План — конспект занятия по слушанию музыки Д.Б.Кабалевский-110 лет


План - конспект занятия по слушанию музыки
Преподаватель высшей категории Хабирова Елена НасимовнаМБОУ ДОД ДМШ им. М. Хисматуллина
села Иглино, Иглинского района, Республика Башкортостан
Учебный предмет: слушание музыки , музыкальная литература , урок музыки в начальной школе.
Аудитория- младший и средний школьный возраст.
Тема урока: Видео – лекция посвященная 110- летию со дня рождения русского композитора советского периода Дмитрия Борисовича Кабалевского.
Тип урока: интегрированный, изучение нового материала.
Цели и задачи:
Образовательная: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Д.Б. Кабалевского, с музыкальными произведениями ,написанными для детей школьного возраста.
Развивающая :Развивать навыки слушания и эстетического восприятия музыки, умение сопоставлять различия и сходства в музыке, обобщать пройденный материал. .
Воспитывающая :Воспитывать патриотические чувства гордости за отечественную музыкальную культуру ,чувство красоты – природы, музыки, поэтического слова.
Методы обучения: беседа, показ слайдов, прослушивание аудиозаписей.
Формы организации урока: видео - лекция ,контроль полученных знаний.
Оснащение и оборудование урока:
Компьютер, ноутбук, книжная выставки книг о Д.Б.Кабалевском, ноты с произведениями композитора.
Эпиграф урока:
Главное, к чему я стремился ,- это вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка (как все искусства)- не простое развлечение ,не добавление . не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе и школьника….
Д.Б. КабалевскийХод урока.
Организационный момент.
Дети входят под музыку
Постановка цели урока.
Учитель : Здравствуйте дети !Вы наверное обратили внимание на наш экран, с которого смотрит очень жизнерадостный человек , уже не молодого возраста, сидящий у рояля. На заднем плане мы видим раскрытые ноты. Имя этого композитора мы сейчас дружно прочтем вместе ( Слайд 1)
Дети читают : Дмитрий Борисович Кабалевский-русский композитор, музыкант, педагог.
Учитель . Эпиграфом нашего занятия я выбрала слова самого композитора, который сформулировал цель своей работы в следующих словах: ( слайд 2)
Главное, к чему я стремился ,- это вызвать в детях
и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка (как все искусства)- не простое развлечение ,не добавление ,не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе и школьника….
Д.Б. Кабалевский 2014 год объявлен в стране годом культуры, и музыкальная жизнь посвящена этому знаменательному событию, неразрывно связанному с этой темой.

30 декабря музыкальная общественность нашей страны отмечает 110 -летие со дня рождения выдающегося композитора, музыканта , педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского ( слайд 3)
Учитель : (слайд 4)Дмитрий Кабалевский родился накануне Нового года, 30 декабря 1904 года, в Петербурге. Его отец Борис Клавдиевич, по образованию математик, уделял очень много внимания воспитанию сына и дочери Лены, которая была на год старше брата.
( Слайд 5)
Любовь к музыке и музыкальные способности Дмитрий скорее всего получил от матери, Надежды Александровны, которая хорошо играла на фортепиано и очень увлекалась музыкой. В доме Кабалевских музыка звучала постоянно: когда собирались друзья, знакомые, сослуживцы отца, Надежда Александровна садилась за фортепиано и пела романсы, песни, оперные арии.
.( слайд 6) Посмотрим фотографию детей и мамы Надежды Александровны.
(слайд 7) Воспитание отца . Борис Клавдиевич отлично знал литературу, часто декламировал детям наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, отрывки из повестей Гоголя, который был самым любимым его писателем. Прекрасно разбирался он и в живописи, да и сам хорошо рисовал и часто водил детей в Русский музей. Он старался воспитать их так, чтобы они не чувствовали себя избранными оттого, что происходят из интеллигентной семьи, хотя и скромного достатка. Часто во время зимних прогулок они с отцом заходили попить чайку с мороза.
На следующем фото мы видим маленьких Диму и Лену, в 1906 году .( слайд 8)
( слайд 9) Годы учебы.
Дмитрий закончил городское училище и все годы хранил ««Свидетельство», в котором сказано, что он обучен «закону Божьему, чтению книг гражданской и церковной печати, письму, первым четырем действиям арифметики, пению, рисованию, рукоделию». в котором сказано, что он обучен «закону Божьему, чтению книг гражданской и церковной печати, письму, первым четырем действиям арифметики, пению, рисованию, рукоделию».
(Слайд 10) «Свидетельство»
Затем юный Кабалевский поступил учиться в 1-ю Петербургскую классическую гимназию. Он рос очень спортивным мальчиком, хорошо плавал, катался на коньках, увлекался футболом
(Слайд 11)Первая Санкт-Петербургская классическая гимназия — одно из старейших учебных заведений Санкт-Петербурга
(Слайд 12 )Любовь к музыке
Тяга к музыке проявилась у него рано. Он любил подбирать на пианино знакомые пьесы, а еще больше — играть что-то отдаленно напоминающее известные мелодии, то есть импровизировать. Учить музыке его начали лет с семи, но занятия продолжались недолго.
(Слайд 13) Становление юноши.
В Москве Дмитрий начал и работать, поступив делопроизводителем в жилищную контору. Вместе с сестрой он брал уроки в частной музыкальной школе, потом успешно закончил музыкальный техникум имени Скрябина, который находился возле Никитских ворот. Одно время он очень увлеченно занимался живописью, посещал студию живописи .(Слайд 14 ) Учеба в консерватории
.Но интерес к музыке поборол все остальное, и в 1925 году Дмитрий поступил в Московскую консерваторию. Учился он сразу на двух факультетах: исполнительском и композиторском. В консерватории у Кабалевского появилось много новых друзей среди музыкантов.
(слайд 15) Московская консерватория в 40 годы 20 века.
(слайд16) Московская консерватория в наше время.
(слайд 17) Дебют.
Впервые на публике композитор выступил в клубе работников искусств. Он исполнил сонату для фортепиано и аккомпанировал при исполнении своих романсов. Дебют прошел вполне благополучно, и в студенческие годы Кабалевский часто зарабатывал на жизнь тем, что играл на фортепиано в кинотеатрах. А на каникулах работал пианистом-концертмейстером в Московском театре для детей. 11 декабря 1931 года он впервые исполнил в Большом театре написанный им Первый концерт для фортепиано с оркестром
(слайд18 ) На концерте.
(слайд 19) Композитор и дети
За Кабалевским прочно закрепилась счастливая репутация молодежного композитора. Дети с удовольствием распевали написанные им забавные песенки: «Словно маленький ребенок, спит в постельке поросенок» или «Пес Барбос купил газету и очки надел на нос» или «Вежливый вальс» на стихи А.Барто. Сразу же после того, как она впервые прозвучала по радио, стала необычайно популярной и песня Кабалевского «Школьный вальс», который до сих пор звучит на школьных последних звонках.

А теперь послушаем песню , которая стала символом школьной жизни, и звучала каждый раз на 1 сентября и день учителя. В этой песне история советского периода нашей страны.
(слайд 20) Школьные годы чудесные…. слова Е. Долматовского, музыка Д. Кабалевского
 В первый погожий сентябрьский денек
Робко входил я под светлые своды.Первый учебник и первый урок -Так начинаются школьные годы.Припев:Школьные годы чудесные,С дружбою, с книгою, с песнею,Как они быстро летят!Их не воротишь назад.Разве они пролетят без следа?Нет, не забудет никто никогдаШкольные годы.
Вот на груди алый галстук расцвел,Юность бушует, как вешние воды.Скоро мы будем вступать в комсомол -Так продолжаются школьные годы.Жизнь — это самый серьезный предмет.Радость найдем, одолеем невзгоды,Красная площадь, весенний рассвет —Вот и кончаются школьные годы.Припев повторить
(Слайд 21) Беседы музыковеда
Композитор сделал также большое и важное дело, когда организовал на радио цикл передач о музыке. Они потом трансформировались в книги «Дорогие мои друзья...» и «Как рассказывать детям о музыке». Это были беседы умудренного жизнью музыковеда со старшеклассниками на музыкальных вечерах для юношества.
Послушаем живой голос композитора. . Цикл Беседы о музыке. «О трех китах в музыке»
(Дети слушают живой голос композитора. )(Слайд 22 и 23) Кабалевский в детской аудитории.
(Слайд 24 ) Жюри конкурса.
Авторитет Кабалевского в музыкальном мире был настолько высок, что его часто приглашали участвовать в работе жюри международных конкурсов вместе с другими прославленными музыкантами со всего мира. Он не раз работал в жюри конкурса имени П.И. Чайковского. В 1937 году он стал профессором Московской консерватории, которую блестяще закончил за десять лет до этого .(Слайд 25) Дело всей жизни- музыка
У каждого человека есть основное дело его жизни. Кроме того, каждый из нас чем-то занимается в свободное время. Главным делом и главным увлечением композитора была музыка
(Слайд 26)
Ребята, посмотрите на экран и скажите, кто был самой любимой аудиторией композитора? Конечно,дети!
(Слайд 27) Учитель с большой буквы.
Предназначением всей жизни Кабалевского стало быть Учителем в самом всеобъемлющем смысле этого слова. В нашей стране не было школы или пионерского лагеря, Дома творчества или музыкальной студии, где не звучала бы его музыка и особенно – песни. Много лет с телевизионного экрана не сходило его лицо, по радио звучал его голос. 
(Слайд 28) Произведения.
Среди работ Кабалевского есть оперы, балет, оперетта, произведения для симфонического оркестра и хора, огромное количество произведений для фортепьяно.
Он писал множество серьезных, вдумчивых и глубоких работ, был автором музыки большого количества кинофильмов, Кабалевский «отметился» почти во всех аспектах советской музыки, но в первую очередь он стал известен как великолепный композитор для детей и молодежи.Огромную популярность получила песня «Наш Край»

Релаксация
(Слайд 29 ) Песня « Наш край» А сейчас мы с вами совершим путешествие по родному краю и послушаем песню Дмитрия Борисовиа Кабалевского «Наш край».
Дети слушают запись песни « Наш край»
Учитель : вам понравилось наше воображаемое путешествие по родному краю?
Ответы детей ..
Учитель : как композитор передал в музыке любовь к природе? как прозвучала песня?
Ответы детей.
(Слайд 30)
Учитель : сейчас продолжаем наше путешествие по музыкальному миру композитора попадем в загадочное место…. ( цирк)
Сначала послушаем и определим, что за картина «звучит» в музыке.
Дети слушают пьесу «Клоуны»
После прослушивания дети отвечают на вопрос.
Учитель. Каких клоунов вы представили, когда слушали пьесу?
Дети отвечают, каждый защищает свою точку зрения.
Вывод учителя: как композитор передал характер героев?
Дети – при помощи динамики, смены лада, темпа . Учитель : теперь давайте определим , какими средствами выразительности пользовался композитор в изображении следующей пьесы- «Сказочка» (слайд 31)
Дети слушают пьесу и подводят итоги , размышляя о сходстве и различии в музыке
Саморефлексия . Учитель. Сейчас мы проверим что нового узнали на нашем занятии. А для этого мы разгадаем кроссворд.
Слайд 32-33 – кроссворд
Дети разгадывают кроссворд.
Учитель . Вот и закончилось наше занятие, посвященное 110 летию Дмитрия Борисовича Кабалевского. Всем спасибо всем за внимание!