Проектная деятельность в средней группе на тему: Воздух-невидимка


Проект организации поисковой деятельности детей в средней группе
на тему: «Воздух-невидимка.»
выполнила: Суркова И.В
Цель: развивать познавательную активность детей в средней группе, посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.Дать детям представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.(Познавательное развитие)
2.Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.(Речевое развитие).
3.Развивать у детей навыки сотрудничества работы друг с другом через экспериментирование; Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.(Социально-коммуникативное развитие).
4. Обогащение музыкальных впечатлений у детей (шум ветра, вьюга, метель).Развивать творческие способности при изображении ветра.(Художественно эстетическое развитие)
5. Развивать органы зрения, слуха, обоняния, мелкую моторику.(Физическое развитие).
Содержание образования.
Когнитивный компонент.
Знания о свойствах воздуха:
Воздух  прозрачен, бесцветен, не имеет запаха,
всегда находится в движении,
воздух находится вокруг нас, мы дышим воздухом.
Аксеологический компонент.
Чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю.Ефремова, чтение сказок В. Сухомлинского (перевод О. Ерёминой) «Ласковый ветер и Холодный Ветрище», «Флейта и Ветер», «Весенний Ветер», чтение сказки Е. Пермяка «Мыльные пузыри», рассказа Л.Н. Толстого «Рассказ аэронавта», чтение глав из сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «Над облаками»);
- заучивание отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» («Ветер, ветер, ты могуч…»), стихотворения Н. Красильникова «Доброе утро»;«Ветер» М.Исаковского , «Почемучки», «Откуда прилетел ветер?»
Рассматривание картины Н. Н. Дубовской «Притихло».
Музыка: слушанье «Шум ветра», «Воздушный шарик» Л. Шапковой 
Деятельностный компонент.
Познавательно-исследовательская деятельность:
Наблюдение за ветром,
Эксперименты : «Воздушный шар»,  «Водолазы»
Образовательная деятельность «Воздух-невидимка», «Свойства воздуха».
Игры:«Повторяй друг за другом», «Слушаем себя», игра с соломинкой (познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его).
Физкультминутка: дыхательные упражнения«Сердитый лев», «Добрый лев»  А. Н. Стрельниковой. «Ветер дует нам в лицо».
Труд: Изготовление  «Вертушки».(для определения силы ветра).
Подвижные игры: Пузырь.
Изобразительная деятельность: рисование «Осенний рисунок ветра», «Воздушные шарики».
Личностный компонент.
Самостоятельно проверить силу ветра с помощью вертушек.
Повторить исследовательскую деятельность дома: надуть шарик, игры с воздушными пузырями и т.д.
Проблемные задачи.
Изобретательская:
Что можно сделать , чтобы помочь городу очистить воздух?
Исследовательская:
Почему воздух в городе становится загрязненным?
Выхлопные газы машин загрязняют воздух.
Вырубка деревьев и кустарников.
Заводы загрязняют воздух.
Конструктивная:
Воспитатель предлагает детям смастерить различные предметы для определения силы и направление ветра.
Прогнозная:
Воздух это хорошо или плохо?
Хорошо:
Воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить.
Плохо: Загрязненный воздух приносит вред здоровью человека.
С достраиваемым условием:
Если воздух на Земле исчез, что случилось бы?
Предварительный этап:
Беседа с детьми «Зачем нужен воздух», «Для кого ещё нужен воздух», «Почему мы дышим»,«Воздух помогает в жизни человека (мельница, вентилятор, автомобильная шина, надувная лодка, пылесос)».
Физкультминутка: дыхательные упражнения «Вырасти большой».  А. Н. Стрельниковой«Кошка»,«Насос»
Игры: «Чья птичка дальше улетит?»,«Одуванчик, лети!»,«Мыльные пузыри»,«Надуй игрушку!»Слушанье музыки: « Укого, что в нутрии» О. Ващиетиса, немецкая песенка «Ветряная мельница».
Чтение:М. Пантюхина «Сказка о том, как разозлился дождь»;
И.Токмаковой «Ветрено», В.Шикуновой «Чудо из чудес». В. Шипуновой «Листья падают, летят». Г. Лагздынь «Вьюга-завируха», «Шарики воздушные», С Маршак «Мыльные пузыри»
Рассматривание иллюстрации: «Экологические проблемы воздуха», «Как люди научились использовать силу ветра» (парусные корабли, мельницы, ветряные электростанции и т. д.) ;Труд: «Кораблик», аппликация с алиментами рисования «Ручеёк и кораблик».
Основной этап организации поисковой деятельности
(Исследовательская модель).
Опыт№1.
Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
«Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».
Опыт№2
« Воздух имеет вес»
Положите на чаши весов надутый и ненадутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.
Вывод: Воздух имеет вес.
Опыт№3
«Воздух в стакане»
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Вывод: воздух есть везде.

Опыт№4 «Буря»
Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?  Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.
Опыт №4 «Воздушные пузырьки»
На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух. - Дуем через соломинку. Что мы увидели в стакане?- Что происходит с пузырьками? А почему? Это доказывает, что вы выдыхаете воздух.
Опыт №5« Стакан – непроливайка»
Положи карту на стакан с водой. Придерживая карту рукой, быстро переверни стакан и убери руку: карта будто приклеилась к стакану.
Карты схемы.
Воздух не имеет цвета.
Опыт№1


Опыт№2
Воздух имеет вес.


Опыт №3
Воздух есть везде.





Опыт№4
Мы выдыхаем воздух.
Опыт№5
Стакан непроливайка

Этап совершенствования.
Выпустить стенгазету посвященную проекту «Воздух невидимка».
Изготовить в уголок экспериментирования карточки –алгоритмы с последовательностью проведения опытов с воздухом.
Организовать выставку детского творчества на данную тему.