ЭССЕ Моя педагогическая находка

Моя педагогическая находка
Учитель географии,биологии и химии
Свадьбина Екатерина Владимировна
В конце концов, вот что значит учиться: важно не то,
проиграем ли мы в игре, важно, как мы проиграем и как мы
благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя,
как сможем применить это в других играх.
Странным образом поражение оборачивается победой.
(Ричард Бах)

В начале своей педагогической работы, я, хотя и старалась выполнять все методические рекомендации по формам ведения урока, его структуре и содержанию, чувствовала, тем не менее, потребность в использовании еще какого-то способа улучшения у детей настроения, а значит усиления познавательной активности и мотивации к учебе. Постепенно для решения этой проблемы я стала применять игровые моменты на уроке: сначала в виде небольших игровых пауз, затем – конкурсов и викторин. И, увидев положительные результаты, заинтересовалась вопросами игровой деятельности в процессе обучения и воспитания. Сейчас я могу сказать, что использование игровых методов работы стало моей методической находкой.
Новый образовательный стандарт второго поколения для средней и старшей школы, к введению которого готовится школьное сообщество, ориентирует нас на формирование у детей готовности к самостоятельной деятельности, а так же навыков сотрудничества и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Игровые формы учебной деятельности, на мой взгляд, способствуют формированию этих качеств, как ни какие другие.
На основе изученной литературы и собственного опыта, я могу определить психологическую основу, назначение и методику организации игровой деятельности на уроке и во внеурочное время, сказать о плюсах и минусах использования игры в процессе обучения и воспитания в школе.
Как известно, с развитием цивилизации происходило удлинение периода взросления человека. И если, на начальных стадиях развития общества, игры не существовало, и дети рано включались в жизнь взрослых, то впоследствии, чем выше становились требования к члену общества, тем значительнее становилась роль игры. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра на уроке - это самостоятельная деятельность, которая вместе с тем учит общению, умению объединять усилия для достижения поставленной цели, дает общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Интересная игра повышает умственную активность ученика, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии, он узнает что-то новое, расширяет свой кругозор. Поэтому игровая деятельность является актуальной проблемой процесса и обучения, и воспитания.
Сейчас многие известные педагоги выдвигают проблему мотивов и потребностей на первый план. Разбирая психологический механизм игры, можно сказать, что главное здесь – стимулирование мотивационно-потребностной сферы ученика за счет выполнения эмоционально привлекательного действия. А это как раз то, чего зачастую не удается добиться при использовании других форм учебной деятельности. Поэтому, игра – действенный метод повышения качества образования за счет усиления познавательной активности и мотивации к учебе.
Но это, конечно, не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими, прежде всего традиционными методами. Кроме того, по своему опыту знаю, что игровая форма деятельности на уроке может иметь и минусы. Использование на уроке игры должно быть, во-первых, мотивированным (т.е. соответствовать цели и задачам урока), во-вторых, тщательно подготовленным и, в-третьих, хорошо организованным. А самая главная ошибка педагога: заставлять учеников играть! Участие в игре должно быть только добровольным. Все это надо учитывать и при организации внеурочной деятельности учащихся.
Что касается меня, то, по мере накопления опыта, игровые формы учебной деятельности, применяемые мною, становились более продуманными и разнообразными: помимо конкурсов и викторин, это теперь различного типа игры, турниры, спектакли. Расскажу о некоторых из них.
Лет пятнадцать тому назад телевизионная игра «Что? Где? Когда?» была на пике популярности и так как я, как и многие, была ее поклонницей, то старалась увлечь ею и учеников 8 класса. Сначала мы просто обсуждали прошедшие игры, а потом я провела игру между своим и параллельным классом: вместо команд знатоков и телезрителей у нас, между собой, играли две команды знатоков. Опыт оказался удачным: остались довольны и победители, и проигравшие. После этой, было много других игр. И сейчас я могу с уверенностью сказать, что наша версия игры, по подобию самой игры «Что? Где? Когда?», учит подростков слушать друг друга и отстаивать свою точку зрения, заставляет концентрировать внимание, думать быстро и четко, брать на себя ответственность, рассуждать логически, ценить интеллект другого участника и получать удовольствие от самого мыслительного процесса. Чем не «мозговой штурм», так популярный сегодня! Кроме того многого стоит и пример самих телевизионных знатоков и членов клуба: высокий уровень образованности и интеллекта, чувство юмора, дух благородства и товарищества!
Поначалу вопросы моей игры были из разных областей знаний: некоторые я заимствовала из телеигры, материал для других искала сама. Так, например, я использовала такой готовый вопрос, пользующийся у детей неизменным успехом: «Какую знаменитую фразу из знаменитого произведения можно выразить математическим выражением «2b
· 2b»? («To bе or not to be?» - «Быть или не быть?». Фраза из трагедии В. Шекспира «Гамлет»). Иногда вопросы – и, зачастую, очень интересные – предлагали сами ученики. В одну из игр я включила вопрос, составленный мною по материалам книги «Среди запахов и звуков» М. Плужникова и С. Рязанцева о причинах смерти распятых на кресте людей. Этот вопрос послужил началом серии игр «Что? Где? Когда?» биологического, а затем и химического содержания, материал для которых я ищу, в том числе, и в Интернете. В настоящее время эти игры я представляю в форме презентаций, делая соответствующее зрительное и звуковое оформление, что, по моему наблюдению, усиливает эмоциональное восприятие игры.
Если предыдущий пример игровой деятельности подходит для старшеклассников, то для учащихся 8-9 классов можно предложить другой вариант применения игровых технологий для образовательного и воспитательного процесса – спектакль «Сигарета и мы. Кто победит?», основным действием которого является судебный процесс над сигаретой, как символом курения. В ходе увлекательного эмоционального разбирательства, построенного по правилам соревновательного судебного процесса, выступают: прокурор - с обличающими подсудимую речами; свидетели, подтверждающие его слова (химик, врач, косметолог, патологоанатом); пострадавший (курящий подросток); и даже адвокат, находящий слова оправдания для своей подзащитной. Вердикт «виновна» или «не виновна» выносят присяжные, выбираемые непосредственно перед спектаклем из числа зрителей. Судья просит их быть максимально объективными и вынести свое решение, основываясь на личном опыте и на полученной в ходе процесса информации. Это вовлекает зрителей в действие спектакля, а его участников заставляет быть еще более эмоциональными и убедительными, поскольку от этого зависит исход, а значит и мораль игры.
Постановка любого, в том числе и такого, спектакля, дело непростое и длительное. Но полученный воспитательный результат, по моему мнению, стоит того: и участники спектакля, и зрители получают много важной для них информации, причем без нотаций, в необычной и убедительной форме. А главное – игра подводит детей к самостоятельным выводам и их невольному проецированию на свое поведение. Я ставила этот спектакль только дважды, но повторяли мы его по два-три раза для разных зрительских аудиторий. И каждый раз присяжными выносился обвинительный вердикт и суд приговаривал подсудимую «к изгнанию из общества без права возвращения». То есть, действие спектакля всегда подводило детей к правильным выводам. Кроме того, хотя трудно сказать о зрителях, но, по крайней мере, никто из участников спектакля ряды курильщиков не пополнил!
Как поется в одной детской песенке «чтобы учиться хорошо, надо учиться весело!». Именно поэтому я стараюсь вводить в игры элемент юмора. Примером может служить игра для учащихся 8-9 классов «Отвечаем головой!», в которой подсказкой является то, от имени кого задается вопрос. А он может, например, быть задан и агентом 007, и графом Дракулой!
Игровые формы работы могут использоваться для дифференцированного обучения на уроках и во внеурочной деятельности. Ориентируясь на возможности и потребности одаренных детей, в прошлом году я подготовила и провела интеллектуальный турнир «Умники и умницы», посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Прообразом этой игры послужила известная телепередача.
С некоторых пор к организации и проведению игр я стараюсь привлекать самих учеников, поскольку это, на мой взгляд, дает двойной эффект: пользу и удовольствие получают и те, кто готовит игру, и те, кто играет. На предметной неделе планируется провести викторину «Эти забавные животные!» для учеников 6 класса.
Недавно в одной статье я прочитала, что только четверо из десяти педагогов постоянно или периодически используют в своей работе игровые формы деятельности. А зря! Мой педагогический опыт показывает, что игра – это та форма учебной деятельности, в которой совпадают потребности детей и цели педагогов, а значит при грамотной организации игровых форм учебной деятельности, положительные результаты будут налицо.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15