Рабочая программа по логопедической коррекции 6 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативное обеспечение.
Рабочая программа по логопедической коррекции для 6 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета КС(К)ОУ «Новочебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа » Минобразования Чувашии, Учебным планом, годовым календарным учебным графиком КС(К)ОУ «Новочебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» Минобразования Чувашии.
Сведения о программе.
Основой для разработки послужили программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 5-9 классы (VIII вид) / Под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013),
Общая характеристика учебного предмета
Важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Нарушения речи у всех учащихся носят характер системного недоразвития речи, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- дислексия;
-дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
Основной формой являются групповые и индивидуальные занятия. На занятия с группой обучающихся отводится 40 минут. Индивидуальные занятия 20 минут.
С 1 по 15 сентября проходит логопедическое обследование.
Виды системного недоразвития речи у обучающихся 6 класса:
Системное недоразвитие речи средней степени. Полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия, дисграфия.
Системное недоразвитие речи лёгкой степени. Нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; словарный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах мн.числа, нарушения сложных форм словообразования. Нерезко выраженная дисграфия.
Общие цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета
Цель предмета - коррекция дефектов устной и письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Задачи предмета:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2. Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Логопедическая коррекция» для учащихся 6 класса КС(К)ОУ «Новочебоксарская специальная (коррекционная) школа» Минобразования Чувашии имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований выступают принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).
Программа состоит из следующих разделов:
1. Коррекция звукопроизношения.
2. Развитие фонетико-фонематических процессов и звукового анализа и синтеза.
3. Коррекционная работа на лексическом уровне.
4. Формирование грамматического строя речи.
5. Совершенствование связной речи
Формы, методы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии. Формы работы на занятии: групповая работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы обучения:
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные методы: демонстрационный материал, таблицы, плакаты, символы гласных, символы согласных звуков, звуковой домик, слоговые таблицы, схемы, предметные картинки, карточки, использование индивидуальных зеркал при составлении характеристики звука.
Практические методы: работа с раздаточным материалом, кубики, лото.
Игровые методы (на индивидуальных и подгрупповых занятиях, авторские игры).
Деятельностный метод
Интерактивные методы общения с родителями
Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.
Методы контроля: устный опрос, письменные работы.

Описание места учебного предмета, в учебном плане, общее число учебных часов за весь срок обучения, количество часов по программе в соответствии с учебным планом.
Предмет «Логопедическая коррекция» относится к образовательной области «Коррекционные технологии». Данная рабочая программа в соответствии с Учебным планом, годовым календарным учебным графиком КС(К)ОУ «Новочебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» Минобразования Чувашии на 2015/2016 учебный год, предусматривает изучение предмета «Логопедическая коррекция» в количестве 64 часа в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели). С 1 по 15 сентября проводится логопедическое обследование обучающихся.
Сроки реализации программы – 1 год.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Предложение (3 ч)
Предложение. Главные члены предложения. ОТ и ТБ на занятиях логопедической коррекции. Второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации).
Звуки и буквы (2ч)
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные.
Состав слова (23ч)
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в конце и в середине слов. Корень. Однокоренные слова. Приставка. Приставка и предлог. Разделительный ь. Окончание. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. Суффикс. Упражнения в образовании слов с помощью приставок и суффиксов. Двойные согласные.

Слово. Предложение (6 ч)
Слова-антонимы. (Слова, противоположные по смыслу); Синонимы. (Слова, близкие по значению). Однозначные и многозначные слова.
Падежи имен существительных (7 ч)
Именительный падеж. Родительный падеж с предлогами у, около, возле. Дательный падеж с предлогами к, по. Развитие речи. Работа с деформированным текстом. Винительный падеж с предлогами в, на, про, под, через. Творительный падеж с предлогами между, за, перед, в. Предложный падеж с предлогами о, об, на.
Предложение. Текст (8 ч)
Однородные члены предложения. Сложные предложения. Составление сложных предложений с союзами потому что, чтобы. Работа с деформированным текстом.
Повторение (15 ч)
Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие. Главные и второстепенные члены предложения. Мягкий знак на
конце и в середине слов. Работа с деформированным текстом. Разделительный мягкий знак. Корень, окончание. Приставка и предлог. Диктант. Работа над ошибками.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Основные требования к умениям учащихся к концу 6 класса
- анализировать слово по слоговому и звуковому составу, определять количество и последовательность звуков, и место звука в слове;
- различать звонкие и глухие согласные, различать свистящие и шипящие согласные.
- пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;
- выделять родственные слова из текста;
- согласовывать слова в словосочетании и предложении;
- пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;
- определять тему рассказа, основную мысль текста;
- конструировать повествовательное сообщение.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план по логопедической коррекции для 6 класса на 2015-2016 учебный год

п/п
Наименование разделов
Кол-во
часов
Время прохождения раздела




I четверть
II четверть
III четверть
IVчетверть

1
Предложение.

3




2
Звуки и буквы

2




3
Состав слова

9
14



4
Слово. Предложение



6


5
Падежи имен существительных



7


6
Предложение. Текст



8


7
Повторение




15

Итого
64
14
14
21
15



ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список литературы (основной)
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе:Учеб.пособие для студентов дефектологического фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1994. – 272с.
2. «Программа подготовительного и 5 – 9 классов коррекционных общеобразовательных учреждений 8 вида» автор И.М. Бгажнокова, Москва Просвещение 2013г.
3. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов», 2006
4. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. – СПб: СОЮЗ, 1998-224с.
5. Коррекция письма на уроках: практические и тренировочные задания и упражнения/ авт.-сост. Л.В.Зубарева- Волгоград: Учитель, 2008
6. А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: АРКТИ, 2007
Список литературы (дополнительной)
1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. /Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. – М.: «Гном-Пресс», 1999-64с.
2. И. Гайдина Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи . 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2007,
3. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи, Чувашское книжное издательство, Чебоксары – 1976г.
4. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов. /Пер. с англ./ - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -144с. – (Коррекционная педагогика).
5. Гушина Е.В. Игры и упражнения по развитию памяти, мышления, внимания у детей с задержкой психического развития. Чебоксары – 1991.
6. Грибова О.Е., Бессонова Т.П., Ипатова Н.Л., и т.д. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Пособие для учителя.: Просвещение, 1992. – 96.
7. Жукова Н. С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.: Просвещение, 1973. 222с. с ил.
8. Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1988. – 96с.
9. Л.В.Зубарева.-«Коррекция письма на уроках 3-4 классы» Волгоград: Учитель, 2009
10. Ильина С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников пятых - девятых классов : теоретическо-экспериментальное исследование / С. Ю. Ильина. - 2005.
11. Ильина С. Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов : метод. пособие для педагогов-дефектологов и студентов педагогических вузов / С. Ю. Ильина. - 2006.
12. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 280с.: ил.
13. Кузнецова, Е. В. Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. – N 3. - С. 51-54.
14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонетическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998. -240с. Серия «В помощь логопеду».
15. Логопедия: Учеб. для студ. дефектолог. фак. пед. высш. учебн. заведений/ Под ред. Л,С, Волковой, С.Н. Шаховской.- 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 202.-680с.- (Коррекционная педагогика).
16. Мисаренко Г. Системные и предметные цели изучения русского (родного) языка в системе коррекционно-развивающего образования / Г. Мисаренко // Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - № 6. - С. 60-66.
17. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / М.: ООО» Издательство АСТ», 2003.-44, [4] с.:ил.
18. Соколова Ю.А. Развитие речи. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.-224сю, ил.
19. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь: Лань., Санкт-Петербург, 1997.-31
20. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «300 заданий и упражнений по русскому языку» 21. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.:»Гном-Пресс», 1999.-80с.
22. Якупова А.Ф. Формирование и развитие навыков письменной речи на этапе основной школы. Современные образовательные технологии ООО «Офорт», Самара 2009
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Сюжетные картинки.
2. Предметные картинки.
3. Дидактические игры.
4. Схемы (слово, предложение).
5. DVD по предмету.
Электронные образовательные ресурсы:
http://www.journal.edusite.ru/p84aa1.html
http://www.edu.tatar.ru
http://school-collection.edu.ru/
http://www.viki.rdf.ru/
http://www.uchportal.ru 56. Логопед.
- http://www.logoped-sfera.ru/
- ЛогоПункт: коррекция нарушения речи
- http://www.logopunkt.ru/board.php
- Логопед: проект для родителей и специалистов
- http://www.logoped.org
- Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по образованию. Фрунзенский район / специальная (коррекционная) школа-интернат (VIII вида) N 37
6. ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Календарно-тематическое планирование по предмету «Логопедическая коррекция» 6 класс.







Коррекция звукопроизношения.
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- введение звука в самостоятельную речь.
Развитие фонетико-фонематических процессов и звукового анализа и синтеза.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в конце и в середине слов. Корень. Однокоренные слова. Приставка. Приставка и предлог. Разделительный ь. Окончание. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. Суффикс. Упражнения в образовании слов с помощью приставок и суффиксов. Двойные согласные.
Коррекционная работа на лексическом уровне.
Слова-антонимы. (Слова, противоположные по смыслу); Синонимы. (Слова, близкие по значению). Однозначные и многозначные слова
Формирование грамматического строя речи.
Именительный падеж. Родительный падеж с предлогами у, около, возле. Дательный падеж с предлогами к, по.. Винительный падеж с предлогами в, на, про, под, через. Творительный падеж с предлогами между, за, перед, в. Предложный падеж с предлогами о, об, на. Работа с деформированным текстом.
Совершенствование связной речи.
Однородные члены предложения. Составление сложных предложений с союзами потому что, чтобы. Работа с деформированным текстом.

Предметные результаты:
анализировать слово по слоговому и звуковому составу, определять количество и последовательность звуков, и место звука в слове;
различать звонкие и глухие согласные, различать свистящие и шипящие согласные.
пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;
выделять родственные слова из текста;
согласовывать слова в словосочетании и предложении;
пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;
определять тему рассказа, основную мысль текста;
конструировать повествовательное сообщение.
Предметные результаты:
анализировать слово по слоговому и звуковому составу, определять количество и последовательность звуков, и место звука в слове;
различать звонкие и глухие согласные, различать свистящие и шипящие согласные.
пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;
выделять родственные слова из текста;
согласовывать слова в словосочетании и предложении;
пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;
определять тему рассказа, основную мысль текста;
конструировать повествовательное сообщение.








13PAGE \* MERGEFORMAT14315




15