

1
Ужегова Анна
Психология формирования нравственности и гражданской позиции
10
Участник
-

2
Швец Ирина

10
Участник
-

3
Туленкова Наталья

11
Призер
Участник

2015/2016 учебный год

1
Белобородова Кристина
Психология юности: идентичность, ценности, смыслы
9
Призер
Участник

2
Дергунова Дарья

9
Участник
-

3
Душина Дарья

9
Участник
-

4
Леонченкова Яна

9
Участник
-

5
Нежинская Елена

9
Призер
-

6
Рохвадзе Ирина

10
Участник
-

7
Черкасова Анастасия

10
Участник
-


В 2015/2016 учебном году учащиеся не принимали участие в Молодежном психологическом чемпионате.


Динамика участия в Молодежном психологическом чемпионате (г. Пермь)
за 3 года


Фамилия, имя
Класс
Рейтинг по городу
Рейтинг по региону
Рейтинг по России

2013/2014 учебный год

1
Артемьева Ирина
11
1
3 (призер)
129 (из 7822)

2014/2015 учебный год

1
Ужегова Анна
10
3
20
453 (из 1541)

2
Швец Ирина
10
4
25
554 (из 1541)


В 2015/2016 учебном году учащиеся 9 классов приняли участие в Российском профильном конкурсе по основам психологии, получили хорошие результаты и были поощрены Центральным комитетом конкурса призами.

Динамика участия в Российском профильном конкурсе
по основам психологии (г. Ижевск) за 3 года


Фамилия, имя
Класс
Место
в школе
Место
в регионе
Место
в России

2013/2014 учебный год

1
Ужегова Анна
9
1
4
250 (из 1199)

2
Швец Ирина
9
2
6
311 (из 1199)

3
Ахметшина Элина
10
1
1 (диплом)
66 (из 792)

4
Туленкова Наталья
10
2
3
260 (из 792)

2014-2015 учебный год

1
Нежинская Елена
8
1
1
1 (диплом) (из 982)

2
Рохвадзе Ирина
9
1
1 (диплом)
37 (из 1131)

3
Черкасова Анастасия
9
3
3
71 (из 1131)

4
Ужегова Анна
10
1
1 (диплом)
40 (из 935)

5
Швец Ирина
10
3
3
191 (из 935)

2015/2016 учебный год

1
Белобородова Кристина
9
2
6
363 (из 1232)

2
Дергунова Дарья
9
3
9
685 (из 1232)

3
Нежинская Елена
9
1
2 (диплом)
115 (из 1232)


Обучающаяся 9 «Б» класса Нежинская Елена по итогам конкурса получила диплом регионального призера и приз.
В этом учебном году 4 учащихся 9 классов впервые участвовали в Многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда» по психологии.

Результаты участия в Многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда»
по психологии (г. Челябинск)


Фамилия, имя
учащегося
Класс
Результат

2015-2016 уч. год

1
Нежинская Елена
9
Призер 3 степени

2
Леонченкова Яна
9
Участник

3
Белобородова Кристина
9
Участник

4
Душина Дарья
9
Участник


Обучающаяся 9 «Б» класса Нежинская Елена по итогам олимпиады получила диплом 3 степени. Результаты – положительные.

В 2015/2016 учебном году проводилась исследовательская и проектная деятельность с учащимися 10 классов. Обучающиеся 10 класса Лядская Антонина, Михалева Диана, Щербакова Анна, Черкасова Анастасия и Рохвадзе Ирина выступили с учебно-исследовательскими работами на школьной конференции «Интеллектуалы XXI века».
Динамика исследовательской деятельности с учащимися за 3 года


Фамилия,
имя
Класс
Название работы
Представление результатов работы
Результат участия

2013/2014 учебный год

1
Нежинская Елена
7
Исследование причин конфликтного поведения в 7 классе
-
-

2
Туленкова Наталья
10
Фестиваль субкультур в гимназии
Предварительная защита
Участник

3
Артемьева Ирина

11
Особенности учебной мотивации учащихся 10 класса
Школьная НПК
( апрель 2014 г.)
Участник

2014/2015 учебный год

1
Нежинская Елена

8
Особенности конфликтного поведения подростков (на примере 7 класса МАОУ «Гимназия №23»)
Городская НИК 5-8 кл. «Первые шаги в науку»
(декабрь 2014 г.)
1 место





НПК школьных исследовательских работ ФГБОУ ВПО «УГАВМ»
(февраль 2015 г.)
3 место

2
Малявкин Артем

10
Создание электронного пособия к уроку психологии «Ложь в общении»
Школьная НПК (апрель 2015 г.)
Участник

3
Шишкина Алена

10
Психологические особенности воздействия рекламы
Школьная НПК (апрель 2015 г.)
Участник

4
Степина Мария,
Туленкова Наталья
11
Психологическая подготовка к экзаменам обучающихся 9, 11 классов
Школьная НПК
(май 2015 г.)
Участник

5
Денисова Анастасия
11
Исследование суицидальных наклонностей у учащихся 7-11 классов
-
-

2015/2016 учебный год

1
Михалева Диана
Щербакова Анна
10
Особенности самооценки девушек 9-10 классов
Школьная НПК (апрель 2016 г.)
Участники

2
Рохвадзе Ирина
Черкасова Анастасия
10
Ролевые предпочтения в браке в юношеском возрасте
Школьная НПК (апрель 2016 г.)
Предварительная защита
Участники

3
Лядская Антонина
10
Особенности профессионального выгорания у представителей педагогических профессий
Школьная НПК (апрель 2016 г.)
Предварительная защита
Участник


Динамика исследовательской деятельности с учащимися старшей школы положительная.

Выполняя задачу участия в работе по решению проблемы обучения обучающихся «группы риска», психологическая служба в течение года предлагала свои услуги в качестве коррекционной работы с учащимися «группы риска», консультирования их родителей (законных представителей) по проблемам воспитания и обучения. Были составлены планы работы с семьями детей «групп риска». В конце учебного года была проведена индивидуальная и групповая диагностика для выяснения социального статуса обучающихся, их интересов, учебной мотивации и т.д. Педагоги были своевременно проинформированы о результатах проделанной работы и перспективах развития обучающихся.
Участвуя в работе по профилактике профессионального выгорания педагогических работников, в течение 2015/2016 учебного года с педагогами была проведена диагностика профессионального выгорания.

Результаты исследования педагогов МАОУ «Гимназия №23»

Количество педагогов
Уровни профессионального выгорания


Низкий
Средний
Высокий


Чел
%
Чел
%
Чел
%

38
8
21%
25
66%
5
13%


87% педагогических работников находятся на низком и среднем уровне профессионального выгорания. 13% педагогов с высоким уровнем профессионального выгорания. Но, учитывая увеличивающийся стаж работы учителей и повышенные нагрузки, то риск перейти на высокий уровень выгорания высок.
Кроме диагностики, в марте 2016 г. было подготовлено выступление на педагогическом совете на тему «Проблема профессионального выгорания как один из факторов снижения качества образования». На педсовете освещались вопросы профилактики профессионального выгорания, методов саморегуляции (физические упражнения, дыхательная гимнастика, аутотренинг). Для педагогов были приготовлены памятки «Способы саморегуляции».

Выполняя задачу повышения квалификации, реализуя персонифицированную программу повышения квалификации педагога-психолога, в течение учебного года изучались современные образовательные технологии на дистанционных курсах Педагогического университета «Первое сентября» (г. Москва) в рамках проекта «Школа цифрового века»:
Психолого-педагогические приёмы и технологии эффективного взаимодействия с родителями учащихся (36 часов, январь 2016 г.)
Мифы демократического воспитания, или Как выстраивать отношения с детьми (6 часов, март 2016 г.)
Общее количество часов повышения квалификации за 2015/2016 учебный год – 42 часа.

В общем, в 2015/2016 учебном году, занятий с детьми было проведено – 588 (в прошлом году - 514), из них
групповых развивающих и коррекционных занятий с учащимися было проведено – 495 (в прошлом году – 395),
индивидуальных коррекционных и развивающих занятий – 93 (в прошлом году - 119).
Консультаций со всеми участниками образовательной деятельности было проведено – 110 (в прошлом году - 135).
Причины обращения учащихся и родителей к психологу были традиционны: проблемы общения с педагогами, одноклассниками и родителями, общение детей и родителей после развода, профессиональный выбор учащихся.
Причины обращения педагогов к психологу следующие: планирование и проведение родительских собраний; планирование воспитательной работы в классе; проблемы с «трудными» учащимися.
Диагностических обследований проведено – 110 (в прошлом году - 92), из них
с детьми – 83 (в прошлом году - 69)
с родителями – 20 (в прошлом году - 22)
с педагогами – 7 (в прошлом году - 1)


В следующем 2016/2017 учебном году задачи работы психологической службы остаются прежними:
Совершенствовать систему мониторинга психологического здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности гимназии.
Совершенствовать систему психологического сопровождения образовательной программы в рамках реализации ФГОС ООО.
Совершенствовать систему работы по развитию универсальных учебных действий обучающихся 1-5 классов в рамках реализации ФГОС НОО и ООО.
Совершенствовать систему работы по профилактике психологического здоровья обучающихся адаптационных и выпускных классов гимназии.
Совершенствовать систему работы с одаренными обучающимися, применяя исследовательские и проектные методы в обучении в свете ФГОС.
Участвовать в работе по решению проблемы обучения обучающихся «группы риска».
Участвовать в работе по профилактике профессионального выгорания педагогических работников.
Повышать квалификацию, реализуя персонифицированную программу повышения квалификации педагога-психолога.










13PAGE 15


13PAGE 141015