Рецензия на учебник по Истории Древнего мира для 5 класса


Рецензия учебника по истории для 5 класса Вигасина А.А., Годера И.П., Свенцицкой И.С. История Древнего мира
Учебник Вигасина А. А. «История Древнего мира» представляет собой достаточно полный источник информации для детей данного возраста. Он включает в себя следующие разделы: «Жизнь первобытных людей», «Древний Восток», «Древняя Греция» и «Древний Рим». Каждый раздел поделён на главы, например, раздел «Древний Восток» включает в себя главы: «Древний Египет», «Западная Азия в древности», «Индия и Китай в древности». Всего в учебнике 15 глав. Главы разбиты на параграфы. Например, тринадцатая глава учебника – «Гражданские войны в Риме» содержит параграфы: «Земельный закон братьев Гракхов», «Восстание Спартака», «Единовластие Цезаря» и «Установление империи». Всего в учебнике 60 параграфов. Каждый из них поделён на пункты. Например, параграф 16 – «Библейские сказания» состоит из следующих пунктов: 1. Ветхий Завет; 2. Иосиф и его братья; 3. Моисей выводит евреев из Египта; 4. Бог даёт законы. После всех параграфов отдельно представлена тема – «Семь чудес света». Изучение материала учебника завершается рубрикой – «Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру», где перечисляются достижения того времени, которыми мы пользуемся по сей день («…Каждый народ – даже самый маленький – внёс свой вклад в культуру всего человечества»). Пожалуй, эту тему можно использовать и в начале учебного года, как мотивацию к изучению истории древнего мира.
Как средство обучения, данный учебник оснащён всем необходимым. Вначале идёт оглавление, далее рубрики – «Как работать с учебником» и «Откуда мы знаем, как жили наши предки». Первая тема сама за себя говорит; во второй детям объясняются понятия: папирус, письменные источники, учёные-археологи, вещественные источники. Затем идут параграфы. Перед каждой главой имеются вопросы и задания, которые должны помочь ученикам находить и обобщать необходимую информацию. Перед параграфами находятся вопросы и задания, позволяющие вспомнить ранее изученное и лучше усвоить новый материал. После параграфа также имеются вопросы и задания. В учебнике представлены отрывки из письменных документов. Очень хорошо учебник снабжён иллюстративным материалом. Например, в параграфе 22 – «Чему учил китайский мудрец Конфуций» имеются следующие иллюстрации: Конфуций (по китайскому изображению), заросли бамбука, бамбуковая книга, китайские иероглифы. Перед каждым из четырёх разделов представлена карта. Например, на с. 115 – карта «Древняя Греция». А далее в параграфах – карты более частного характера. Например, «Аттика в древности», «Греко-персидские войны в 5 в. до н. э.», «План города Афины в 5 в. до н. э.» и т. д.. Важная историческая информация в учебнике выделена жирным шрифтом, например, гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами. Новые слова выделены курсивом, например, вождь, знать, государство.
Кроме того, для самообразования в конце учебника имеются дополнительные рубрики: «Проверьте, хорошо ли вы помните историю Древнего мира» - с помощью неё можно вспомнить материал, изученный за год; «Информационно-творческие проекты» - здесь можно выбрать тему для сообщения (например, древнейшие виды письменности, Индия – родина многих басен и сказок о животных и др.); рубрика «Запомните эти слова» (даны определения таких слов, как алфавит, археолог, ветеран, монархия, христианство и др.), а также представлены дополнительные источники информации: список литературы (например, Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции т. д.) и интернет-ресурсов (например, «Коллекция: мировая художественная культура» - http://artclassic.edu.ru и др.). Также после каждого параграфа даны вопросы и задания. С помощью них ученики могут проверить свои знания, выполнить задания по карте, объяснить значение новых слов, поработать с историческими датами; описать по плану иллюстрацию, изучить письменный документ, составить рассказ от лица людей той далёкой эпохи.
Информативный блок учебника вроде бы и разделён на основной текст (который содержится в параграфе) и на вспомогательный (размещён на синем фоне), но, скорее всего, должно быть ещё какое-то другое разделение. Когда читаешь параграфы, появляется ощущение, что всё-таки там есть лишняя информация, которая хоть и интересна, но отвлекает от основного вопроса. А дополнительный текст, размещённый на синем фоне, даже бывает не интересно читать… Но, вообще, этот учебник будет хорошим подспорьем в работе грамотного учителя.
Адаптационный блок учебника представлен большим количеством красочных иллюстраций; вопросами после параграфа, рассчитанными на разный уровень возможностей учащихся; разделением текста на разделы, главы, параграфы и пункты; довольно крупным шрифтом; наличием выделенных новых слов и важной исторической информации.
По типу – учебник является декларативным, поскольку в нём представлены разные точки зрения и ни одна из них не навязывается. Например, здесь можно узнать и о буддизме, и о конфуцианстве, и о христианстве.
К достоинству учебника нужно отнести то, что он замечательно проработан с технической точки зрения. В дополнение к нему имеется ещё и рабочая тетрадь (в 2-х частях), в которой предлагаются различные практические задания. Например, там есть кроссворды, контурные карты и др.
Но всё-таки чего-то не хватает – наверное, учителя, который не даст ученикам утонуть во всей этой информации, а заинтересует, направит, поможет полюбить историю.