Выступление «Развитие мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом»







Выступление на РМО учителей физической культуры
на тему «Развитие мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом»




Доронин Е. Н.
тренер – преподаватель по плаванию МБУ ДО ДЮСШ



26.08.2015 г.
Внешняя и внутренняя мотивация

Интерес к спорту - одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Интерес формируется когда есть внутренняя мотивация, которая возникает если мотивы и цели соответствуют возможностям спортсмена, когда они являются для него доступными. Если мотивы реализованы и цель достигнута, у ребенка появляется вдохновение успехом, желание продолжать тренироваться дальше, то есть появляется внутренняя мотивация и интерес.
Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда ребенок испытывает удовлетворение от тренировок и условий их проведения, от взаимоотношений с тренером.
Интерес стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, способствует целеустремлённости.
Для поддержания интереса к занятию спортом необходимо систематически объяснять цель выполнения того или иного упражнения. Например, начиная обучение кувырку вперед, мы объясняем, что кувырок – это не самоцель, но что многократные повторения укрепляют силу мышц, развивают координацию движений, вырабатывают умение ориентироваться в пространстве, что способствует успешному повороту пловца в бассейне.
На тренировках нужно, чтобы ребенок брал ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не отсутствием у него определённых способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этом тогда возникает внутренняя мотивация и интерес к занятиям. Важно, что юному спортсмену надо подбирать индивидуальные, доступные только ему задания, т. е. учитывать личностно – ориентированный подход.
Каждого ребенка надо сориентировать на доступный для него результат, достижение которого должно восприниматься им как победа над собой.


После тренировок необходимо проводить анализ проделанной работы и самоанализ. Дети должны уметь анализировать проделанную ими работы, находить ошибку и определять причину их совершения. Нельзя забывать, что необходимо найти то, что ребенок сделал хорошо и похвалить его за это.

Стимуляция познавательных интересов

Интересы учащихся к занятиям физической культурой бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки часто всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость. Значимость привлекательных сторон физическими упражнениями. Уже с какой-то конкретной целью, у старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкой себя к определённой профессиональной деятельности. Поддержание интереса и целеустремлённости у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворённость занятиями физическими упражнениями.
Помимо удовлетворённости уроком, у школьников имеется ещё и отношение к физической культуре, как к учебному предмету, которое характеризуется, с одной стороны, пониманием значимости этого предмета, а с другой – ожиданием того, что на уроках данного предмета можно удовлетворить свои интересы, потребности в двигательной активности. Когда учащийся испытывает состояние удовлетворённости, происходит и формирование положительно-активного отношения к физической культуре.
Главными причинами падения удовлетворённости уроками физической культуры многие учёные называют отсутствие эмоциональности урока, неинтересность выполняемых упражнений, малую или чрезмерную физическую нагрузку, плохую организацию урока. Не удовлетворённые уроками учащиеся обычно ходят на них лишь ради оценки и для избежания неприятностей. А вот учащиеся, испытывающие состояние удовлетворённости на уроках, работают на них ради своего физического совершенствования.
Мотивы посещения школьниками уроков физической культуры влияют на учебную активность учащихся, в свою очередь и она в большой мере зависит от удовлетворённости школьников уроками. Удовлетворённые качеством и результатами уроков учащиеся, проявляют на них большую активность, чем не удовлетворённые.
Формирование интереса к занятиям физической культурой должно основываться на передовых методах обучения, в максимальной степени способствующих эффективному проведению занятий при высоком уровне их привлекательности.
Важную роль в процессе освоения учебного материала по физической культуре играет вид интереса, который в данном случае может быть назван познавательным. Он представляет собой избирательную направленность личности, обращённую к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
Познавательный интерес - это интерес к глубокому, осмысленному познанию. Так как познавательный интерес многозначен, он может влиять на процесс освоения учебного материала различными своими сторонами: во-первых, выступать как внешний стимул процесса освоения, как средство активации своего процесса; во-вторых, действовать как мотив познания, существенно влияя на освоение учебного материала, соприкасаясь и взаимодействуя при этом с другими мотивами.
Учитывая все это, необходимо постоянно осуществлять стимуляцию познавательных интересов. Основные направления такой стимуляции: стимуляция познавательных интересов при помощи содержания изучаемого материала; стимуляция познавательных интересов организацией и характером познавательной деятельности. Для этого нужно эффективно использовать домашние задания. Начиная с первых уроков в школе, уже в начальных классах надо учить их делать правильные выводы: например, после бега у человека учащается пульс, а если человек находится в покое, то пульс восстанавливается, что это значит?
Полезно также предлагать детям при освоении новых движений найти, где в жизни дети их используют или применяют похожие: например, лазание по гимнастической стенке – лазание по деревьям; ходьба по бревну – ходьба по бортику тротуара, когда мы обходим лужу; прыжок в высоту – преодоление простого препятствия и т.д. Если дети не справились с этим заданием, учитель вместе с ними ищет примеры в окружающем мире. Для этого подчас в начальных классах проводят уроки – экскурсии, цель которых – применить изученное движение на практике. (Это преодоление поваленных деревьев, перепрыгивание через лужи, прыжки с небольшой высоты и т.д.) Если нет такой возможности, то полосу препятствий можно соорудить на спортивной площадке школы и после её прохождения предложить детям проанализировать, какие движения были ими использованы в ходе преодоления препятствий.
Таким же образом предлагают детям понаблюдать за собой и окружающими, чтобы выяснить, когда они используют то или иное движение, а можно даже и подсчитать, сколько раз они его сделали за день. В средних и старших классах в качестве творческих домашних заданий я советуем ученикам при обучении новым движениям рассматривать их с точки зрения физики, а также использовать свои знания по биологии и анатомии.
Педагогические исследования показали, что интерес к физической культуре можно формировать двумя путями: воздействуя на отдельные мотивы и на мотивационную сферу в целом. Однако в мотивационной сфере школьников всё взаимно связано: при формировании одних мотивов неизменно затрагиваются и формируются другие. Поэтому при целенаправленном формировании интереса к физической культуре педагогически оправдано как воздействие на отдельные мотивы, так и комплексное воздействие на мотивационную сферу в целом, например, успешное формирование учебно-познавательных мотивов достигается сознательностью обучения и развития физических качеств.
Исключительно важно применение средств наглядности, учебных карточек и стендов, технических средств обучения. Наглядность – абсолютно необходимое условие эффективной передачи, усвоения информации и успешного формирования у школьников интереса к физической культуре. Поэтому различные средства наглядности должны применяться с самых первых этапов формирования интереса к физической культуре.
Затем постепенно приоритет должен отдаваться постановки целей. Такая закономерность уже давно выработана человечеством. И только после этого необходимо теоретическое освещение способов достижения цели, так как лишь на последней ступени развития человечества ведущим стало усвоение научных знаний. Но и здесь нельзя обойтись без наглядности, показа и практических действий учащихся.

Формирование результативных мотивов

Обязательным условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность школьников неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки школьников.
Конкретный вид и уровень результата зависят от возраста, физической подготовленности и воспитанности школьников. Это может быть результат сюжетной, подвижной, спортивной игры; учебный норматив; норма спортивного разряда; Определённое место в спортивных соревнованиях; конкретные показатели в тестах; возрастные показатели выполнения отдельных упражнений и т.д.
Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучение на уроках физической культуры надо включать в личностно значимую для каждого учащегося соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на первенство класса, школы. Однако и здесь каждому учащемуся должен быть определён индивидуальный доступный результат, движение которого опять-таки должно расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как победа школьника над собой. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая интерес учащихся к физической культуре.
Педагогическая практика и научные исследования показали, что результативная мотивация и интерес к физической культуре значительно возрастают, когда учитель и ученик добиваются сдвигов в обучении двигательным действиям и развитии двигательных качеств в относительно короткий промежуток времени. В итоге быстрее возникают внутренняя мотивация, вдохновение успехом, что особенно важно для учащихся младших классов, так как они неспособны переносить длительные напряжения под воздействием только внешней мотивации.


Список используемых литературных источников

1. Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005.
2. Шаронова С.А. Компетентный подход и стандарты в образовании (сравнительный анализ стран ЕС и России) // Социол. исслед., 2008. №1.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва «Народное образование», 1998.
4. Астапович Л.В. Социальная адаптация подростков. Минск «Красико-Принт», 2008.
5. Прямикова Е.В. Социальная компетентность школьников. Социология образование. 2009.










13PAGE \* MERGEFORMAT14215





·15