ССП открытого урока Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным


Цели урока:
Показать особенности сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Задачи:
формировать умения различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи и осуществлять синтаксический разбор сложного предложения;
формировать нравственный, позитивный режим общения при обмене мнениями;
 развивать речь учащихся, умение выделять главное.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент. Объявление темы, постановка цели.
Сегодня мы с вами вспомним основные виды обстоятельств, сравним их с видами обстоятельственных придаточных в сложноподчиненных предложениях. Мы должны будем научиться отличать их друг от друга и правильно ставить знаки препинания внутри предложений с таким видом придаточных.
II. Проверка домашнего задания.
- Что называется сложным предложением?
- Какое предложение называется сложноподчиненным?
- Какие группы сложноподчиненных предложений мы изучали на прошлых уроках?
- На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
- На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
- С помощью чего они присоединяются к главному?
Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Повторение видов обстоятельств. Ученик, получивший на прошлом уроке индивидуальное домашнее задание, показывает созданную им презентацию с таблицей «Основные виды обстоятельств».
Презентация 1
Пояснение учителя: подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.
III. Изучение нового материала.
Презентация 2.
Вид придаточного обстоятельственного На какой вопрос отвечает К чему относится Место придаточногоЧем прикрепляется
1. Степени в какой степени? насколько? к сочетанию с указат. словом после главного союзы и союзные словачто, как, будто, словно;сколько...
2. Образа действия как? каким образом? к сочетанию с указат. словом после главного союзы и союзные словачто, как,чтобы, словно...
3. Места где? куда? откуда? ко всему главному предложению свободное (до, после, внутри главного) союзные словагде, куда, откуда
4. Времени когда? как долго? с (до) каких пор? ко всему главному предложению свободное союзами когда,пока, с (до) тех пор как, как только...
5. Условия при каком условии? ко всему главному предложению свободное союзами если, раз, когда...
6. Причины почему? отчего? ко всему главному предложению свободное союзамипотому что, оттого что, так как, благодарятому что, ибо
7. Цели зачем? с какой целью? ко всему главному предложению свободное союзамичтобы, для того чтобы...
8. Сравнительные как? в сравнении с чем? ко всему главному предложению свободное союзами как,подобно тому как, чем, будто, точно,словно...
9. Уступительные несмотря на что? ко всему главному предложению свободное союзами хотя,несмотря на то что, пускай, как ни...
10. Следствия что является следствием этого? ко всему главному предложению после главного союзом так что
11. Присоединительные что можно к этому добавить? ко всему главному предложению после главного союзными словами что, отчего, зачем,почемуИзучаем таблицу, по гиперссылкам переходим к примерам, иллюстрирующим каждый из видов придаточных обстоятельственных, составляем схемы предложений. Отрабатываем навыки выделения грамматической основы предложения, определения типа придаточного предложения.
IV. Первичная проверка усвоения знаний.
Вопросы ученикам:
- Что общего между придаточными обстоятельственными в сложноподчиненных предложениях и обстоятельствами в простом предложении?
- Назовите виды придаточных обстоятельственных.
- В чем особенности присоединения к главному предложению придаточных обстоятельственных?
- Как ставятся знаки препинания при составных подчинительных союзах?
- Расскажите о синтаксических синонимах сложноподчиненных предложений с придаточными условными.
- Как отличить придаточные сравнительные от сравнительных оборотов?
V. Первичное закрепление знаний.
Работа по группам.
(Приложение 1)
Примеры заданий для одной из групп:
I. Выберите правильный вариант ответа.
1. Сложноподчинённое предложение с придаточным места.
а) На Кавказе, где все были храбры, трудно было кого-либо удивить храбростью. (А. Есаков)
б) Второго мая к восьми часам утра приехали мы в Почтамт, откуда отправлялась московская почта. (А. Шан-Гирей)
в) Бабушка решила продолжить воспитание Мишеля в Благородном университетском пансионе, куда она и отвезла внука в 1827 году. (По П. Висковатову)
г) В 1844 году мне пришлось поселиться там, где погиб великий поэт. (А. Шан-Гирей)
2. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступки
а) Хотя курс юнкерской школы был двухлетний, Лермонтов едва ли несколько месяцев провёл между нами. (А. Меринский)
б) Несмотря на достижения наших литературоведов, мы всё ещё не изучили всех обстоятельств смерти Лермонтова. (По Е. Гуслярову, О. Карпухину)
в) Секунданты не смогли уладить дело, несмотря на предпринятые усилия. (А. Траскин)
г) Помнящие Юрия Петровича Лермонтова называют его красавцем, привлекательным в общении, хотя и странным человеком. (По П. Висковатову)
II. Укажите правильный вариант синтаксической характеристики предложения.
Не бойся труда, ибо он силы не отбирает, а добавляет. (А. Чернышевич)
а) побудительное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух простых предложений: первое — односоставное, определённо-личное, распространённое, осложнённое однородными членами, полное; второе — односоставное, безличное, распространённое, осложнённое однородными членами, полноеб) побудительное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоит из двух простых предложений: главное — односоставное, определённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное; придаточное причины — двусоставное, распространённое, осложнённое однородными членами, полноеIII. Составьте схемы предложений.
1) Там счастье не диво, где трудятся нелениво. (Пословица)
2) Народными сказками восхищался Пушкин, настойчиво советуя молодым писателям читать их, «чтобы видеть свойства русского языка».
3) Он не рассказывал об этом сильном впечатлении никому, потому что ему никто бы не поверил.
VI. Контроль и самопроверка знаний.
Упражнение по теме из учебника.
VII. Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.
Итак, сегодня мы познакомились с вами ещё с одной группой придаточных предложений – обстоятельственными, научились отличать их от других придаточных предложений, отметили их особенности.
- Что нового узнали на уроке?
- Остались ли вопросы, на которые не нашли ответа?
Домашнее задание: подобрать примеры сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными разных видов (придумать самостоятельно, выписать из текстов произведений или из учебников по другим предметам, вспомнить стихотворные строки).