Методические рекомендации по изучению темы Атмосфера в начальной школе


УМК «Перспектива» - 3 класс.
Тема: «Невидимое сокровище» (стр. 58 - 61)
Учащиеся 3 класса знакомятся через текст с понятием «воздух». Воздух – это невидимка, который окружает нас по всюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух – это смесь газов. В его состав входят такие вещества: азот, кислород, углекислый газ. Также они могут рассмотреть состав воздуха с помощью диаграммы, которая расположена внизу страницы, а также могут узнать какого газа в воздухе особенно много, а какого – совсем мало. Еще учащиеся знакомятся в понятием «ветер», через понятие «воздух». В природе движущийся воздух – ветер. На следующей странице описаны свойства воздуха. Учащиеся изучают его свойства и заносят свои выводы в рабочую тетрадь.
Свойства воздуха:
1. Воздух прозрачен. О этом свидетельствует то, что мы видим через него окружающие предметы. Сравним: дверь, книга непрозрачны, через них не видно других предметов.
2. Воздух бесцветен. Действительно, шкаф желтый, классная доска коричневая, комнатные растения зеленые. А воздух не имеет ни этих цветов, никакого-то другого цвета.
3. Воздух не имеет запаха. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке пахучие вещества смешиваются с воздухом, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не пахнет.
4. При нагревании воздух расширяется,апри охлаждении сжимается. (Эти свойства воздуха дети изучают в ходе опытов).
5. Воздух плохо проводит тепло. Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела.
УМК «Перспектива» - 2 класс.
Тема: «Погода». (стр. 32 – 35).
Учащиеся 2 класса знакомятся через текст и иллюстрации в учебнике с понятием «погода». Погода – сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.А также учащиеся знакомятся с понятием «термометр». Термометр – это прибор для точного измерения температуры. Еще одно понятие «метеостанции». Метеостанции – это станции, где ученые ведут наблюдение за погодой. Следующее понятие – «зонды». Зонды – это воздушные шары, которые используют для наблюдения за погодой. А также дети знакомятся с понятием«прогнозы погоды». Прогноз погоды– это научные предсказания. Их составляют на завтра, на несколько дней и недель вперед. Через иллюстрации также второклассники узнают о приборах, которые используются на метеостанциях.
Тема: «Осень в неживой природе». (стр. 58 – 60).
Через рассказ в учебнике учащиеся знакомятся с такими понятиями как: «иней», «заморозки», «ледостав». Читая учебник дети понимают, что когда на улице появляется легкий мороз – заморозки, происходят различные природные явления. Например, иней – это природное явление, когда утром земля, трава, крыши домов белеют, а покрытие рек, озер и прудов называют ледоставом. Но ледостав – это одно из интереснейших явлений природы, которое дети изучают через рассказ «Как замерзает река» на стр. 60, где узнают о многих понятиях. Читая данный рассказ, сначала школьники узнают понятие «забереги» - тонкий ледок вдоль берегов. Потом узнают о понятии «ледяное сало» - это маленькие плоские льдинки в воде, похожие на блестки сала в тарелке с остывшим супом. А также второклассники узнают, что после снегопада в реке появляется «снежура», похожая плывущую по течению кашу из снега. Знакомятся с понятием «шуга» - это ледяное сало, слипшееся с большими рыхлыми ледяными комьями.А также читая рассказ, дети узнают, как образуется туман.
УМК «Школа России»
2 кл. 1 часть
Тема: «Явление природы» (стр. 28-31)
Учащиеся 2 класса знакомятся с явлениями неживой и живой природы, учатся измерять температуру воздуха, воды и тела человека.
Дается понятие явления «природы (природные явления)» – это все изменения происходящие в природе; «сезонные явления» – явления природы, связанные со сменой времен года (сезонов); «термометр» – прибор дл измерения температуры.
Изучение новой темы и новых понятий происходит путем работы учащихся с рисунком, на котором они должны рассказать, какие явления могут происходить с этими объектами неживой природы и живыми существами. Так же рисунком, на котором изображены времена года, школьникам требуется назвать какие времена года (сезоны) показаны на рисунке и по каким признакам это можно определить, привести примеры сезонных явлений в природе, а так же рассказать о сезонных явлениях в жизни дерева, которые им удалось понаблюдать в прошлом учебном году.
В ходе изучения данной темы так же предполагается практическая работа в разделе «Давайте научимся». Учащиеся рассматривают термометр и проделывают 2 опыта:
1. Отпустить в стакан с теплой водой. Что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра?
2. Перенеси термометр в стакан с холодной водой. Посмотри, что теперь происходит со столбиком жидкости в трубке.
Далее младшим школьникам рекомендуется определить температуру воздуха, воды с помощью термометра, медицинским термометром измерить температуру своего тела.
Тема: «Что такое погод» (стр. 32 – 35)
Учащиеся знакомятся, из чего складывается погода. Учатся обозначать явления погоды условными знаками, узнают, для чего нужны прогнозы погоды.
Дается понятие погода – сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; основные явления погоды – измерения температуры, облачность, дождь, снегопад, ветер, Изучение данной темы происходит путем воспоминания младших школьников о своих наблюдениях за погодой в 1 классе, как она меняется по сезонам и рассказу о сегодняшнем дне.
Далее предлагается работа с текстом, в основе которого учащимся становится понятно, зачем нужно знать какая погода, формируется само определение «погода». На основе наблюдение ученики рассказывают о явлениях погоды, составляют общий план рассказа о погодных явлениях и записывают его в рабочую тетрадь.
В «Страничке для любознательных», рассказывается о том, как предсказывают погоду. Вводится понятие «метеорология» - наука погоде, школьникам предлагается рассмотреть рисунок и рассказать для чего нужны прогнозы погоды.
Тема: «В гости к осени» (стр. 36 – 35)
Учащиеся узнают о осенних явлениях в неживой и живой природе, о своих наблюдениях в природе родного края и чтении тескта «
Дается понятие: прохладность, иней, заморозки, туман ледостав. С помощью собственных наблюдений за погодой летом. Так же предлагается познакомиться с учебниками с изменениями в неживой и живой природы осени и сделать сообщение классу.
Тема: «Откуда берутся снег и лед» (стр. 68-69)
Учащиеся 2 класса знакомятся через загадки с понятиями «снег», «лед», «мороз»». Затем дети через практическую работу, выполняя опыты по рисункам в учебнике, изучают свойства снега и льда. После проведения опытов второклассники делают выводы, например, что снег рыхлый, а лёд твердый; что снег белый, а лед бесцветный; что снег непрозрачный, а лед прозрачный; и что в тепле снег и лед тают. Образуется вода. Затем в тексте дается понятие «Снег и лед – это замерзшая вода. Снежинки образуются высоко в небе, в облаках. Лед появляется в луже, на реке, на мокрой дороге».
Тема: «Почему идет дождь и дует ветер». (стр. 36 – 37).
По своим наблюдениям дети должны вспомнить какие бывают дожди и какой бывает ветер. Затем учащиеся выполняют задания, например, рассказывают о дождях (ливнях, косохлёстах, ситничках); объясняют почему идет дождь; рассказывают о ветре и подобрать для него соответствующие описания из ряда предложенных и объясняют почему дует ветер и др. После выполнения задания ребятам необходимо сочинить сказку по рисунку, через которую они смогут рассказать о дожде и влиянии его на природу, животных. После чего, второклассники через текст знакомятся с причиной появления дождей: «Дождь идет потому, что тяжелые капельки воды, из которых состоят тучи, падают на землю. Ветер дует потому, что при нагревании земли солнечными лучами теплый воздух поднимается вверх, а холодный устремляется на его место».
А также в рабочих тетрадях учащиеся могут разгадать кроссворд по теме «дождь и ветер».
Тема: «Почему радуга разноцветная». (стр. 40 – 41).
По своим наблюдениям, второклассники должны вспомнить, когда и где они видели радугу, а также вспомнить цвета данного явления природы. После, учащиеся через рисунок, знакомятся с цветами радуги, и запоминают их в определенной последовательности посредством прописанной фразы: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Затем полученные только что на уроке знания проверяются через задание «Расположите цветные полоски так, чтобы получился кусочек радуги». Далее дети через текст знакомятся с причиной появления радуги: «Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так возникает радуга».
3 кл. 1 часть
730250309245Тема «Воздух»
300990-514985
3 класс 2 часть



1 класс 1 часть


1 класс 2 часть