Из опыта работыСоздание информационно-образовательной среды при введении нового образовательного стандарта в начальной школе.


Создание информационно-образовательной среды при введении нового образовательного стандарта в начальной школе.
1слайд
2 слайд Начальная школа – это первооснова воспитания и образования.
3 слайд Ее главная задача – так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый школьник независимо от своих возможностей мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности.Усиление акцентов на вариативность и личностную направленность системы начального образования требует от учителя поиска современных эффективных методов и технологий обучения.
Состояние современной сферы образования и тенденции развития общества требуют развития системы образования на основе информационных технологий, создания соответствующей информационно-образовательной среды.
4 слайд Что же такое информационно-образовательная среда (ИОС)?
Особенности формирования информационно-образовательной среды отражаются в нормативных документах федеральной образовательной политики.
Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте начальной школы важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и другое.
В условиях информатизации образования и, в целом, становления информационного общества развивающая образовательная среда определяется как информационно-образовательная. И это связано прежде всего с тем, что всё, что окружает человека, начинает рассматриваться как информация или её источник.
В целом, можно говорить о том, что ИОС – система информационной, технической и учебно-методической составляющих, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс.
Но создание ИОС – это не только внедрение ИКТ в образовательный процесс. Ведь обеспечить школу современной компьютерной техникой несложно, было бы достаточное финансирование. Гораздо сложнее правильно использовать эти ресурсы, чтобы строить образовательный процесс совсем по-другому, на новом уровне.
Качество ИОС сегодня можно определить и как способность этой среды обеспечить систему возможностей для эффективного личностного саморазвития (становления) ребенка в ходе образовательного процесса.
Итак, информационно-образовательная среда – это педагогическая система нового уровня.
5 слайд И при её создании в начальной школе на первое место встаёт ЛИЧНОСТЬ самого ПЕДАГОГА, его квалификация и компетенция. Профессиональное мастерство учителя сегодня складывается из многих составляющих, но приоритетными, пожалуй, остаются:
проектирование учебного процесса, создание «учебных ситуаций»;
правильная организация работы учащихся (в парах, мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности);
6 слайд
оценочная деятельность педагога (конструирование заданий, инструментарий для оценки метапредметных результатов, критерии оценки, фиксация и хранение результатов)
7 слайд
свободное владение компьютерной техникой и мультимедийными ресурсами.
Если говорить о моей педагогической деятельности, то вся моя работа – это прежде всего постоянное самообразование, повышение своей квалификации и педагогического мастерства на всевозможных курсах, семинарах, конкурсах.
8 слайд Так, к примеру, в 2008 году я окончила краткосрочные курсы по теме: «Использование ИКТ - технологий в профессиональной деятельности учителя", в 2012 году прошла курсы по теме "Модернизация системы общего образования: ФГОС ООО как механизм управления качеством образования", в этом году же году я прошла курсы по программе "Использование ЭОР в процессе обучения".
9 слайд В данный момент я прохожу бесплатные дистанционные миникурсы на образовательном портале "Мой университет" по теме "Как выиграть грант?". Далее планирую пройти платные курсы на этом портале (уже подала заявку) по теме «Образовательные сервисы и ресурсы в создании современного урока с учетом требований ФГОС».
10 слайд Так же в моей профессиональной деятельности помогает наличие сайта, личной страницы, где я размещаю свой материал, обмениваюсь опытом с коллегами.
11 слайд подтверждение - свидетельство
В феврале приняла участие в двух онлайн - вебинарах
12 - 13 слайд 1. «Формирование и оценка универсальных учебных действий при преподавании литературного чтения» (сертификат участника)
14 слайд 2."Универсальные действия как важная составляющая современных школьных стандартов".
15 слайд 16 марта прослушала онлайн - вебинар " "Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником."
16 слайд Но, помимо роли самого учителя и качества его профессиональной деятельности, ИОС включает в себя и другие составляющие:
17- 18 слайд 1) наличие в ОУ компонентов на бумажной основе
( словари, пособия для учителя и учеников, который, конечно же, появился не сразу, а накапливался и собирался в течение многих лет)
19 - 20 слайд 2) наличие в ОУ компонентов на CD-DVD носителях
(электронные приложения к различным учебникам, электронные пособия, тесты, электронные тренажёры) – такая «электронная» библиотека при правильном использовании очень помогает учителю и его ученикам в работе )
3) наличие в ОУ Интернет-среды(в нашей школе функционирует школьный сайт; работает локальная сеть с доступом в Интернет)
В будущем хотелось бы так же оборудовать свой кабинет как многофункциональное пространство – не только для учёбы, но и для отдыха и расслабления…
21 слайд Кроме того, новые требования ФГОС предполагают, что библиотека ОУ должна быть укомплектована печатными образовательными и ЭОР по всем предметам (чего, к сожалению, в нашей школе пока нет в полном объёме, хотя школьная библиотека обновляется).
Так что есть над чем работать и к чему стремиться…
22 слайд Таким образом, в самом общем виде единая ИОС школы представляет собой комплексную систему, в которой должны быть задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса (администрация, учителя, ученики, родители, вышестоящие организации, другие учебные заведения и т.д.).
23 слайд Однако, я думаю, переход на новые образовательные стандарты, создание ИОС в школе невозможен без учителя нового типа – ДУМАЮЩЕГО, ТВОРЧЕСКОГО, СОВРЕМЕННОГО.
Именно «кадры решают всё», и это, на мой взгляд, самая главная задача при формировании нашей новой школы – ШКОЛЫ БУДУЩЕГО!