Конспект пробного урока по окружающему миру Тема: «В семье друзей пернатых. Забота о потомстве» в 1Б классе


ГБОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж»

Конспект пробного урока по окружающему миру
Тема: «В семье друзей пернатых. Забота о потомстве»
в 1"Б" классе
Дата проведения: 27.02.15
Провела:
студентка группа ПНК3
Воронина Антонина Сергеевна
Проверили:
Учитель:
Цыбохина О.В.
Руководитель:
Кириллова А.Н.
Дзержинск – 2015
Общая информация
Урок Окружающий мир
Тема: «В семье друзей пернатых. Забота о потомстве»
Тип урока: Изучение нового
Цель, задачи Цель: обеспечение условия для расширения знаний учащихся интересными сведениями о многообразии и жизни птиц.
Задачи: Образовательные:
Учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать;
Учить детей находить главные отличия птиц от других животных, через формирование умения анализировать, синтезировать, сравнивать, умение ориентироваться в учебнике;
Формировать знания у детей о строении тела птиц, находить отличия птиц от других млекопитающих.
Формировать знания у учащихся о значении птиц для растений, людей.
Развивающие:
Развивать умение устанавливать взаимосвязь между человеком и природой;
Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать;
Развивать умение работать в паре, умение помогать друг другу;
Воспитательные:
Воспитывать гуманную, творческую личность;
Воспитывать доброту, заботливое отношение ко всему живому.
Планируемые результаты: Личностные:
осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием;
планировать учебную деятельность;
осуществлять контроль и оценку её результатов.
Метапредметные (УУД): Познавательные:
формировать самостоятельное создание способов решения проблемы
формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;
формировать умение представлять информацию в виде схемы;
Коммуникативные:
формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации;
формировать умение слушать и понимать других
Регулятивные:
формировать умение ставить учебные задачи;
формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;
формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоитьформировать умение контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Предметные:
различать группы птиц, называя некоторые внешние отличительные признаки;
сравнивать, анализировать, обобщать.
Оборудование: Для учителя: ИКТ (презентация), картинки птиц 2-х групп (водоплавающие, птицы леса), птицы для рефлексии 2-х групп.
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.
План урока:
Организационный момент (1 мин)
Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи (5 мин)
Открытие нового знания (20 мин)
Физминутка (3мин)
Включение нового знания в систему знания и повторения (10 мин)
Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

Ход урока
№ Этап урока с указанием времени Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы, приемы и средства Формирование УУД (с указанием конкретных действий)
1 Организационный момент (1 мин) Создать условия для включения Здравствуйте ребята! Меня зовут Антонина Сергеевна, и сегодня я проведу с вами урок окружающего мира.
Повернитесь лицом к своему соседу по парте, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы. Эмоциональный настрой учащихся Словесный метод (беседа), Форма-фронтальнаяЛичностные УУД: повышение интереса, чувства необходимости учения.
2 Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи (5 мин) Актуализировать знания учащихся к определению темы урока; Формировать умение самостоятельно ставить тему и задачи урока - Мы начали знакомство с животным миром. С какой группой животных мы познакомились на прошлом уроке?
- Каких животных относят к этой группе?

- Каким животным будет посвящен сегодняшний урок, мы узнаем, отгадав
Целый день они летают,
Мошек, травку поедают,
Страусы, орлы, синицы,
Догадались – это…
-Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать на уроке?
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах, о том, как они заботятся о своем потомстве. -С млекопитающими
- У млекопитающих 4 ноги, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком.
-Птицы
Как выгладят, где живут птицы Словесный метод (беседа), Форма-фронтальная, индивидуальная, коллективная. ТСО -презентация (слайд 1). Коммуникативные УУД: уметь последовательно излагать свои мысли.
Познавательные УУД: установление причинно-следственные
связей. Регулятивные УУД: целеполагание и планирование предстоящей работы.3 Открытие нового знания (20 мин)
Физминутка (3мин) Организовать усвоение учениками нового знания
Смена вида деятельности, забота о своём здоровье Сегодня, мы с вами посетим семью пернатых. Откройте учебник на странице 34. Каких животных вы видите на фотографиях?
Давайте сравним тело млекопитающих животных и тело птиц. Посмотрите на картинке на их тело и скажите в чем отличия?
Назовите признаки птиц. Какой из них вы считаете главным?
Ребята, а как вы думаете, что вам поможет узнать водоплавающих птиц?
У водоплавающих птиц между пальцами ног есть кожистые перепонки, которые помогают им плавать.
Сейчас я вам раздам карточки с изображением птиц, а вам нужно будет разделить их на две группы: 1. птицы, которых можно наблюдать у водоемов; 2. Птицы, которых можно наблюдать в лесу.
Кто хочет показать на какие 2 группы вы разделили птиц, и рассказать почему.
Давайте посмотрим в учебнике на страницу 35 рассмотрим и сравним клювы и ноги разных птиц. Как вы думаете, что умет делать птицы своим клювом.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А знаете ли вы как размножаются птицы?
Весной самец своим ярким оперением привлекает самку. Они образуют пару и вместе строят гнездо на ветке дерева или в его дупле, на земле и даже на воде. Самка откладывает их, согревает. Проклюнувшиеся птенцы сразу требуют пищи, и родители целыми днями добывают им корм. Птицы заботятся о птенцах – защищают их, учат летать, плавать, добывать пищу.
- А вы знаете, где птицы строят гнезда?
Давайте прочитаем где птицы строят гнезда, страница в учебнике 32.
Кукушки не строят гнёзд. Они откладывают яйца в гнёзда других птиц. Вылупившийся кукушонок выбрасывает из гнезда яйца других птиц. Птенцы кукушки кричат и требуют, чтобы взрослые птицы приносили им пищу.
Часто кукушонок бывает по размерам больше птицы, которая его кормит.
А сейчас ребята, вы будете работать в парах. Страница в учебнике 33. Вам нужно будет догадаться, чьи гнезда вы видите на этих картинках, и рассказать из чего они сделаны.
-Подумайте почему самка и самец имеют разную окраску. Ворона, голуби, сорока, гусь лебедь.
У них есть две ноги, тело покрыто перьями, есть клюв и крылья. Главный- крылья
Перепонки на ногах
(дупло, добывают пищу)
(ответы детей)
(на деревьях, на воде)
1-Деревенские ласточки лепят свои гнезда недалеко от жилья человека. Здесь всегда много насекомых, которыми они кормятся.
2-Ласточки-береговушки делают гнезда-норы в обрывистых берегах рек, на клонах оврагов.
3-Воробей устраивает гнездо из соломы и перьев. У чомги гнездо плавучее, из веточек.
(объединятся в пары и работают с учебником)
Самцы-яркие и привлекают самок. Словесный метод (беседа, рассказ, объяснение), форма-фронтальная. ТСО -презентация (слайд 2,3,4,5,6).
Работа с книгой Коммуникативные УУД: умение слушать и отстаивать свою точку зрения; Умение работать в паре.
Познавательные УУД: постановка проблемы, поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные УУД (саморегуляция)
5 Включение нового знания в систему знания и повторения
(10 мин)
каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже знает и умеет. Давайте прочитаем рассказ Евгения Чарушина.
Вы лазайте, вы ползайте, когтями своими цепляйтесь, хвостом упирайтесь! Видите в стволе круглую дырку? Ее жучок-короед проел. Слышите, как он в стволе скрипит, дерево грызет!
У вас язык тонкий, как иголка, острый, как шило. Вы язычок в дырку суньте и тащите жука себе на обед. Вам сытно, а лесу полезно.
-О какой птице написан рассказ? Какую пользу она приносит пользу?
-какие птицы лакомятся облепихой? Какую пользу они приносят дереву?
Птицы полезны растениям. Они разносят их семена и избавляют от вредителей.
Рассмотрите перья птиц. Чем они различаются. Как вы думаете, для чего птицам перья?
Вы держали когда-нибудь перо птиц? Какое оно: легкое, тяжелое, жесткое, мягкое, теплое, холодное? Дятел. Поедает жуков. Словесный метод (беседа), Частично-поисковый, Работа с учебником. ТСО -презентация (слайд 7). Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё мнение и обосновывать его
6 Рефлексия учебной деятельности (3 мин) Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. В «семье» каких животных мы с вами побывали?
Что вы узнали о птицах? Как они заботятся о своем потомстве?
Я предлагаю вам оценить, как вы работали на уроке, с каким настроением вы закончили урок. У вас на парте лежат птички, выберите птицу (водоплавающую-вы могли бы работать лучше, вам было немножко скучно; птицу леса-если вы работали хорошо вам все понравилось.Молодцы ребята! Спасибо за работу! - птицы
(ребята оценивают свою работу на уроке) Словесный метод (беседа, диалог). Регулятивные УУД: адекватная самооценка своей работы. Чайки Кулики Утка Болотная камышевка Сова
Дятел Глухарь Чиж Чайки Кулики
Утка Болотная камышевка Сова Дятел Глухарь
Чиж Утка Болотная камышевка Сова Дятел
Глухарь Чиж Чайки Кулики