Конспект урока по русскому языку на тему Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным


СПП с придаточными обстоятельственными, присоединительными.
Их строение. Значение.
Цель: Повторение и обобщение материала по теме «Сложноподчиненное предложение»
Задачи:
закрепить умения определять виды СПП с придаточными обстоятельственными;
выработать навыки в постановке знаков препинания в СПП;
закрепить умения в выполнении заданий ЕНТ
Оборудование: компьютер, раздаточный материал (памятки, тесты), презентация о СПП, зачетный лист урока
Ход урока:
Организационная часть.
Проверка дом. Задания: 2 конверта на 2 группы – распределить сочинительные союзы и подчинительные союзы.
2. повторение теории:
- какие предложения называют СПП?
- к чем разница между простыми предложениями в составе СПП?
- где может находиться придаточная часть по отношению к главному?
- назовите виды СПП?
- назовите виды СПП с придаточными обстоятельственными?
Практическая часть:
Задание: определить вид СП:
Океан бил о берег с такой силой, что дрожал весь причал. (СПП с придат. Определит.)Все взглянули туда, куда показывал старик. (СПП с придат. обстоят. места)
Я не знаю, куда отправлюсь после нашей встречи. (СПП с придат. изъяснит.)
Наклонилось дерево к речке так, что плавает листва.(СПП с придат.обстоят.обр.д.)
Я любил этот дом, где по вечерам собирались поэты и писатели. (СПП с прид.определит.)
Задание: Определить в каком месте находится придаточная часть по отношению к главной:
Что волки жадны, всякий знает.
Наивен, кто в любви искал покоя.
Как там холодно, мы уже слышали.
Хотя к этому располагал рассказ, я вопросов не задавал.
Все, что относилось к хозяйству, занимало мою мать мало.
Проверка знания материала:
1. Укажите СПП:
А) В лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену.
В) Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный ученый человек.
С) Поляны, усыпанные березовым листом, были полны солнца.
Д) Солнце уже пригрело землю, и росистая трава не была холодной.
Е) Мне нездоровилось немного, и потому я не стал дожидаться ужина и лег спать.
2. СПП с придаточным времени:
А) Художественное произведение тогда лишь значительно и полезно, когда оно в своей идее содержит какую-нибудь серьезную общественную задачу.
В) Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернули занавески.
С) Пусть роза сорвана, она еще цветет.
Д) Ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.
Е) Для того чтобы быть счастливым, надо не только любить людей, но и быть любимым.
3. СПП с придаточным условия:
А) В трактире знали Герасима и понимали его знаки.
В) Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.
С) Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет.
Д) Чем тропинка труднее, уже, тем задорней идешь вперед.
Е) Он был сильно не в духе, так как был очень не доволен.
4. Определите вид придаточного предложения:
Зимой мы часто встречались в чайных и кидали медяки в пузо горластых органов, чтобы музыка заглушила разговоры.
А) Места В) Уступительное С) Следствия
Д) Цели Е) Причины
5. СПП с придаточным места:
А) Солоха думала долго, куда спрятать такого плотного гостя.
В) Шляпа у него был надвинута на лоб, поэтому глаз почти не было видно.
С) Он засмеялся и пошел, куда ему захотелось.
Д) Он с большой веселостью описывал мне семейство коменданта, общество и край, куда завела меня судьба.
Е) Куда ушла она, никто не мог сказать
№ 1 В
2 А
3 С
4 Д
5 С
Рефлексия.
Домашнее задание.