РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС ФГОС

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Творишинская Средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:
Руководитель МО учителей
_________________________
МБОУ « Творишинская средняя школа»

_________________________
Протокол № ______
от ________________2015г.
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
МБОУ « Творишинская средняя школа»

___________ .
___________________2015г.

Утверждаю:
Директор
МБОУ « Творишинская средняя школа»

Приказ № ______
от ___.08. 2015 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по основам безопасности
жизнедеятельности



Уровень обучения - основное общее образование
5 класс

Количество часов __17__

Строганов Виктор Павлович
















2015 Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья 7)
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;
3. Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы», авторской программы предметной линии учебников под редакций А.Т.Смирнова, .- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015 г.
Рабочая программа рассчитана на 0.5 часа в неделю, 17 часов в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.


Общая характеристика учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности


Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы», авторской программы предметной линии учебников под редакций А.Т.Смирнова, .- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015 г.
В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
В деле защиты населения в опасных чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящихся к области безопасности жизнедеятельности.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы изложены в специальном непрерывном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
В учебной программе реализованы требования Федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», О гражданской обороне».
Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности окружающих, приобретение ими навыков в повседневной жизни и в неблагополучных и опасных условиях, умения оказывать само- и взаимопомощь.
Содержание программы в 5-х классах выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания об основах комплексной безопасности и здоровом образе жизни, большое значение придается формированию здорового образа жизни, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Курс предназначен для:


формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.


Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная;

Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
На конец 5 класса ученик научится и получит возможность научиться.

Личностные результаты обучения:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.


Предметные результаты обучения:

формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметными результатами обучения курса
«Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД).
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.




Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.









Содержание учебного предмета

Раздел программы
Общее кол-во часов
практические работы
Контрольные работы
Самостоятельные работы
(тесты, диктанты)

1.Человек, среда его обитания, безопасность человека.
2
0
0
1

2. Опасные ситуации техногенного характера
3
0
0
2

3. Опасные ситуации природного характера
1
0
0
1

4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
1
0
0
0

5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение
1
0
0
1

6. Экстремизм и терроризм чрезвычайные опасности для общества и государства
3
0
0
0

7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
1
0
0
1

8. Факторы, разрушающие здоровье
1
0
0
1

9. Первая помощь и правила её оказания


4
2
0
0

Итого:
17
2
0
7


Тематическое планирование
(0,5 ч. в неделю, всего 17 ч.)

№ урока
Тема урока
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Планируемые результаты





Предметные (по элементам знаний)
Метапредметные
Личностные


Модуль – 1. Основы безопасности личности, общества и государства (11ч.)
Раздел – 1. Основы комплексной безопасности (7ч.)
Тема «Человек, среда его обитания, безопасность человека» (2ч.)


1.

Город, как среда обитания.
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

1
Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации.
Различают предметы бытовой химии
Предвидеть опасные и ЧС по их признакам, развивать умения и навыки действовать с учетом сложившейся ситуации; учить вырабатывать алгоритм безопасности.
Познакомить с опасностями, подстерегающими человека в городском жилище, с причинами их возникновения и их последствиями. Формировать у учащихся модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни, развивать способности оценивать чрезвычайные ситуации, принимать решения и действовать с учетом своих возможностей.
Наблюдать опасные явления, рассуждать о причине их возникновения. Предвидеть опасности, подстерегающие в городе. Научиться избегать их.
Предвидеть опасные ситуации в жилище.
Рассуждать о последствиях перед принятием решения относительно своего действия. Научиться делать выводы.
Определить свое личное отношение к различным ситуациям чрезвычайного характера.
Развивать в себе бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Следовать правилам пользования окружающей бытовой техники.

2.
Особенности природных условий в городе.
Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность.
1
Анализируют особенности природных условий в городе.
Характеризуют способы безопасного проживания людей в городе и селе.
Познакомиться особенностями природных условий в городе, влияющими на здоровье человека, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Познакомиться понятием «социальная опасность», учиться умению определять опасные в криминогенном отношении места и предвидеть возникновение ЧС.
Видеть варварское отношение людей к природе, активно противостоять ему в доступных возрасту формах: рассуждать, объяснять.
Принимать участие в посадке зеленых насаждений.
Предвидеть опасные ситуации.
Рассуждать о последствиях перед принятием решения относительно своего действия. Научиться делать выводы. Разработать систему защиты в определенных ситуациях.
Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде.
Адекватно оценивать ситуацию и свои возможности выхода из нее.

Тема «Опасные ситуации техногенного характера» (3ч.)

3.
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.
Пешеход, безопасность пешехода.
1.
Характеризуют причины ДТП, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения.
Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.

Знакомство с участниками дорожного движения и их ролью в возникновении опасных ситуаций. Последствия ЧС на дороге. Разграничить понятия «дорога» и «проезжая часть». Вывести формулу безопасного движения пешеходов.
Познакомиться с правилами поведения пешехода, формировать навыки безопасного поведения на дороге.
Изучить дорожные знаки. Следовать их указаниям. Вести профилактическую работу с младшими учащимися. Придумать или найти вопросы для викторины в интернете.
Определить цель урока
Исследовать новую информацию.
Определить участников дорожного движения. Знать роль каждого в безопасном перемещении по проезжей части.
Привести примеры последствий ДТП.
Сделать вывод.
Знать и применять правила ДД.

Привить привычку строго соблюдать правила дорожного движения.
Привить привычку строго соблюдать правила дорожного движения

4.
Пассажир, безопасность пассажира.
Водитель.
1.
Характеризуют причины ДТП, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения.
Запоминают правила безопасного поведения на пассажира и водителя.
Познакомиться с правилами поведения пассажиров, формировать навыки безопасного поведения в транспорте.
Изучить дорожные знаки. Следовать их указаниям. Вести профилактическую работу с младшими учащимися.
Познакомить с правилами поведения велосипедиста, как водителя транспортного средства. Водителя скутера. Развивать навыки
владения велосипедом.

Определить цель урока
Знать и применять правила ДД.
Знать и применять правила ДД.

Привить привычку строго соблюдать правила дорожного движения, безопасного поведения в транспорте.
Привить привычку строго соблюдать правила дорожного движения, безопасного вождения транспорта.

5.
Пожарная безопасность.
Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
1.
Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.
Запоминают правила безопасного поведения при пожаре.
Выявить причины возникновения пожаров, развивать умение избегать их, выработать правила безопасного поведения при пожаре.
Формировать навыки безопасного обращения с электричеством, с компьютером, с бытовым газом.

Определить цель урока
Рассуждать о причинах пожара и его последствиях
Выработать алгоритм действий при пожаре. Предупреждать возникновение неконтролируемого огня соблюдением правил.
Знать правила безопасного обращения с электричеством, компьютером, бытовым газом.
Строго следовать установленным правилам.
Выработать алгоритм действий при возникновении пожара.
Выработать привычку безопасного обращения с электричеством, газом, компьютером.







Тема «Опасные ситуации природного характера» (1 ч.)


6.
Погодные условия и безопасность человека.
Безопасность на водоемах.
1.
Характеризуют основные опасные погодные условия в местах вашего проживания и их последствия.
Различают меры безопасного поведения в условиях опасных природных явлений (ветер, дождь, гололед).
Различают состояние водоемов в различное время года.
Учить предвидеть опасные ситуации природного характера, познакомить с их признаками; выработать алгоритм поведения во время грозы, гололеда, урагана.
Учить умению предвидеть опасные ситуации на водоемах в разные времена года, выработать алгоритм поведения на водоемах, в том числе и в ЧС.
Определить цель урока
Познакомиться с признаками опасных природных явлений.
Определять по ним ухудшение погоды.
Выработать алгоритм действий в ЧС.
Определить цель урока с признаками опасности на водоемах в различное время года. Развивать умение предвидеть последствия необдуманных поступков.
Выработать алгоритм поведения во время грозы, гололеда, урагана.
Выработать алгоритм безопасного поведения на водоемах в различное вре