Детская литература как средство формирования нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста


ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ СПО Педагогический колледж № 8 Санкт-Петербурга
Детская литература как средство формирования нравственных норм у детей среднего
дошкольного возраста
Выпускная
квалификационная
работа выполнена:
студенткой очно-
заочного отделения
52 группы
Васильевой Юлией Павловной
Руководитель работы:
преподаватель детской
литературы
Сорока Наталья
Павловна
Санкт-Петербург
2010 год
Оглавление
Введение................................................................................................................3
I. Теоретические аспекты исследования влияния детской литературы на нравственное воспитание дошкольника................................................................... 7
I.1. Исследования учёных о сущности и закономерностях нравственного воспитания дошкольника...........................................................................................7
I.2. Особенности восприятия литературных произведений детьми дошкольного возраста............................................................................................................... 16
I.3. Детская художественная литература как средство формирования нравственных норм у детей в среднем дошкольном возрасте..........................21
I.4. Опыт дошкольных образовательных учреждений по данной проблеме........................................................................................................26
II. Проектирование педагогической деятельности по использованию детской литературы для формирования нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста...........................................................................................28
II.1. Диагностика уровня сформированности нравственных норм у среднего дошкольника на базе ДОУ № 2084/17 Всеволожского района....................................................................................................................28
II.2. Содержание работы с детьми по формированию нравственных норм с использованием детской литературы..................................................................33
II.3. Анализ результатов практической деятельности...................................37
Заключение.........................................................................................................40
Литература..........................................................................................................42
Приложение

Введение.
Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные период жизни на первый план выступают разные ценности и цели.
В прошлом столетии авторитарная система накладывала свой отпечаток на становление личности. В основе нравственного воспитания лежал принцип воздействия на ребёнка, как на объект воспитания. Ребёнок не рассматривался субъектом своей деятельности.
В настоящие время воспитание рассматривается не как менторство, поучения, а анализируется с точки зрения того, что все поступки человека выступают как реальное изменение условий жизни других людей. Воспитание предполагает осознание воспитуемыми конкретных явлений как ценностей или не ценностей, определённое его к ним отношение.
С первых дней появления на свет ребёнок начинает познавать законы окружающего мира, с его помощью он совершенствует свои чувства, развивает ум и волю.
Современного человека, живущего в XXI веке, окружает множество проблем. Одной из наиболее острых и насущных, на наш взгляд, является проблема человечности, взаимопонимания. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, не замечаем, что стали грубее, эгоистичней, невнимательней не только к окружающим нас людям, но и к своим близким. Порой можно увидеть детей, разговаривающих со взрослыми неподобающим образом, детей, которые могут сломать ветку дерева или раздавить жука. Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь взрослые порой сами являются примером бескультурья, равнодушия. Активная позиция семьи и педагогов способна изменить эту ситуацию. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания нравственных норм и качеств у детей является актуальным на современном этапе развития личностного воспитания дошкольников. Активная позиция семьи и детского сада по воспитанию нравственных норм у детей доступными для их возраста средствами позволяет эффективно влиять на формирование экологического сознания, нравственно-патриотических качеств личности, способствует формированию познавательных интересов, реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при её взаимодействии с литературой.Детская художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности, такое издание расширяет жизненный опыт ребёнка, создаёт для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребёнка. Знакомясь с художественной литературой, дети знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребёнка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
Выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги прошлого (Н.Л.Крупская, А.С.Макаренко, Ф.Фребель, А.И.Тихеева и др.) видели в книге могучий источник знаний, средство для развития интеллектуальных и нравственных качеств личности. Эти идеи нашли своё развитие и подтверждение в трудах исследователей, разрабатывающих проблемы дошкольной психологии, педагогики и методики нравственного воспитания (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, П.Г.Саморукова, С.Г.Якобсон, А.М.Виноградова, Л.А.Пеньевская и др.).
В современном обществе выделяется проблема "дефицита" чтения. Сегодня всё большее число детей предоставлены сами себе и проводят большую часть времени, сидя у телевизоров, поэтому с литературой, они знакомятся в основном в рамках дошкольного учреждения. Следовательно, педагогу необходимо не только уделять больше внимания работе с детской литературой нравственной направленности, но и приобщать к совместной работе родителей воспитанников. Следует показать родителям неоценимую пользу детской литературы, с помощью которой можно формировать нравственные качества детей, и которая бы нравилась детям. Дошкольный возраст – это важный этап формирования нравственных представлений, являющихся основой нравственной воспитанности человека, показателем которой является его отношение к людям, к природе, к самому себе, умении сочувствовать, сопереживать, отзывчивости и доброты.
Нравственные качества являются результатом нравственного воспитания, утверждаются в личности, путём собственного познания и опыта. Представления, полученные в процессе познания окружающего мира путём его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта дошкольника. Таким образом, видно, что формирование нравственных норм для ребёнка крайне необходимо. Дети ежедневно в той или иной форме сталкиваются с ситуациями, в которых без этих знаний просто не обойтись. Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к героям книг должны стать отправной точкой для воспитания и обучения ребёнка: любви, гуманизму, патриотизму, бережному отношению ко всему живому и неживому. В данной работе мы делаем акцент на детской литературе; как формировать нравственные нормы у детей при помощи книги – детской книги. Исходя из актуальной темы, были сформулированы объект, предмет, гипотеза, цель и задачи работы.
Объектом исследования является процесс формирования нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования является влияние детской литературы на формирование нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: детская литература способна стать эффективным средством формирования нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста при осуществлении выбранной системы занятий, использовании разнообразных методов и приёмов работы по ознакомлении детей с детской литературой.
Цель исследования - отбор и апробация наиболее эффективных приёмов и методов использования детской литературы с целью формирования нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения цели следует решить ряд задач:
1. Изучить научную и методическую литературу по выбранной теме.
2. Изучить закономерности нравственного развития дошкольника.
3. Познакомиться с опытом работы дошкольных учреждений по формированию нравственных норм с помощью детской литературы.
4. Апробировать на практике наиболее эффективные методы работы с детской литературой с целью формирования нравственных норм, оценить эффективность проделанной работы.

I. Теоретические аспекты исследования влияния детской литературы на нравственное воспитание дошкольника.I.1. Исследования учёных о сущности и закономерностях нравственного воспитания дошкольника.Нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования и приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Конечно, процесс становления личности и её нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять, как можно раньше, чтобы дать ребёнку "путеводную нить" в среде себе подобных.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражания взрослым. И двигаясь путём проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали и нравственности. Поэтому роль взрослого как "социального проводника" очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Нравственное развитие личности выступает, с одной стороны, как процесс положительных качественных изменений её под влиянием многих факторов (нравственного воспитания, социальной среды, самовоспитания, личного опыта и др.), с другой, - характеризуется как достигнутый личностью уровень нравственной воспитанности. С этих позиций можно говорить о возможном уровне нравственной воспитанности ребёнка-дошкольника. Показателем высокого уровня нравственного развития человека является его нравственная направленность, выраженная как система устойчивых, нравственно - ценных мотивов, определяющих отношение личности к труду, обществу, её жизненные цели и идеалы.
Процесс нравственного воспитания сложен и длителен. В нём условно можно выделить три составляющие части: одну основную – воспитание и две сопутствующие – перевоспитание и самовоспитание. Нравственное воспитание имеет перспективный характер, т.е. в его ходе происходит "проектирование" личности воспитанника с учётом социального заказа общества, достигнутого уровня нравственного развития, намечающихся тенденций поведения. Прогнозируя развитие определённых моральных качеств детей, педагог организует их разнообразную деятельность, в которой происходит освоение определённого морального содержания (нравственных знаний, умений, способов поведения и пр.), формируются моральные мотивы и социальная активность, а также преодолеваются отрицательные черты поведения. Опора на активность воспитанников является обязательным условием нравственного воспитания. Освоение морали начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности (А.Н.Леонтьев). Нравственное развитие личности ребёнка определяется знанием норм и правил поведения, моральными привычками, эмоционально - положительным отношением к нравственным нормам, внутренней позицией самого ребёнка (В.С.Мухина). К концу дошкольного возраста под влиянием воспитания у детей формируется поведение, ориентированное на нравственную норму, развивается способность соотносить свои действия с этическими эталонами (С.Г.Якобсон). Создать благоприятные условия для активного освоения детьми социально-нравственного опыта в процессе познания, общения, игры, продуктивной деятельности – важная задача общественного дошкольного воспитания.
Никогда в нашей отечественной дошкольной педагогике не ставилась задача воспитания счастливого ребёнка. А может быть стоит задуматься над этим? Поразмышлять, как изменить взгляд на ребёнка и на роль воспитания в его развитии. В американской педагогике есть такой принцип - "воспитывать счастливую личность". Человек должен быть счастлив уже потому, что он родился, что живёт. Отечественная же концепция: воспитывая ребёнка, мы как бы выстраиваем для него перспективу: вот будешь слушаться старших, будешь хорошо учиться и т.д. - и станешь счастливым человеком. А американцы всё перевернули "ты родился счастливым человеком и поэтому можешь хорошо учиться, весело жить, у тебя всё получится, тебе всё по плечу. Воспитать такого ребёнка можно, если и родители, и воспитатели проникнутся глубоким уважением к личности малыша и научат его важному: чувству собственного достоинства и умению жить среди людей.
Много знатных "умов": учёных, педагогов, трудились и трудятся над тем, как помочь родителям, воспитателям воспитать социально - адаптированного, уверенного в себе ребёнка.
Нравственное воспитание осуществляется по следующим направлениям: воспитание гуманности как качества личности, трудолюбия, умения и желания трудиться; патриотизма, гражданственности, коллективизма.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма – это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. А.В.Запорожец называл умение понять другого новым видом внутренней психической активности ребёнка. Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А.Пеньевской, А.М.Виноградовой, И.С.Деминой, Л.П.Князевой, Л.П.Стрелковой, А.Д.Кошелевой, И.В.Княжиной, Т.В.Черник и т.д. Эти исследования уточнили содержание доступных детям знаний о гуманном отношении к людям, природе, определили методику формирования таких взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста. В основе механизма нравственного воспитания лежит последовательность его компонентов, меняющихся в зависимости от возраста детей. Художественная литература была выдвинута, как главное средство в воспитании гуманности.
В советский период воспитание таких нравственных качеств как: коллективизм, патриотизм, трудолюбие, было одной из важных задач нравственного воспитания. На современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке смысловых блоков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма, как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют большое значение и поэтому исключить их нельзя.
Человек живёт среди людей, и его нравственность проявляется только во взаимоотношениях с ними и ради них. Этим нравственность отличается от других сторон личности. Человек не может развиваться вне человеческого общества. При этом он не только "функционирует" рядом с другими людьми. Для его собственного развития и расцвета личности ему нужно, чтобы это были взаимоотношения – положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения. Поэтому, когда сегодня появляются сомнения, нужно ли воспитывать коллективные взаимоотношения между детьми, а в каждом – коллективизм как качество личности, тем самым ставится под сомнение процесс нормальной социализации личности.
Коллективизм – сложное интегральное качество, которое, безусловно, в полной мере может быть присуще лишь взрослому человеку. Дошкольный возраст следует рассматривать как первый, базовый этап формирования коллективизма. Применительно к детям 3 - 6 лет, вероятно, правильно говорить о воспитании коллективных взаимоотношений, т.е. таких взаимоотношений, которые характеризуются взаимопомощью, отзывчивостью, дружбой, ответственностью, добротой, инициативой.Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение. Через общение ребёнок познаёт социальный мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния (Я.Л.Коломинский, Л.В.Артёмова). Предпосылкой возникновения общения является направленность ребёнка на другого человека, интерес к нему. Такой интерес проявляется уже в раннем возрасте (Н.М.Аксарина, Г.М.Лямина, Л.Н.Павлова, Е.Б.Волосова и др.).
Содержательные взаимосвязи между детьми характеризуются дружбой. Проблема дружбы между дошкольниками исследовалась в дошкольной педагогике как составляющая коллективных взаимоотношений (А.А.Аржанова, В.П.Залогина, Т.М.Маркова, А.В.Булатова и др.). Замечено, что в младшем дошкольном возрасте объект дружбы часто меняется, нет длительных дружеских объединений. В среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности. В старшем дошкольном возрасте происходит значительная перестройка дружеских взаимоотношений. В интереснейшем исследовании Т.А.Марковой, изучавшей феномен дружбы между дошкольниками, отмечается, что старшие дошкольники ценят и берегут дружбу. Они готовы защищать свои отношения, а друзей и их поступки, считать лучшими даже вопреки справедливости.
Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений. В основе взаимопомощи и отзывчивости лежит направленность на другого человека. Проблема воспитания отзывчивости и взаимопомощи изучалась в дошкольной педагогике (Л.А.Пеньевская, Т.И.Пониманская, А.М.Виноградова и др.) и детской психологии (Т.А.Репина, А.Д.Кошелева, А.Г.Рузская и др.). Исследователи отмечают, что взаимопомощь в младшем дошкольном возрасте имеет специфические особенности. Например, утешение обиженного. В среднем дошкольном возрасте формы взаимопомощи разнообразны. Дети помогают друг другу в совместных играх, в быту, на занятиях. Взаимопомощь старших дошкольников отличается большей осознанностью и избирательностью. Главной задачей воспитателя является формирование у детей представлений о сущности такого важного качества, как взаимопомощь.
Качественной характеристикой уровня развития любого коллектива являются наличие общественного мнения и его направленность. Как отмечал В.Г.Белинский, "создаёт человека природа, но развивает и образует его общество". Человеку не может быть безразлично, что о нём думают окружающие, соответствуют ли его поступки принятым нормам. Дошкольникам не безразлично, как их оценивают не только взрослые, но и сверстники. Исследования, проведенные Т.И.Пониманской, Л.В.Крайновой, Т.А.Репиной и др., показали, что в детском коллективе общественное мнение формируется по мере осознания детьми принятых в обществе и реализуемых в конкретном коллективе нравственных норм, по мере накопления представлений о добре и зле, о хорошем и плохом, о справедливости и несправедливости.Отечественные педагоги (Ф.С.Левин-Щирина, В.Г.Нечаева, В.А.Горбачёва и др.) и психологи ( В.С.Мухина, Е.В.Субботский, С.Г.Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанию усваивать не только правила, но и нормы нравственного поведения.
В контексте формирования нравственных взаимоотношений следует рассматривать и проблему воспитания культуры поведения.
Культура поведения – это стиль поведения человека, поступки которого основаны на соблюдении нравственных норм и правил, принятых в обществе. Культура поведения дошкольника включает в себя: культуру деятельности ребёнка (аккуратность, бережливость и т.д.); культуру общения (тактичность, вежливость и др.); культурно-гигиенические навыки (чистоплотность) (С.Петерина). Конечно, культура поведения не ограничивается "детским обществом". Она реализуется и во взаимоотношениях со взрослыми, но в общении ребёнка со сверстниками выполняет более многогранную роль. Воспитание культуры поведения должно, с одной стороны, предполагать и включать в себя обучение принятым в обществе нормам и правилам, а так же формам их выражения в мимике, жестах, поступках, с другой стороны, - быть ориентировано на ту социальную среду, в которой их станут применять. Воспитание культуры поведения у дошкольников является продолжением и одним из аспектов работы по воспитанию гуманного отношения к людям.
Содержанием воспитания культуры поведения и взаимоотношений служит обучение детей умениям красиво и правильно есть, быть опрятными; следить за своей позой, осанкой, владеть речевым этикетом; владеть способами учтивого оказания внимания.
Активное освоение правил поведения неотделимо от формирования дисциплинированности. Дисциплинированность – сложное нравственное качество. Оно включает умение управлять своим поведением, сознательно подчинять его правилам и требованиям со стороны коллектива, общества твёрдо установленного порядка. Важно формировать у ребёнка именно дисциплинированность, а не простое послушание. Дисциплинированность у дошкольников находится в стадии начального формирования и отличается от дисциплинированности детей более старших возрастов недостаточной устойчивостью, недостаточно развитой способностью ребёнка сознательно следовать требованиям дисциплины в новых условиях. Причины этого: слабо развитые тормозные процессы, слабо развитое логическое мышление (ребёнок не всегда понимает требования взрослого, не умеет самостоятельно принять нужное решение в выборе способа поведения в конкретном случае). Нарушение дисциплины детьми часто является следствием неправильной организации их жизни. Однообразная деятельность или бездеятельность детей, отсутствие чёткой организации бытовых процессов приводят к недисциплинированности даже в случае знания детьми соответствующих правил. Поэтому важное значение в воспитании дисциплины, как нравственного качества, имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети приобретают опыт сознательного выполнения правил.
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформулированно окончательно – всё лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее практически все нравственные качества берут своё начало в дошкольном возрасте. Чувство любви к Родине сродни чувству к родному дому. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищённости. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относится к делу, беречь вещи, книги, природу, т.е. воспитываем качество личности – бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остаётся актуальной всегда.
I.2. Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками.
По результатам психолого-педагогических исследований различных отечественных и зарубежных учёных в дошкольном детстве складываются основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций. Французский исследователь проблемы чтения и читательских интересов Р.Эскарпи утверждает, что знакомство с книгой в раннем детстве закладывает фундамент для дальнейшего литературного образования. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего читателя. Учёные (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Л.С.Славина и др.) отмечают, что дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребёнка. Психологи выделяют 2 этапа в эстетическом развитии ребёнка, имеющие резкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребёнка в целом. Границы этих периодов точно определил К.Чуковский. Первый этап длится "от 2 до 5", когда ребёнок недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства. Второй – после 5 лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, отделяется ребёнком от другой деятельности, прежде всего от игры, и становится самоценным.
Для ребёнка младшего дошкольного возраста характерной чертой является тесная зависимость понимания литературного произведения от непосредственного личного опыта ребёнка. Литературные факты, совпадающие с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же противоречащие личному опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются ребёнком неверно. Иногда дети неожиданно по-своему осмысливают самые простые казалось бы вещи. В связи с этой особенностью детского восприятия большую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге роль первоначального импульса для воссоздания ребёнком героев и событий; без иллюстраций художника воображение малыша может не включиться в работу и текст не будет понят.
Слушая литературные произведения, дети, прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. При восприятии литературного произведения в центре внимания ребёнка – главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своём воображении дети чаще всего затрудняются и нуждаются в наглядной опоре – иллюстрации. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что прежде всего ребёнок видит действия и поступки героя, но ещё не понимает мотивов его поведения, его переживаний.
Эмоциональное отношение детей к героям очень ярко окрашено. Ребёнок бурно радуется победе положительного героя, торжеству добра над злом. Он может поплакать, захотеть вырвать страничку из книжки с любимым персонажем. Вместе с тем в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность правильно понять произведение.
После четырёх лет у ребёнка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения, что в первую очередь связано с расширением круга представлений ребёнка среднего дошкольного возраста, обогащением его жизненного опыта и знаний. Усложняется и читательский опыт ребёнка. Ребёнок начинает тоньше ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствует законы сказочной фантастики, возможность или невозможность переноса в сказке функций одного предмета на другой.
В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается воссоздающее воображение, которое становится более самостоятельным. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрировать наглядно каждый поворот сюжета. Вместе с тем совершенствующееся воображение ни в коей мере не отменяет иллюстрации. Оно помогает проникновению в авторский замысел, формирует правильное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает эстетические чувства.
Ребёнок 4 - 5 лет уже осмысленно воспринимает художественное произведение, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, способен при необходимости вычленять из ряда событий отдельные факты. Характеризуя героя, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературного произведения ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя или событие. Отношение ребёнка к литературным фактам имеет действенное, жизненное отношение. Ребёнок 4 - 5 лет прежде всего активный соучастник изображаемых событий, он переживает их вместе с героями.
В среднем дошкольном возрасте отмечают новое, особое отношение детей к языковым явлениям – ярко выраженная реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить. С.Я.Маршак писал о том, что его сын наотрез отказался слушать продолжение рассказа после слов "вдруг раздались чьи-то шаги": "Это очень страшно", - твердил он. Подобные примеры пристрастного, чуткого внимания к слову мы найдём в книге К.Чуковского "От двух до пяти", где автор называет ребёнка этого возраста гениальным лингвистом. Поддержание и развитие детской впечатлительности, интереса к слову – важная задача воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Также необходимо продолжать формировать интерес к книге, учить внимательно слушать и слышать литературные произведения, помогать детям соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении, помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать, развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представить себе события и героев произведения, поддерживать сопереживание детей героям произведения и личностное отношение к прочитанному.
Очень важен для поддержания интереса ребёнка-дошкольника правильный выбор произведения. Значимость продуманного отбора книги для детского чтения определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, на формирование его литературного опыта, на воспитание отношения к книге – интереса и любви к ней или равнодушия. Ведь интерес к книге, возникший в дошкольном детстве, поможет ребёнку в дальнейшем, когда он будет самостоятельно осваивать технику чтения.
Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, ребёнок приобретает духовный и нравственный опыт. Таким образом, правильным отбором книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.
Детская литература сегодня богата по составу и содержанию. В круг детского чтения следует включить книги, разнообразные по жанрам. Ребёнку следует открывать богатство жанров литературы. Это позволит как сформировать у ребёнка широту читательских интересов, так и избирательность и индивидуальность литературных пристрастий. Жанровое и тематическое многообразие детской литературы даёт возможность формировать у детей читательские интересы и склонности. Избирательность чтения проявляется уже в дошкольном возрасте. Одни дети любят книги о животных, другим нравятся приключения, третьи отдают предпочтения историям из жизни сверстников. Знать о возникающих литературных склонностях ребёнка необходимо для того, чтобы развивать их.
Любовь к книге, умение использовать в жизни полученные из неё знания не приходят к ребёнку сами по себе. Здесь необходима активная помощь взрослого. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Примеры из детской литературы позволяют раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразием человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. Преимуществом художественной литературы как средства формирования нравственных норм – в её эмоциональной оценке действительности. Литература активно воздействует на чувства и разум ребёнка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.
I.3. Детская художественная литература как средство формирования нравственных норм у детей в среднем дошкольном возрасте.Значение художественной литературы, как составляющей, в воспитании детей определяется её общественной, а так же воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Вкус маленьких читателей накладывает отпечаток на всю систему жанров в литературе для детей. Любовь к книге, умение использовать в жизни полученные из неё знания не приходят к ребёнку сами по себе. Здесь необходима активная помощь взрослого. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль художественной литературы. Часто мы говорим: "Книга – это открытие мира". Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Преимущество художественной литературы как средства формирования нравственных норм – в её эмоциональной оценке действительности. Литература активно воздействует на чувства и разум ребёнка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребёнка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребёнка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б.М.Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, волю, чувства, развивает его сознание и самосознание, формирует мировозрение.
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманности, добра, справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведение бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые литературой, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми). Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребёнка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребёнка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.
Решая задачи формирования нравственных норм дошкольников, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе, к лучшим литературным образцам ХХ столетия. Прежде всего, это произведения А.С.Пушкина, С.Т.Аксакова, П.П.Ершова, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.А.Блока, С.А.Есенина, из переводных авторов – Р.Киплинга, Ш.Перро, братьев Гримм, Г.Х.Андерсена, произведения писателей и поэтов советского периода: М.Горького, С.Маршака, В.Маяковского, К.Чуковского, А.Барто, С.Михалкова и др. Например, для воспитания у детей старшего возраста нравственных качеств, гуманных чувств можно использовать сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Хаврошечка", "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина, "Серебряное копытце" П.Бажова, "Конёк - Горбунок" П.Ершова, "Айболит" К.Чуковского и т.д.При чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.
Задачи формирования нравственных норм дошкольников прекрасно представлены в произведениях лучших детских писателей: Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, В.А.Осеевой, Н.Н.Носова, А.Л.Барто, Е.А.Пермяка и др. Подбор художественных произведений зависит от конкретных воспитательных задач, стоящих перед педагогом.
Стихи А.Л.Барто по содержанию очень близки и понятны детям – в них запечатлены моменты их детской жизни. Ведь главным действующим лицом является сам ребёнок, его сверстники, игрушки – мир знакомый и увлекательный. Несложное содержание стихотворений выражено в простой, доступной форме. Эти стихи помогают сформировать такие чувства как сочуствие, жалость ("Мишка", "Зайка"), забота о ближнем ("Брат - младший") и т.д.
Основной жанр В.А.Осеевой – короткий рассказ. Сюжеты рассказов взяты из жизни. Это наблюдения за детьми и их родителями. Для них характерны реализм бытовых сцен, быстрое развитие сюжета, а главное они поднимают и решают нравственные проблемы: что легче – соврать или сказать правду? Каким должен быть настоящий товарищ? Кого можно назвать хорошим сыном? и др. Рассказы делятся на 2 группы. В первой – дан готовый вывод, нравственная оценка поступков героев, которая звучит из уст взрослого ("Плохо", "Сыновья"), в другой группе – дети сами должны сделать вывод ("Печенье", "Волшебное слово", "На катке" и др.), что делает эти рассказы наиболее ценными для педагога.
Н.Н.Носов через юмор и сатиру поднимает вопросы трудового воспитания, честности, заботы об окружающих, взаимоотношений детей и взрослых. Эти нравственные качества раскрываются в занимательных рассказах Носова "На горке", "Огурцы", "Фантазеры" и др.
Л.Н.Толстой использовал разные жанры, но основным для него является рассказ. Силу воздействия своих рассказов Толстой проверял на детях. Он стремился донести до них "умную мораль", но морали в тексте нет – нужно самим делать выводы. В своих рассказах о животных и птицах, о детях именно через эмоциональное воздействие Толстой заставлял приходить детей к определённым нравственным выводам: что такое дружба и преданность, в чем заключается гуманизм, смог совершить ошибку – умей отвечать за нее и т.д.
Е.А.Пермяк считал труд основой нравственного воспитания, поэтому и произведения его построены на значимом участии ребёнка в жизни взрослых, когда он вносит хоть и маленькую, но важную лепту в общее дело ("Первая рыбка", "Как Маша стала большой", "Пичугин мост", "Чужая калитка").
И таких писателей немало, в каждом произведении можно найти важный нравственный момент для ребёнка, главное правильно подобрать его.
От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает воспитатель как на занятиях, так и вне их. Некоторые произведения большие по объёму, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредотачивающими внимание детей на главном. Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит педагогу проводить работу по формированию нравственных норм у детей целенаправленно и комплексно.
Для всестороннего развития нравственных чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам прочитанных сказок, рассказов. Воспитатели должны способствовать развитию детских игр по мотивам прочитанных произведений. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актёры принимают участие в спектаклях.
Итак, формирование нравственных норм у дошкольников необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребёнка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, их поступкам. И в дальнейшем даёт возможность применять детям усвоенные нормы морали и нравственности в своей жизни.
I.4. Опыт дошкольных образовательных учреждений по данной проблеме.Изучая педагогическую и методическую литературу по данной проблеме, опубликованную в периодической печати, интересным, на наш взгляд, является опыт других детских садов. В частности, хотелось бы остановиться на двух из них.
В нескольких детских садах г.Набережные Челны проводилось исследование изучения сформированности нравственных норм у детей младшей, средней, старшей групп. Детям представляли такую ситуацию, с тем, чтобы они подумали: правильно ли поступил мальчик Саша? Как бы они поступили? Ситуация: воспитатель принёс в группу вазу с конфетами, но при этом сказал, что дети получат конфеты только за обедом, на третье. Вазу поставили на полку. Когда дети вышли на прогулку, воспитатель попросил Сашу вернуться и принести машинки. В группе никого не было. Саша взял и съел одну конфетку. Вернувшись на прогулку, он никому ничего не сказал. За обедом одной девочке не хватило конфеты. Дети, в том числе и Саша, в один голос говорили, что не брали конфет.
В ходе диалога выяснилось: в младших группах дети почти не имеют представлений о моральном действии. Более того, 20% из общего числа сказали, что Саша поступил правильно, и они так же поступили бы. Мотивами были: конфета вкусная, сладкая, сегодня не ел конфет. В средних группах утвердительно ответили 4%. В старших группах дети считали, что Саша поступил неправильно и объясняли почему. Педагоги пришли к выводу: если младшие дети ещё не разбираются в том, что такое хорошо, а что плохо, то старшие как бы оценивают поступок и разъясняют его.
Еще один похожий эксперимент в детском саду №62 г.Шуя. Там воспитатель не рассказал, а принёс в группу вазу с конфетами и сообщил, что дети получат их на сладкое. Иными словами была та же ситуация только в действительности. И что же? Младшие дети брали конфеты как само собой разумеющееся, а в поведении старших чувствовалась, какая борьба идёт между желанием и нравственными нормами. Многие ребята брали конфеты, потом возвращались и клали на место, затем, поразмыслив, опять брали. Здесь вывод был о том, что моральное чувство ещё не сформировано. Решили решить эту задачу с помощью художественной литературы. В обоих случаях воспользовались произведениями Л.Н.Толстого "Косточка", Н.Носова "Огурцы". Результат беседы показал, какую неоценимую помощь оказывает литература. Однако, через 2 недели, повторив эксперимент, педагоги были обескуражены. Как будто не было ни чтения, ни бесед, и вновь пришлось повторять всё сначала.
Следовательно, формирование нравственного действия – процесс длительный и противоречивый.
Вывод. Изучив научно-методическую литературу, взгляды ученых, опыт дошкольных образовательных учреждений по данной проблеме, можно сделать вывод, что произведения детской литературы активно воздействуют на формирование моральных норм у детей, помогают воспитывать доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание. Однако, воспитание художественным словом может привести к большим изменениям в умственном и нравственном развитии детей в случае правильно организованного воспитательно-образовательного процесса и в тесном единстве с родителями.
II. Проектировавание педагогической деятельности по использованию детской литературы для формирования нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста.
II.1. Диагностика уровня сформированности нравственных норм у среднего дошкольника на базе ДОУ №2084/17 Всеволожского района.
Практическая часть исследования была направлена на подтверждение либо отрицание гипотезы нашей работы и решения задач исследования.
Задачи практической части исследования:
1. Исследовать уровень сформированности нравственных норм у детей средней группы.
2. Составить план работы по формированию нравственных норм с использованием детской литературы.
3. Апробировать на практике отобранные методы и приёмы работы с детской литературой.
4. Провести анализ эффективности проделанной работы.
Исследование проводилось с помощью разнообразных методов:
- метод специальных проб при проведении диагностики;
- метод анкетирования родителей;
- метод анализа практической деятельности;
Практическая часть исследования состояла из трёх этапов. 1 этап - диагностический. На данном этапе была проведена первичная диагностика, целью которой являлось выявление уровня сформированности нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста.
2 этап - деятельностный. На данном этапе проводилась апробация составленной системы работы (различные приёмы, методы, занятия, беседы, игры с детьми), которая была направлена на развитие и формирование нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста.
3 этап - аналитический. На заключительном этапе данной исследовательской работы была проведена повторная диагностика с целью выявления эффективности проделанной работы. После чего были сделаны выводы о проделанной работе и составлены некоторые рекомендации по данной проблеме - формирование нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
Первичное диагностическое исследование было проведено в ноябре 2009 года. Для проведения диагностики была использована методика, разработанная Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной «Изучение осознания детьми нравственных норм» (Практикум по дошкольной психологии. – М.: Академия, 2000). Обследование проводилось с каждым ребёнком индивидуально, в 2 этапа.
1 этап диагностики: ребёнку предлагались 3 незаконченные ситуации, описывающие выполнение или нарушение нравственных норм с учётом возраста ребёнка. Ребёнку говорили: "Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи". Примеры ситуаций:
У девочки из корзины высыпались игрушки на дорогу. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…
Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: Я тоже хочу поиграть этой куклой» Катя ответила…
Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил « Кто сломал игрушку?» Петя ответил…
В каждом случае мы пытались добиться от ребёнка мотивировки своего ответа. Ответы фиксировались.
Обработка результатов.
1 балл – ребенок не может оценить поступки детей. 2 балла – ребенок может оценить поступки детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. 3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. 4 балла - называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.По результатам 1 этапа диагностики нами было установлено, что только 2 из 10 детей (Леша В.и Егор В.) имеют высокий уровень знаний о нравственных нормах. 5 детей имеют средний уровень (Талабаев Д., Шматко Л., Толстых С., Ленкевич П., Плеханов С.) и у 3-х детей (Барсукова М,Литуновская Н, Наливко Л.) выявлен низкий уровень знаний.
2 этап диагностики: «Метод отбора литературных персонажей по нравственным нормам».
Ребенку показывают картинки: « Разложи картинки так, что бы с одной стороны у тебя лежали добрые персонажи, а с другой отрицательные». Объясни, почему ты именно так разложил картинки. ( Приложение № 1)
Обработка результатов 1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке как положительные, так и отрицательные герои) 2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия. 3 балла - правильно раскладывает картинки, обосновывает свои ответы.
После 2-го этапа диагностики было выявлено, что из 10 детей высокий уровень имеют 5 человек (Леша В.и Егор В. Талабаев Д., Шматко Л., Толстых С., Ленкевич П.,), ), средний уровень 4 человека (Полина Л., Плеханов С,Наливко л., Барсукова М.), и низкий уровень 1 человек (Литуновская Н.) Следовательно, усвоение детьми понятий "хорошо" или "плохо" идёт более успешно, чем формирование таких нравственных норм как: справедливость, доброта, дружба, отзывчивость.
Уровень знаний детей о нравственных нормах вычислялся из расчёта суммы правильных ответов по двум этапам диагностики и составлял: 6-5 правильных ответов - высокий уровень, 4-3 - средний уровень и 2-1 правильных ответа - низкий уровень.
Критерии уровней освоения детьми представлений о нравственных нормах.
Высокий уровень – ребёнок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Средний уровень – ребёнок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
Низкий уровень – ребёнок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формирует.
Общие результаты диагностики детей на основании 2-х её этапов выглядят следующим образом:
Высокий уровень – 20% - 2 ребенка
Средний уровень – 50% - 5 детей
Низкий уровень – 30% - 3 ребенка
Данные результаты представлены в таблице (приложение №2).
Следующим шагом было проведение анкетирования родителей. Анкетирование проводилось по 2-м направлениям:
1). Роль и место книги в семье;
2). Нравственное воспитание ребёнка в семье;
Цель данного анкетирования заключалась в выявлении отношения взрослых к проблеме исследования, понимают ли они важность и необходимость нравственного воспитания ребёнка, в чём именно заключается это воспитание, какова роль книги, её значение в воспитании ребёнка и нравственном воспитании непосредственно. Анкетирование показало, что большинство родителей (70%), заинтересованы вопросами нравственного воспитания своих детей. Многие знакомят детей с литературой нравственной направленности, вместе обсуждают поступки героев. Но есть и такие родители (30%), которые не считают данную проблему первостепенной и особо значимой, поэтому не уделяют ей внимания - достаточно того, что ребёнок узнаёт в садике и т.п., а место книги в жизни ребёнка всё больше занимает телевизор, у которого ребёнок проводит порой все выходные дни, потому что родители заняты, и телевизор - лучший помощник отвлечь ребёнка. (приложение №3).
На основании диагностики детей и анкетирования родителей нами были сделаны выводы, что:
- большинство детей имеет средний и низкий уровень знаний о нравственных нормах;
- большинство родителей имеют лишь поверхностные представления о том, какие знания нравственного содержания необходимо давать детям среднего дошкольного возраста и как это делать;
- большая часть семей не уделяет внимания литературному воспитанию дошкольника и книга "редкий гость" в руках ребёнка;
- родители, имея определённый опыт и запас знаний о нравственных нормах и качествах, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и обществе, что свидетельствует о низком уровне их нравственного сознания.
Поэтому мы считаем, что работа в данной возрастной группе по формированию нравственных норм является необходимой и должна вестись как с детьми, так и с родителями!
II.2. Cодержание работы с детьми по формированию нравственных норм с использованием детской литературы.В связи с поставленными ранее задачами нами были апробированы различные методы и приёмы для формирования и закрепления детьми представлений о нравственных нормах и качествах. Работа проводилась в различные отрезки времени: как в утренние часы, так и в вечерние, на прогулке и в свободное время. Работа с детьми велась в различных направлениях:
- занятия- игры;
- чтение и разучивание детской литературы нравственной направленности;
- этические беседы;
- создание проблемных ситуаций;
- театрализованная деятельность;
- изобразительная деятельность;
- культурно - досуговая деятельность;
Остановимся подробнее на некоторых направлениях.
Нами были проведены занятия-игры «Уроки добра и вежливости», «Добрые поступки». Каждое занятие было для детей очень занимательным и интересным. В игровой и поучительной форме с детьми проводились беседы на нравственные темы, такие как вежливость, добро, добрые поступки. Зачитывалось много нравственной литературы, дети с удовольствием играли в игры нравственной направленности. На каждом занятии присутствовали сказочные персонажи, что придавало урокам еще больше интереса со стороны детей. Были введены такие понятия, как правила доброжелательности, прочитаны пословицы о доброте, прослушивались детские песни. Каждый ребенок пытался участвовать в занятии, высказать свою точку зрения, рассказать о свой жизненной ситуации. Занятия проходили на высоком уровне, были очень эффективны для нашей работы с детьми. (Приложение 4)
Чтение и заучивание наизусть произведений детской литературы нравственной направленности. Нами было прочитано и разучено большое количество произведений детской литературы. Среди них стихи: "Уехали", "Подарок" Е.Благининой; "Девочка - рёвушка", "Девочка - чумазая" А.Барто; "Два барана" С.Михалкова. Сказки: "Два жадных медвежонка", "Гуси - лебеди", "Жихарка", "Лисичка со скалочкой", "Хаврошечка" и др. Рассказы: "Печенье",»Жук», «Волшебное слово", "На катке" В.Осеевой; "Огурцы", "На горке" Н.Носова, рассказы В. Драгунского,"Урок дружбы" М.Плацковского, "За обедом" С.Баруздина, "Подружки" А.Кузнецова и др. После ознакомления с художественным произведением обязательно проводились этические беседы. К каждому произведению заранее готовились вопросы, чтобы легче было отслеживать, как меняется у ребёнка то или иное представление о нравственных качествах.
Например, "Подарок" Е.Благининой. "Какая игрушка была у девочки любимой? Жалко или нет ей было отдавать игрушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?
"Хаврошечка" русская народная сказка. "Хорошо ли, весело жилось Хаврошечке? Какая Хаврошечка? Что делала? Что любили делать мачеха и её дочери? Зачем мачеха попросила зарезать корову? Почему ветки яблони опустились только для Хаврошечки?
Произведения подбирались нами так, чтобы в нём можно было чётко проследить какую - либо нравственную норму. ( Приложение №5)
Так же в работе были использованы и игры, игры-беседы: "Секрет волшебных слов", "Мы поссоримся и помиримся", "Мои поступки", "Пирамида добра". (Приложение №6)
Например: игра "Пирамида добра": Дети встают в круг. "Что доброго, хорошего можно пожелать всем нам, друг другу? Кто придумает, выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, высказавшего свое пожелание". Начинает ведущий, (например я: "Я желаю вам быть терпеливыми и послушными"). После того, как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра, ведущий тихонько раскачивает ее со словами: "Пусть наши желания услышат все и пусть они все сбудутся!"- подталкивает лежащие на его ладони ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.
Создавались нами проблемные ситуации по заданной теме. Например, 1-я ситуация: Андрей и Юра строили из кубиков замки. Юра, увидев, что у Андрея замок лучше, подошёл и сломал его. Правильно ли поступил Юра? Почему? Что должен сделать Юра? и т.д.
2-я ситуация: Женя бежал по участку и, не увидев карягу, зацепился и упал. Ушиб ногу. Дети подходили и жалели его. Что можно сказать об этих детях? Правильно ли они поступали?
3-я ситуация: К Маше пришли гости. Она встретила их радушно. Но потом убрала игрушки, не давая играть в них. Стала обсуждать у кого подарок лучше и т.д. Что неправильно сделала Маша? Почему? Как надо правильно поступать в таких случаях?
Еще одно направление - театрализованная деятельность. Она заключалась в обыгрывании ситуаций в настольном театре, пальчиковом, постановке за ширмой (куклы на руку) для закрепления уже сформированных нравственных норм. Так же дети сами ставили постановки - миниатюры по прочитанным произведениям ("Заячья избушка", "Каша из топора» и т.д.). (Приложение №7)
Наша работа продолжалась и в творческой, изобразительной деятельности детей. После прочтения того или иного произведения мы просили ребят нарисовать персонажа, который является, по их мнению, добрым, или которого им жалко. Так же просили нарисовать "злого" персонажа. С большим энтузиазмом дети выполняли эти задания (Приложение № 8).
В культурно-досуговой деятельности детей нами использовались постановки этюдов на нравственные темы: "Упрямые козлики", "Узнай себя" и др. (Приложение № 9)
Очень понравились детям занятия, связанные с рассматриванием иллюстраций на нравственную тему, и составление по ним кратких описательных рассказов. Очень интересно было слушать и наблюдать за рассуждением детей, ведь в рассказе ребёнок применял ту нравственную норму, которая была у него сформирована на тот момент (Приложение №10)
Параллельно проводилась работа с родителями. Прежде всего, это были выступление на родительском собрании на тему: «( Простые нормы нравственности и их воспитание в семье», «Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье» (Приложение № 11). Были созданы папки-передвижки с консультациями о том, какие произведения лучше всего прочитать детям и обсудить их вместе. На стендах постоянно вывешивался план работы по ознакомлению детей с художественной литературой в рамках ДОУ. Родители проявили инициативу и сами стали приносить в группу книги нравственной направленности. В индивидуальных беседах с родителями мы советовали, какие статьи по формированию у детей нравственных норм можно почитать из журналов "Дошкольное воспитание" и "Дошкольная педагогика". Рекомендации на основе этих статей были также оформлены в виде папок-ширм. Совместно с родителями была проведена викторина "Герои сказок". Так же совместно с родителями был поставлен спектакль «Федорино горе» К.И.Чуковского. Родители активно принимали участие в оформлении музыкального зала, заучивали вместе с детьми их роли и делали костюмы. (Приложение № 12)

II.3. Анализ результатов практической деятельности.В апреле 2010 года нами была проведена повторная диагностика с целью выявления эффективности проделанной работы. Детям предлагались те же самые задания, которые они выполняли на первом этапе нашего исследования, но с небольшим изменением. Выявление уровней сформированности нравственных норм проходило по тем же показателям (Приложение № 13).
По результатам повторной диагностики можно сделать вывод, что проделанная нами работа имела положительный эффект. Дети занимались с большим интересом. Высокий уровень показали 30% детей (Васильев Е, Васильев Л., Талабаев Д.), это те же дети, которые имели высокий уровень знаний о нравственных нормах при первичной диагностике (Васильев Е . Васильев Л.), и Талабаев Д.,. уровень знаний которого повысился вследствие нашей работы. Ребята проявляли живой интерес к занятиям, с удовольствием выполняли различные поручения, отвечали на все вопросы, составляли рассказы о нравственных нормах (добре, справедливости и т.д.), проявляли интерес на занятиях по ознакомлению с различными произведениями детской литературы нравственной направленности разных авторов. Так же нельзя не отметить тот факт, что и родители этих детей проявляют большой интерес к проблеме нравственного воспитания детей и приобщения их к детской литературе.
К среднему уровню отнесено 70% детей (Ленкевич П.,Литуновская Н., Наливко Л.,Шматко Л., Толстых С., Барсукова М, Плеханов С. )в сравнении с первичной диагностикой нам удалось повысить данную цифру почти в два раза (на ноябрь 2009 года процент детей, имеющих средний уровень знаний о нравственных нормах, составлял 50%). Хотелось бы отметить, что некоторые из детей, у которых выявлен средний уровень, почти приблизились к высокому уровню, это Ленкевич П., Толстых С., Плеханов С., ребята активно участвовали в проводимых нами занятиях, всегда верно отвечали на поставленные вопросы, проявляли любознательность, с большим желанием и удовольствием выполняли различные поручения, т.е. этих детей увлекли организованные и проведённые нами занятия. Наряду с этим хотелось бы отметить тот факт, что некоторые дети, хотя у них и был выявлен средний уровень знаний о нравственных нормах, по прежнему равнодушны к литературе данной направленности (Литуновская Н., Барсукова М.), т.е нам удалось повысить уровень знаний детей, но задачу привить и повысить интерес к книге, обсуждению поступков героев нам решить не удалось. Родители этих детей так же мало интересуются данной проблемой, к работе, организованной и проведённой нами, они отнеслись пассивно, т.е. личного примера заинтересованности литературой (книгой) взрослого человека эти дети дома не наблюдают, а значительно повысить интерес к детской литературе, как к одному из важнейших источников формирования нравственных норм у дошкольников, только силами педагогов ДОУ без помощи и поддержки родителей за столь короткое время невозможно.
Как видно из результатов повторной диагностики, ни один ребёнок не показал низкого уровня знаний. Данные результаты говорят, что предложенная нами система работы имела успех и была проведена не зря.
В результате проведённой работы мы сделали выводы, что большинство детей средней группы стало проявлять интерес к книге, стали чаще задавать вопросы о поступках героев прочитанных книг, высказываться на нравственные темы (так делать "хорошо", а это "плохо"; не ссориться; не ябедничать; помочь другу в чём либо; пожалеть животное ... и др.), в играх детей стало более четко прослеживаться нравственное содержание, в свободной творческой деятельности (рисовании) дети пытаются самостоятельно отобразить поступки героев, о которых им читали.
Результаты повторной диагностики представлены в виде диаграммы (Приложение №14) и так же представлен сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностик освоения детьми представлений о нравственных нормах (Приложение № 14).
Нам удалось заинтересовать и увлечь не только детей группы, но и большинство родителей. Родители с удовольствием откликались на просьбы воспитателей прочитать с детьми тот или иной рассказ, найти иллюстрации на разные темы, обсудить поступки героев. Конечно, не все родители, но многие из них, участвовали в театрализованной деятельности, подборке книг для библиотечки группы.
Мы считаем, что проделанная нами работа не только повысила уровень знаний детей о нравственных качествах, но и интерес родителей к этой проблеме, ещё больше приблизила взрослых к проблемам и интересам их детей, способствовала сотрудничеству детей и взрослых, чувству коллективизма между детьми. Многие родители отметили тот факт, что ребёнок дома стал меньше смотреть телевизор - больше обращаться к книгам, рисовать, помогать родителям, стараться делать что-то вместе, по-другому общаться с окружающими. Практическая значимость нашей работы проявилась в составлении рекомендаций для педагогов по использованию детской литературы и в отборе и апробировании наиболее эффективных методов работы с ней для формирования у детей представлений о нравственных нормах.
Рекомендации для педагогов для дальнейшей работы:
Работа по формированию у детей нравственных норм должна проводиться систематически, планомерно и целенаправленно.
Данную работу необходимо осуществлять в разных видах деятельности.
Работу проводить в тесном взаимодействии с родителями.
Заключение.
Проведённая работа позволила доказать, что выдвинутая нами гипотеза, а именно: детская литература способна стать эффективным средством формирования нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста при осуществлении выбранной нами системы занятий, использовании разнообразных методов и приёмов работы по ознакомлению детей с детской литературой, подтвердилась.
Проведённая нами работа показала, что повысить уровень сформированности нравственных норм у детей возможно с помощью детской литературы. Главное – соблюдать при этом основные принципы, а именно: система работы воспитателя по овладению и закреплению нравственных норм обязательно должна строиться на основе комплексного подхода в решении задач обучения, воспитания и развития детей, необходимо создание предметно-развивающей среды в группе, обязательна работа по нравственному просвещению родителей, организация совместных мероприятий семьи и детского сада. Активная позиция педагогов, привлечение родителей к нравственному воспитанию детей способны повысить уровень нравственных норм у детей. Общение детей друг с другом, игра, совместная деятельность, организованная педагогом, содержание знаний, доступное возрасту и восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о ближнем, природе, помогать друг другу, быть честными, смелыми и др. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию нравственности детей доступными для их возраста средствами позволяет эффективно влиять на формирование нравственных норм, реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности. И не последнее место в этом процессе играют роль произведения детской литературы.
Хочется подчеркнуть, что в процессе приобщения детей к окружающему миру, взрослому нельзя ограничиваться работой только по организации формирования нравственных качеств. Очень важно предоставить ребёнку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально – познавательный опыт. Так, в общении со сверстниками, со взрослыми, в играх, интонациях ребёнок отображает своё отношение к окружающему миру, демонстрирует своё понимание нравственности. Только в сочетании этих двух сфер - познание действительности и выражение отношения к ней - возможно развитие нравственной культуры ребёнка, т.е. умение присваивать и использовать исторически накопленные знания и практический опыт для осознанного отношения к окружающему миру.
Поэтому в своих планах на будущее мы планируем продолжить работу по данной теме и попытаемся соединить знакомство с детской литературой нравственной направленности с творческим самовыражением детей.

Литература.
Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу //Дошкольное воспитание. – 1996. - №5.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
Буре Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в ДОУ. – М., 1986.
Воспитателю о работе с семьей. Пособие /Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
Гербова В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Гриценко З.А. «Подари мне чтения доброго…» - М., 1997.
Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 1996.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. Изд.2-е, перераб. – СПб.: Акцидент, 1999.
Дошкольная педагогика /Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. Часть 1. – М.: Просвещение, 1988.
Дошкольная педагогика /Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1986.
Захарова Т.А. Читать с пеленок //Дошкольная педагогика. – 2002. - №3.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М.: ТЦ, 1005.
Иванова Г.П. Театр настроений. – М.: Скрипторий, 2006.
Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1988.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2002.
Кокоткина О., Сухинина О.. О формировании личности ребенка в процессе ознакомления с книгой //Дошкольное воспитание. – 2004. - №2.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.
Кузьменкова Т.Г., Высина Н.А. Воспитание будущего читателя. Литературно-художественное развитие детей. – СПб.: Нева, 2005.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2004.
Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М., 2002.
Нравственное воспитание дошкольника /Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1978.
Нравственно-трудовое воспитание в ДОУ /Под ред. Р.С.Буре. – М., 1987.
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.
Соловьева Е.В. Отбор книг. – Ярославль, 1989.
Ушакова О.С. Знакомим дошкольника с литературой. – М., 2003.
Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения /Под ред. Л.И.Анциферовой. – М., 1981.
30.Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет»- М.2008 2-ое . изд.
31.Климанова Л.Ф., С.Г. Макеева «Школа вежливости» -М. 2002.
32.Журналы «Дошкольное воспитание:
З.Гриценко «Своеобразие читательского становления» 2.2008
З.Гриценко «Истоки и причины нечтения» 4.2008
Г. Паршукова «В сказочной стране» . 4.2008
Широких, О., Н. Космачева « К вопросу о формировании нравственных ценностых ориентаций» . 4.2008
Миронова Н. «Учимся у книг»3. 2008
Роженцова Т. « Читайте детям стихи» 3. 2008
33. Журналы «Ребенок в детском саду»:
Рочев Сорайя Гедес «Об относительной значимости моральных норм» 5.2006
Куприянова О. «Путешествие в сказку» 3.2008
Никифорова Л., Трихункова В. «Хотим быть добрыми» 3.2008
34.Журналы «Дошкольник. Младший школьник»:
«Учимся правилам поведения» 4. 2008
«О доброте и жадности» 5.2008
«В гостях у сказки» 2.2006
35.Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. – М.: Просвещение, 1992.
36. Семенака С.И. «Уроки добра» .- М.2003
37. Васильева-Гангус «Азбука вежливости». – М.: Просвещение,1988.