Модель организации образовательного процесса по воспитанию духовно-нравственных ценностей учащихся во внеурочной деятельности средствами иностранного языка


Модель организации образовательного процесса по воспитанию духовно-нравственныхценностей учащихся во внеурочной деятельности средствами иностранного языка
Е.В. Патрушева
Гимназия № 41, г. Новоуральск, Свердловская область
Пояснительная записка
Язык — это среда, в которой объединяются «Я» и мир.Ханс Георг ГадамерМир, в котором мы сейчас живем, называют глобальным, искусственно – техническим, компьютерно – информационноым. Этот мир бросает нам вызов. Сегодня, как никогда обострилась проблема духовно-нравственного образования, проблема человека, его гуманитарного опыта, связанного с идентичностью личности, ее ответственностью, конструктивным мышлением, выживанием и сохранением мира на земле. Ценности личности формируются в семье, неформальных объединениях, в сфере массовой информации, искусства, развлечения и отдыха. Но главная роль отводится образованию. Согласно Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в систему социального заказа образованию входят такие понятия как национальное самосознание, патриотизм, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие.
Роль предмета иностранный язык в формировании у школьников общечеловеческих ценностей уникальна, т.к. при обучении иностранному языку рассматриваются все сферы человеческой жизни. Иностранный язык является «средством межкультурного общения в изучаемых сферах человеческой деятельности, взаимопонимания народов, стран, социальных систем и обобщения достижений национальных культур в развитии общечеловеческой культуры, обогащения духовными ценностями, созданными различными народами и человечеством в целом…» [6].
В разное время ставились разные цели обучения иностранным языкам. В 70х годах XX века в условиях изолированности страны, его практическое значение было очень мало. В 90х годах каждому второму учителю иностранного языка был задан обывательский вопрос: «А вы что все еще здесь делаете?» (имелось ввиду в России). В конце XX и начале XXI века для населения страны открылись новые практические возможности применения иностранных языков. Организовывались новые языковые школы, реализовывались международные проекты и т.д. Но с ухудшением международной обстановки вдруг вновь послышались голоса, призывающие к новому железному занавесу, и участие образовательной организации в международных проектах не всегда получает однозначную оценку. Здравый же смысл говорит, что средства иностранного языка имеют большой воспитательный потенциал.. Согласно ФГОС изучение иностранного языка направлено на формирование у учащихся общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимодействию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлению иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры [5].
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №41» имеет богатую историю обучения иностранным языкам. Примером верности традициям является тот факт, что десять из семнадцати работающих учителей иностранных языков – выпускники этой школы.
В гимназии создана особая культурно – образовательная среда, направленная, на формирование у школьников духовно – нравственных ценностей средствами иностранных языков. Представленная Модель организации образовательного процесса по воспитанию духовно-нравственных ценностей учащихся во внеурочной работе средствами иностранного языка реализуется в гимназии в рамках взаимосвязанной деятельности Методического совета, предметных кафедр, творческих групп педагогов.
Цель: создание условий для формирования духовно – нравственных ценностей гимназистов средствами иностранного языка в процессе реализации интегративного подхода в образовании.
Задачи:
создание системы внеучебной деятельности по иностранным языкам;
создание методического банка по изучению опыта работы по воспитанию духовно-нравственных качеств учащихся в процессе обучения иностранному языку;
расширение партнёрского сотрудничества с российскими и зарубежными образовательными учреждениями, с волонтерскими и благотворительными организациями;
повышение уровня языковой компетенции для дальнейшей социализации учащихся;
широкое применение педагогических технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
Методическое обеспечение:
программное обеспечение (целевые программы, программы дополнительного образования, элективные курсы);
информационное обеспечение (гимназический Пресс-центр, сайт, средства телекоммуникации);
организационно – методическое обеспечение (обобщение педагогического опыта, мониторинг эффективности реализации модели).
Принципы работы:
гуманизации,
вариативности,
непрерывности и преемственности,
разнообразия форм обучения и воспитания,
социального партнерства,
нравственного примера педагога.
Ожидаемые результаты:
развитие культурно – образовательной среды, способствующей воспитанию духовно – нравственных ценностей гимназистов;
расширение системы внеучебной деятельности по иностранному языку;
пополнение банка технологий и программ по формированию духовно – нравственных ценностей детей;
повышение квалификации и объединение потенциала педагогов иностранных языков.
Модель организации образовательного процесса по воспитанию
духовно – нравственных ценностей учащихся во внеурочной деятельности средствами иностранного языка
1.1. Принцип интеграции как основа модели культурно-образовательной среды
Учителя иностранных языков гимназии успешно реализуют основную цель обучения иностранным языкам – развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как средство саморазвития, самообразования, инструмент для межкультурного общения в сфере школьного и последующего образования.
Модель культурно – образовательной среды гимназии представляет собой систему условий, обеспечивающих личностно–ориентированный образовательный процесс, направленный на формирование духовно – нравственных ценностей средствами иностранного языка, построенную на принципе интеграции.
Уровни интеграции:
1. Межпредметная интеграция учебных дисциплин
курс углубленного английского языка (2-11 классы),
французский язык (5-11 классы),
немецкий язык (5-11),
элективные курсы на английском языке «На перекрёстке культур», «Основы
глобальной безопасности и ядерного нераспространения», «Международный туризм»,
«Культуроведение Великобритании», «Культуроведение США», «Англо–американская литература», (9-11 классы),
модуль в курсе технологии «Бизнес – английский» (10-11 классы),
элективные курсы на французском языке «Культуроведение Франции», «Мир Франции» (9-11 классы),
элективные курсы «Основы исследовательской деятельности» и «Проектная деятельность» (9 класс).
Интеграция основного и дополнительного образования
общеобразовательные общеразвивающие программы: «Занимательный английский» (1-2 классы), «Английский для дошкольников» (платные образовательные услуги), «Английский с удовольствием» (5-6 классы), «Испанский язык для начинающих» (любой возраст), «Японский язык для начинающих» (любой возраст), «Любители французского языка» (9-11 классы),
индивидуальная и групповая работа с учащимися по организации исследовательской и проектной деятельности,
творческие коллективы учащихся: театральный коллектив «Овация», хор «Настроение».
Интеграция в особых формах образовательного процесса
День Науки и Искусства,
региональная научно-практическая конференция на базе гимназии № 41 «Апрельские чтения», секция «Диалог культур» на иностранных языках,
региональный конкурс переводчиков на базе гимназии № 41 «Здесь и сейчас»,
декада, посвященная Дню европейских языков,
тематические недели, посвященные традициям стран мира,
занятия на иностранных языках в рамках «Школы одаренного ребенка»
4.Внешняя интеграция
система работы с Монтерейским институтом международных исследований и информационно-образовательным центром атомных городов Урала в рамках программы международной программы ядерного нераспространения,
система работы в ранге ассоциированной школы ЮНЕСКО,
сотрудничество с международной ассоциацией школьных библиотек,
сотрудничество с учреждениями культуры города, области и страны,
сотрудничество с образовательными учреждениями города, области, России и других стран мира,
совместная деятельность с интерактивными методическими журналами,
встречи с носителями языка и их участие в образовательной деятельности,
обучение гимназистов в зарубежных летних школах.
1.2. Реализация Модели через формы организации
внеучебной деятельности в гимназии
Одним из эффективных способов работы в гимназии по воспитанию духовно – нравственных ценностей является использование особых инновационных форм организации учебного процесса.
День Науки и Искусства
День Науки и Искусства, который проводится ежегодно 25 января, является KNOW – HOW нашего учебного заведения. Каждый год проходит погружение в очередную эпоху (Средневековье, Возрождение, Просвещение…): все занятия посвящены историческим событиям, научным открытиям, культурным новинкам, выдающимся личностям эпохи. Каждый учитель иностранного языка готовит занятие, связанное с изучаемой эпохой. Например, интерактивное занятие «Дом с привидениями» познакомил со средневековой архитектурой Великобритании и Франции; путешествия с Робинзоном Крузо и Гулливером погрузили нас в эпоху просвещения. Эпоху романтизма осветили совместно подготовленные занятия учителями французского и английского языков: «Отели. От 18 века до наших дней», «Что едят в Париже?», которые позволили учащимся использовать два иностранных языка на одном уроке. Совместно с артистами Музыкального театра города Новоуральска учителя гимназии подготовили литературно – музыкальную программу и читали стихи поэтов – романтиков на русском, английском, французском и немецком языках. Эпоха 20 века нашла свое отражение в таких занятиях как «Дягилевские сезоны», «Нормандия – Неман», «История закрытых городов» и т.д. Искусство, наука, природа, религия, источники нравственного воспитания, являются основой занятий в этот день.
Региональная научно-практическая конференция «Апрельские чтения»
Проектно – исследовательские работы, написанные на иностранных языках, ежегодно защищаются учащимися на НПК «Апрельские чтения» в секции «Диалог культур». Разнообразные по темам и содержанию работы раскрывают интересы учащихся, которые лежат за пределами школьной программы: «Новоуральский вернисаж», «Ломоносов и современное образование», «Солнечные дети» и т.д. Участие в конференции даёт возможность учащимся развивать творческий потенциал в духовной и предметно – продуктивной деятельности. С 2015 г. начала работать подсекция «Диалог культур» для учащихся начальной школы.
Научно-исследовательские проекты, написанные на иностранном языке, представлены и на других НПК: международной конференции «Глобальная и региональная безопасность» (УРФУ, г. Екатеринбург), международном конкурсе работ школьников, студентов и преподавателей “Память о Холокосте – путь к толерантности” (Центр и Фонд «Холокост»), Всеукраинском открытом конкурсе «Атомная энергетика и общество».
Школа одаренного ребенка
В весенние и осенние каникулы в гимназии действует «Школа одаренного ребенка» для учащихся 3-7 классов. Программа занятий включает в себя творческие проекты, интерактивные занятия в области разных предметных знаний. Темы занятий отражают важные для города, школы и страны события. Учителями английского и французского языков проведены, например, следующие занятия: по теме «Космос» - игра «Парад планет»; интерактивное занятие «Курятник в космосе»; по теме «Отечественная война 1812 года» - «Бородинское сражение»; по теме «Юбилей школы» - «Путешествие на школьном автобусе»; по теме «Великая отечественная война» - «Вечный огонь в странах мира».Декада, посвященная Европейскому Дню языков
С 2001 года 26 сентября отмечается как Европейский День языков. Празднование этого Дня инициировано Советом Европы и имеет своей целью привлечь внимание к знакомству с культурами через овладение иноязычной речью. Ежегодно на интерактивных занятиях, проводимых учителями иностранных языков, учащиеся знакомятся с культурой европейских стран. Это дает возможность учащимся и продемонстрировать свой жизненный опыт, рассказывая о странах, в которых они побывали, и изучить новые компьютерные технологии, и получить новые знания о мире, и привлечь семью (блюда болгарской кухни готовили вместе с мамами и бабушками, предварительно переведя несколько рецептов с английского языка и выбрав понравившийся). В то же время знакомство с национальными ценностными ориентирами разных стран помогает учащимся задуматься над тем, какие мы — жители России, в чём особенности нашей российской культуры, какими мы видимся людям из других стран.
Календарь праздников в странах мира
У праздников на иностранном языке особая роль — развлекая, поучать; на них происходит культуроведческое обогащение школьников. Расширяя кругозор, учащиеся получают информацию о традициях стран, исторических и культурных событиях, связанных с происхождением национальных празднований, блюдах праздничного стола. В то же время это способствует воспитанию интернационализма и патриотизма.
Подготовка и проведение праздников (День Гая Фокса, День Благодарения, Рождество, День Святого Патрика, Пасха, Праздник яблочного джема) предполагает опору на творчество школьников, позволяет интегрировать учебные предметы. Так, сценарий интерактивного занятия «День красного носа», требовал во – первых, изучения истории этого традиционного события в Великобритании, во – вторых, изготовления необходимых атрибутов, в том числе и клюквенного пирога (по английскому рецепту). Беседа с зарубежными школьниками и преподавателями в режиме on-line по теме праздника, обмен поздравительными открытками и эссе являются обязательными элементами наших программ.
Встречи с носителями языка и их участие в образовательной деятельности
Гимназия имеет давний опыт проведения встреч с носителями языка. Программа приема гостей из г.Оринда, Калифорния включает в себя совместные уроки английского языка, экскурсию по школе и по городу, посещение достопримечательностей Невьянского района, прием в русских семьях. Для учащихся старших классов регулярно организуются встречи с американскими наблюдателями, приезжающими с инспекцией на Уральский электрохимический комбинат. Американские специалисты отмечают не только высокий уровень английского языка у наших гимназистов, но и понимание проблем ядерного нераспространения, и высокие коммуникативные навыки.
В рамках совместного проекта «На перекрёстке культур» учащиеся и учителя гимназии посещают три американские школы. Программа визита включает в себя посещение уроков, совместное проведение уроков, презентацию нашего города и гимназии для образовательных коллективов, встречи с представителями прессы.
Встречаясь с волонтерским отрядом учащихся и преподавателей из Швеции, гимназисты участвуют в совместном праздновании Масленицы, экскурсиях по району. В культурной программе принимают участие люди с ограниченными возможностями.
Наш волонтерский отряд переводчиков участвует в торжественных церемониях награждения, открытия и закрытия соревнований чемпионата Европы и этапа Кубка Мира по санному спорту в Новоуральске.
Ежегодно 3-4 раза в год проводятся он-лайн встречи с вице-консулом по вопросам образования и культуры Генерального Консульства США в Екатеринбурге по разным вопросам: образование, жизнь иммигрантов, дискриминация в обществе и т.д.
Международные проекты
Уже несколько лет школа является участником международного проекта ЮНЕСКО «Это наше время». Участие в проекте осуществляется в двух вариантах: видеоконференция и игра «Нации, объединяйтесь!». Участие в проекте требует не только знаний английского языка, но и общекультурных знаний о разных странах мира, общих знаний по современным мировым проблемам, а также мобильности и умения использовать компьютерные технологии. Так, на видеоконференции со школьниками Румынии и Новой Зеландии обсуждались вопросы, связанные с проблемами мира, на видеоконференции со школьниками Индонезии обсуждались проблемы экологии, со школьниками Хорватии и Индии разговаривали о безопасности в Интернете. Как ассоциированная школа ЮНЕСКО гимназия принимает участие в проектах «День мигрирующих птиц», «День Земли», «День Воды», «Что значит быть гражданином мира» и т.д.
Международный проект «Книжная закладка», проводимый в рамках международного месячника школьных библиотек (октябрь), организован Международной Ассоциацией Школьных Библиотек. Этот проект ставит своей целью привлечение молодежи всего мира к чтению. Более 100 книжных закладок, сделанных руками гимназистов, ежегодно отправляются в школы Швеции, Польши, США, Словакии, Ирландии.
В течение многих лет учащиеся и педагоги гимназии являются участниками международного образовательного проекта, организованного Монтерейским институтом международных исследований (Калифорния, США) и Информационно - образовательным центром атомных городов (г. Новоуральск). Ежегодно команда старшеклассников и учителей выступает на Форуме актуальных проблем по проблемам ядерного нераспространения в г. Монтерее. В 2012 году учащиеся и педагоги принимают участие в Форуме, который проводится в Вене. В Международном Центре Вены и Дипломатической Академии они принимают участие в совместной работе американских и европейских школ по теме «Ядерная безопасность», являются гостями международного комитета по подготовке к конференции по ДНЯО, присутствуют на заседании ООН. В 2015 г. наша команда выступает на международной конференции в г. Хиросиме (Япония) с проектом «Послушайте шепот детей», мы посещаем Парк Мира, музей атомной бомбардировки, мемориальные места, участвуем в акции подписания петиции за запрет ядерного оружия, совместно с американскими, японскими и китайскими сверстниками.
Учащиеся гимназии являются участниками международной деловой игры «Школа - модель ООН» в г. Тюмень и г. Иваново.
Участие в международных проектах открывает учащимся более широкие возможности для реализации себя как языковой и поликультурной личности, т.е. личности, способной вести диалог с представителями различных культур и открытой для сотрудничества и взаимопонимания.
Центр лингвистических проектов “Hedgehog”
Деятельность Центра лингвистических проектов “Hedgehog” направлена на поиск и организацию лингвистических проектов и конкурсов на разных уровнях и организацию лингвистических конкурсов на базе гимназии. По инициативе кафедры учителей иностранных языков стало традиционным проведение региональных конкурсов: конкурс переводчиков «Здесь и сейчас» (английский и французский языки), олимпиада по английскому языку (по устной речи) “Chatterbox”. Разнообразие форм и содержания конкурсов (конкурс переводчиков «Очаровательная Барселона», конкурс презентаций «Россия – земля героев», фестиваль польской песни, конкурс театральных коллективов и т.д.) позволяет учащимся воспитать в себе уважение к своему и чужому труду.
Участвуя в областном конкурсе «Россия – земля героев», учащиеся посещают выставки в музее изобразительного искусства г. Екатеринбурга, посвященные 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года; смотрят художественные фильмы, знакомятся с поэзией Д.Давыдова; посещают выставку в детской художественной школе в Новоуральске, приуроченную к дате. Оформляют конкурсную презентацию на английском языке.
Участвуя в областном проекте «PROпиарь свою школу», гимназисты изучают школьные архивы, проводят анкетирование учащихся и их родителей, встречаются с ветеранами педагогического труда; посещают мастер – классы в институте международных связей и снимают видеофильм. Защищают проект на английском языке.
Учащиеся 10 класса по просьбе общественной организации «Молодая гвардия» перевели фильм о детях – узниках концлагерей «Это нельзя забыть», материалы переданы ветеранам, бывшим малолетникам узникам.
Наши учащиеся – активные участники проектов Генерального Консульства США в Екатеринбурге. Ежегодно мы принимаем участие в проекте «Открой Америку в Екатеринбурге», Дне дипломата. Победа в межрегиональном конкурсе видеороликов «Зеленый английский», позволила нашей команде провести неделю в Вашингтоне, встречаясь там, с представителями Грин Пис, и другими организациями, занимающимися экологическими проблемами.
1.4 Анализ условий реализации Модели
Кадровые условия
В гимназии работают 17 учителей английского и французского языка, из них 38% – учителя высшей квалификационной категории. На кафедре сложилась команда единомышленников, являющихся профессионалами, имеющих высокие достижения в учительской деятельности. Учителя английского и французского языка регулярно повышают свой методический и языковой уровень, посещая занятия преподавателей из стран изучаемых языков (мастерская Lewis School; международный педагогический семинар в г. Басенс в университете имени Мишеля Монтеня, мастерская Ирвин Хитер Кэтлин, двухнедельное обучение в Лондоне). Ежегодно на базе гимназии проводятся городские, окружные и областные семинары. Все учителя иностранных языков являются призерами и победителями конкурсов педагогического мастерства. Среди них: победители конкурса на денежное поощрение учителей в рамках национальной проекта «Образование»; финалисты и призеры на премию Губернатора Свердловской области; победители и призеры Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок»; победитель международного конкурса «Вдохновляющий учитель».
Материально-технические условия
Обучение гимназистов организуется и проводится на современной учебной базе, оснащенной, прежде всего в сфере ИКТ. В гимназии имеются: библиотечно-информационный центр (в том числе медиатека с подключением к сети Интернет), лекционный зал с интерактивным комплексом на 50 мест, 2 компьютерных класса с выходом в Интернет. Учебные кабинеты оснащены интерактивными досками, стационарными проекционными комплексами. Все кабинеты иностранного языка оснащены компьютерной и аудио техникой. В учреждении установлена локальная сеть, объединяющая рабочие места администрации, библиотеки, лекционного зала и учебных кабинетов, есть оснащение для проведения телеконференций.
Финансовые условия
Для обеспечения обновления образования необходимо стимулировать труд учителей. При переходе на новую систему оплаты труда в стимулирующие выплаты включены следующие позиции: охват учащихся внеучебной деятельностью, методическая работа, участие и победы в конкурсах профессионального мастерства, достижения учащихся, использование новых образовательных технологий, представление опыта в форме выступлений, мастер-классов, публикаций, участие в общегимназических программах и проектах. Кроме того, материально стимулируется повышение квалификации в различных формах. Приобретение современного оборудования и специальной литературы также способствуют профессиональному росту педагогов и повышению качества образования.
Нормативно-правовые условия
В рамках обеспечения нормативно-правовой базы гимназии разработаны документы:
- Образовательные программы МАОУ «Гимназия № 41»,
- Учебный план, отражающий специфику гимназического образования,
- гимназические программы и проекты, направленные на развитие одаренности учащихся: «Открой свою эпоху», «Одарённый ребёнок. Вектор роста», «Центр лингвистических проектов», «Субботняя академия» – реализуемые в технологиях развивающего обучения,
- Положения, касающиеся методической работы, организации конкурсов, научно-практических конференций, особых форм работы по изучению иностранных языков,
- Рабочие программы учебных предметов и элективных курсов, дополнительного образования и индивидуальных планов развития учащихся, в том числе обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку по иностранным языкам.
Мотивационные условия
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Гимназия №41» имеет большой опыт инновационной работы. С 2004 по 2008 годы мы являлись областной базовой площадкой программы «Обучение для будущего» (Intel). В 2010 - 2011 годах в гимназии действовала областная базовая площадка по теме «Использование ИКТ для управления процессом образования». Гимназия является призёром областного конкурса «Электронная образовательная среда современной школы», окружной выставки «Инновации в образовании», муниципального конкурса проектов по направлениям программы «Наша новая школа».
В 2011 году учреждение получило официальный статус Ассоциированной школы ЮНЕСКО.
В 2011 году МАОУ «Гимназия № 41» подписала договор с РАО о научном сопровождении инновационной деятельности в рамках комплексной целевой программы «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» по проблеме «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями ЕГЭ».
В 2014 г. МАОУ «Гимназия № 41» стала лауреатом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лидер в разработке и реализации программ по углубленному изучению иностранных языков».
В 2016 году гимназия получила статус инновационной площадки «Педагогический мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся как составляющая образовательной программы МАОУ «Гимназия № 41»» (ООП НОО, ООП ООО).
Модель организации образовательного процесса по воспитанию духовно – нравственных ценностей учащихся средствами иностранного языка была представлена на выставке «Инновации в системе образования горнозаводского округа » (Диплом II степени), на Всероссийском конкурсе «Современные технологии раскрытия потенциала личности учащихся в образовании» (Диплом I степени), в региональном конкурсе «За нравственный подвиг учителя» (Диплом I степени). Данная Модель была также представлена на межрегиональном семинаре школ личностно-ориентированного образования «Развитие личностных качеств учащихся под влиянием личностно-ориентированного взаимодействия на уроках и внеклассных мероприятиях».
Библиография
Данилюк А.Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности. Москва: Просвещение, 2009.
Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. Санкт – Петербург: Каро, 2005.
Ощепкова В.В. Язык и культура. Санкт – Петербург: Каро, 2004.
Письменная О.А. Экология и охрана окружающей среды. Москва: Айрис – Пресс, 2007.
Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Иностранный язык. Москва: Просвещение.2010.
Сафонова В.В. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. Москва: Просвещение, 2006
Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности. Москва: Глобус,2007
Юзефович Н.Г. Мир вокруг нас. Москва: Восток – Запад, 2007.