Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему Экспериментально-исследовательская деятельность с водой

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

По теме «Экспериментально-исследовательская деятельность с водой»



Виды деятельности: экспериментирование, игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Задачи:

Образовательные:
- закреплять знания детей о свойстве воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, замерзает, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются);
- дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.
-продолжать учить разгадывать загадки;
-познакомить детей еще с одним свойством воды («Пар - тоже вода»).

Развивающие:
-развивать речь, мышление, любознательность.
- развивать умение делать выводы; создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды;
-развивать умение схематично изображать проделанные действия;
-развивать логическое мышление, воображение;

Воспитательные:
-воспитывать аккуратность при работе;
-воспитывать культуру потребления воды;

Словарная работа: фильтр, воронка, пар

Материал: грязна вода, чистая вода, апельсиновый сок, молоко, прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложечки, сахар, подносы, марля, вата, тряпочки, термос с горячей водой, стекло, салфетка.









Ход деятельности:
Группа разделена на две части: в одной части стоят скамейки полукругом, в другой – лаборатория.
Артикуляционная гимнастика
Потянем ротик прямо к ушкам,
Ротик словно у лягушки.
Всем он улыбается,
Всем он очень нравится.
Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

-Воспитатель:
- Ребята как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить?
Ответы детей.
- Кому же нужна вода?
Ответы детей.
- А может ли человек и всё живое прожить без воды?
Ответы детей.
- Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды все живое на Земле погибнет, засохнет. Ребята, давайте посмотрим на глобус- макет нашей планеты Земля. Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
Ответы детей.
-Воды много, надо ли её беречь?
Ответы детей.
- Вода - это жизнь и воду надо беречь.
- А как же мы должны беречь воду?
Ответы детей.
- Вода, ребята, не всегда бывает одинаковой, она умеет превращаться и быть разной.

Отгадайте загадки.
Скатерть бела
Всю землю одела (снег)
Меня ждут – не дождутся,
А как завидят – разбегутся (дождь)






Растет она вниз головою
Не летом растет – а зимою
Чуть солнце ее припечет –
Растает она и умрет (сосулька)

-Воспитатель: Вот видите, ребята, вода бывает разной.
-Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы уже знаете, что такое лаборатория?
Ответы детей.
Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
- Ребята, а какие правила безопасности вы знаете при проведении опытов? (ответы детей).

Правила безопасности:
1. Действовать только под руководством взрослого.
2. Во время опытом надо быть аккуратными, наблюдательными, не отвлекаться.
3. По окончанию работы следует убрать свое место.

-Что бы нам лучше работалось, проведём пальчиковую гимнастику.
Утро настало, солнышко встало
Эй, Федя разбуди соседей.
Вставай большак, вставай указка,
Вставай серёдка, вставай сиротка,
Вставай крошка Митрошка
Здравствуй ладошка.

- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. А потом предложить понюхать стакан с соком (апельсиновый) (ответы детей)
Вывод: у воды нет собственного запаха.

Опыт 2. Какого цвета вода?
Предложить детям поднять стакан с водой и рассмотреть ее. Спросить, видны ли пальчики через воду (ответы детей).
Затем поднять стакан с молоком снова рассмотреть. Спросить, видны ли пальчики через молоко (ответы детей)
Вывод: вода прозрачная жидкость, не имеющая цвета.

Физкультурная минутка.
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)


Капля раз, капля два
Капля медленно сперва
Кап- кап- кап
Капли стали поспевать
Капля каплю догонять
Кап- кап- кап
А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом
Зонтики скорей раскройте, от дождя себя укройте.

Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду (кипячённую) и высказывают свое мнение. Затем предложить детям размешать в воде сахар. После растворения вещества предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществом, которые мы положили в воду? (ответы детей).
Опыт 4. Лёд – тоже вода.
Предложить детям растопить на ладонях кусочки льда. Лед растаял, превратился в воду.
Вывод: при низкой температуре вода замерзает - становится твердой, в тепле тает- превращается в воду.
Опыт 5. «Пар- это тоже вода».
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что вода бывает холодной, теплой, а еще вода
может быть горячей. Сильно, сильно горячей - кипяток. Я вскипятила чайник и
налила горячую воду в термос.
Воспитатель открывает термос и показывает детям пар, стараясь, чтобы дети заметили пар.
Воспитатель. Что вы видите над термосом? (ответы детей) Интересно, откуда он появился, что это такое пар, из чего он? Тогда, давайте, аккуратно его поймаем на это стеклышко. Посмотрите, что случилось со стеклышком (оно запотело). Теперь мы сможем посмотреть, из чего состоит пар, что это такое.
Воспитатель предлагает салфетку (она сухая). Необходимо промокнуть стеклышко об салфетку.
Она стала мокрой. Значит пар - это тоже вода.
Вывод: «Пар - это вода». Отмечаем еще одно свойство воды (выставляем алгоритм).
Опыт 6.
Воспитатель. Дети посмотрите на стакан с грязной водой. Можно использовать такую воду? (ответы детей) Как мы можем ей помочь? Почистить.
Пропускаем воду через фильтр.
Дети самостоятельно берут все необходимое для очистки воды: емкости, воронки, фильтры, стаканчики. Выполняют работу.
Вывод: грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой.

Подвести итог занятия спросить, что нового узнали на занятие, что большего всего понравилось отметить каждого ребенка, в чем он себя проявил на занятие.
- Вы сегодня хорошо работали. Мне очень понравилось. Спасибо!


15